Старший брат

…Ворчливо огрызаясь затихающими вдали молниями, только что прошедшая гроза отодвинулась к югу. Короткая июньская ночь мягко зашелестела листвою умытых берёз. В воздухе запахло свежескошенной травой и влажной испариной от раскалившихся за день натруженных тротуаров. С облегчением выдохнув, разомлевшая природа начала плавно погружаться в недолгий, но благодатный сон…

     Лишь я никак не могу заснуть. Постояв немного на балконе, опять возвращаюсь на кухню и снова зажигаю большую стеариновую свечу. Блики от её пламени медленно расползаются по закоулкам затемнённого помещения, тускло освещая иконы, висящие в углу справа от окна. Опять приглушённо шепчу слова знакомой молитвы, троекратно осеняя себя крестным знамением. И, размазывая по щекам непрошенные слёзы, неосознанно зависаю в цепочках воспоминаний, которые тесной чередой роятся где-то совсем рядом, неподалёку…

                *   *   *

   …Вот я, ученица начальных классов БарсОвской восьмилетки, вернувшись из школы, с нетерпением жду Твоего приезда из Киржача, где Ты учишься в старших классах. Знаю, что там, в школьном буфете, Ты непременно купишь мне обещанные пончики с повидлом – одно из моих любимых лакомств…
     И когда городской автобус прибывает в наш гарнизонный посёлок, смотрю в заснеженное окно. Вижу, как на улице Ты прощаешься со школьным приятелем и идёшь к подъезду дома. Грохает входная дверь квартиры. Я стрелой мчусь навстречу.
   – Ну как, не забыл? Купил?  – с ходу вырывается у меня.
   – Чего купил? – спрашиваешь Ты, притворно выражая удивление.
   – Сам ведь знаешь! Пончики с повидлом! – выпаливаю я.
   – А-а-а… – небрежно откликаешься Ты и достаёшь из портфеля ещё тёплый промасленный свёрток.
     Я мгновенно выхватываю бумажный кулек из твоих рук и, бухнувшись в кресло, с наслаждением уминаю аппетитные, поджаристые пончики. А потом, наскоро вытерев маслянистые пальчики, обнимаю Тебя за плечи и произношу слова искренней благодарности…

   …Пригород Казани. Мы едем с Тобой на Волгу. Я, пятилетняя девчонка, сижу впереди на раме старенького велосипеда, а Ты, одиннадцатилетний подросток,  старательно накручиваешь педали, крепко держа руль в руках. На железной и узкой велосипедной раме сидеть, конечно, неудобно. Я постоянно ёрзаю по ней, чтобы занять более удобное положение. Ты, естественно, ворчишь на меня. Но обоих вдохновляет лишь одно – купание в реке и долгожданное катание на лодке.
     Как и обещал, спустя некоторое время Ты подтягиваешь к берегу деревянную рыбацкую лодчонку и приглашаешь меня стать её пассажиркой. Я с лёгкостью  перепрыгиваю через бортик и усаживаюсь на носовую часть. Оттолкнувшись от берега, Ты садишься на вёсла и, расположившись спиной ко мне, заставляешь наше «судёнышко» медленно, но верно продвигаться вперёд…
     Разомлев от жары, я стараюсь ладошками дотянуться до прохладной водной глади. Слегка смочив руки, осторожно протягиваю вниз свои непоседливые ноги. Осмелев, спускаюсь с бортика всё ниже и ниже. Вот уже и оборки коротенького платьица погрузились в воду. В голову приходит шальная мысль – держась рукой за лодку,  немножко поплавать в реке. Здорово!.. Но тут…
     Соскользнув за борт, я вдруг начинаю ощущать, как какая-то неведомая сила затягивает меня под днище лодки. И даже держаться двумя руками уже невозможно... Судорожно пытаюсь цепляться за носовой бортик лодки, но тоненькие детские руки быстро ослабевают. Захлёбываясь от воды, начинаю пронзительно кричать. Ты резко  оборачиваешься и, бросив вёсла, стремительно подскакиваешь к носовой части.
   – Держись! Только пальцы не разжимай! – заполошно кричишь Ты и хватаешь меня за запястья.
     Лодка тем временем замедляет свой ход. Напрягаясь изо всех сил, Ты крепко держишь мои руки и медленно, сантиметр за сантиметром, вытаскиваешь из воды. Ещё несколько усилий – и я, ободрав до крови кожу, переваливаюсь наконец через борт. И только здесь, прочувствовав совсем близко холодное дыхание реальной гибели, начинаю рыдать во весь голос. Ты с жалостью смотришь на меня и ,успокаивая, гладишь по мокрой  худенькой спинке:
   – Ну ладно… Всё позади… Обошлось… Не плачь! Только маме ничего не говори. Ладно? А то она больше не отпустит нас на речку.
     Часто всхлипывая, я послушно киваю. А потом, зябко поёжившись, начинаю неуклюже стаскивать с себя промокшее платье для просушки. Ты помогаешь мне расстелить его на корме и, озабоченно вздохнув, снова садишься за вёсла. Потихоньку правишь к берегу и не произносишь больше ни слова… Сейчас я чётко осознаю, что Ты - мой спаситель, и горячая волна нежности и любви к Тебе заполняет все мое существо.

   …На просторной кухне в БарсОво закрыты все занавески и выключен свет. Тускло горит лишь специальный красный фонарь. На столе стоит фотоувеличитель и две ванночки с жидкими химикатами. Под ногами – тазик с холодной водой. Ты проводишь со мной последний «инструктаж», после чего мы садимся на табуретки для того, чтобы самостоятельно печатать собственные фотографии…
     Пару месяцев назад папа с мамой подарили тебе на день рождения классный фотоаппарат «ФЭД-2». С тех пор Ты «отщёлкал» уже несколько плёнок. Старательно проявив их и отобрав лучшие кадры, сегодня решил делать фотокарточки. Я у Тебя – в «подмастерьях»…
   …И вот начинается настоящее колдовство. По Твоей команде я достаю из пачки чистый лист фотобумаги и протягиваю Тебе. Ты размещаешь его на столике увеличителя, и за несколько секунд на нём появляется изображение первого кадра негатива. Затем свет гаснет, и Ты погружаешь листок в раствор левой ванночки. Постепенно там проявляется какая-то чёрно-белая картинка. Мне очень хочется рассмотреть её под светом красного фонаря, но Ты, быстро ополоснув мокрый снимок в тазике с водой, поддеваешь его пинцетом и опускаешь в другую, правую ванночку. Я, конечно, ничего не успеваю увидеть, потому что слышу твою команду:
   – Доставай новый листок! Только аккуратно! Под столом. Иначе засветишь всю бумагу!..
     Нервно посапывая от напряжения, я послушно выполняю все Твои «приказы». Процесс повторяется, только под светом фотоувеличителя можно различить уже другой кадр. И так – много-много раз. До тех пор, пока в пачке с фотобумагой ничего не остаётся…
   …Промыв все снимки в воде и отглянцевав их, Ты наконец встаёшь и зовёшь меня в дальнюю комнату. Зажигаешь там свет. Теперь я могу разглядеть фотографии как следует. Господи, какое же это чудо!.. Вот бабушка Евпраксия Ивановна сидит в своём платочке у окна. А вот – папа с мамой стоят во дворе у нашего подъезда. А это – я со школьными подружками. А здесь – улыбающаяся сестра Люда, приехавшая из Казанского университета на каникулы…
   – Ой, да ты – настоящий фотограф! – с восхищением восклицаю я. – Здорово! Отлично получилось!
   – Ну ладно! Рад, что тебе понравилось! – отвечаешь Ты и, довольный, идёшь на кухню наводить порядок…
   
   …И вот уже Ты – курсант Коломенского военного артиллерийского училища. Я любуюсь Тобой, когда Ты приезжаешь домой на короткие каникулы. Такой возмужавший,  стройный, подтянутый и очень красивый.
Мама тут же начинает хлопотать по дому: жарит яичницу с луком, угощает домашними пирожками и крепким чаем с земляничным вареньем. Наша квартира наполняется атмосферой счастливого семейного праздника, и мне очень радостно находиться в эпицентре этого торжества…

   …А однажды Ты приезжаешь в БарсОво с голубоглазой, симпатичной девушкой-шатенкой. Она, заметно смущаясь, но очень доброжелательно знакомится со всей нашей роднёй. Её имя – Александра. Ты ласково называешь невесту Шурчоночек и не сводишь с нее влюбленных карих глаз.
    
    А через некоторое время мы получаем  телеграмму, в которой  Ты сообщаешь, что вы с Шурочкой-Александрой подали заявление в загс. На свадьбу, веселую и добрую, я с родителями еду в Коломну. Все счастливы! Почти пятьдесят лет продлится этот прекрасный союз двух любящих сердец. Но тогда мы этого ,конечно, не знали. И желали молодым всех земных благ.

   …Жизнь начинает заметно преображаться. Мы становимся вполне взрослыми людьми… Командование Советской Армии направляет тебя сначала в Венгрию, а затем в Азербайджан. У вас с Шурой появляются на свет милые детишки – дочка Наташа и сын Михаил…
     Через определённое время, окончив вуз, и я выхожу замуж. И у меня тоже рождаются дочка и сын…

   …Годы летят стремительно и незаметно. Наши дети подрастают. А в стране происходят глубокие социально-политические преобразования. И теперь мы живём уже не в СССР, а в новой России. Ты с семьёй переезжаешь в Коломну и продолжаешь службу в границах своего государства. Видимся мы не часто, но регулярно созваниваемся и переписываемся.
     Постепенно из всей нашей дружной семьи в живых остаёмся только мы с Тобой. А  наши дети как-то незаметно становятся вполне самостоятельными людьми. И вот уже мы примериваем новые «статусы и роли». Бабушек и дедушек. У Тебя – четверо внуков, а у  меня – шестеро. В это верится с трудом, но факты – вещь неоспоримая…

   …Теперь наши разговоры с Тобой всё чаще переключаются на темы воспитания внуков и поддержания собственного здоровья в рамках «достойного самочувствия». Постоянно делимся очередными медицинскими рецептами, с благодарностью вспоминаем родителей  и надеемся на новые встречи, которые нас поддержат, морально воодушевят. И они происходят, эти редкие, но незабываемые и прекрасные встречи.

   …С приходом 2020 года я начинаю всерьёз переживать за Твоё здоровье. В феврале Шурочка сообщает, что Тебя поместили в реанимацию с подозрением на инфаркт миокарда. Проходят две или три тревожные недели. Я постоянно молюсь в Храме и около домашнего иконостаса. Похоже, Господь сжалился над Тобой. Тебя выписывают из больницы живым и невредимым. Лишь с небольшой «поправкой» на возрастную сердечную недостаточность…

   …Но тут – новая напасть! Похоже, уже посерьёзней. Обнаружена злокачественная  опухоль. Как назло, эпидемия коронавируса не позволяет вовремя определить Тебя в онкологический центр. Приходится ждать долгие три недели, преодолевая боли и страдания.  Но вот наконец – госпитализация в клинику. Начинается лечение химической терапией и радиологическим облучением. Тебе становится заметно лучше. Мы, Твои родственники, с облегчением выдыхаем и надеемся на благополучный исход болезни… Каждый день с огромным волнением жду новых сообщений от Шурочки…
 …Утром 6-го июня Шура упавшим голосом произносит в трубку, что в 9.20 Твоё сердце остановилось. Не выдержало всех этих крайне тяжёлых перегрузок. У меня подкашиваются ноги, в горле застревают жгучие спазмы, перед глазами бегут тёмные круги. Разум отказывается верить в произошедшее…

   …Восьмого июня состоялись похороны моего старшего брата Юрия. Нет, не так! В этот день был с почестями предан родной земле достойный сын России, офицер,  подполковник запаса Юрий Михайлович Панченко. Светлая ему память!..       

                *   *   *

   …Свеча на столе почти совсем догорела. Ранний рассвет, растворившийся за окнами, взбудоражил стайку городских чаек. Птицы взмыли над крышами нашего микрорайона, оглашая окрестности печально-жалобными криками. Создаётся впечатление, что они проявляют сочувствие к моему внезапно накатившему горю… Выйдя на балкон, полной грудью вдыхаю свежий утренний воздух. Знаю, что
Ты не ушёл от нас бесследно. Частицы твоих мыслей, сознания, души и сердца генетически расплескались в твоих детях и внуках. А дальше… Дальше они перейдут к правнукам и праправнукам. Значит, жизнь и дела Твои будут вечно продолжаться в поколениях будущих потомков. И так будет всегда! В этом и заключена мудрость земного мироздания…


Рецензии
Инга, очень пронзительно написано! До слёз...
Если сюжет имеет прямую связь с реальностью, то выражаю Вам свое сочувствие. Но мы же с Вами верующие люди и знаем: у Бога нет мертвых, все - живые.
Царство Небесное р.Б. Георгию! Имя "Юрий" отсутствует в святцах.
В очередной раз убедился в Вашей способности ЧУВСТВОВАТЬ. Редкое качество.
Спасибо за творчество.
С уважением,

Виктор Кутковой   13.12.2024 20:27     Заявить о нарушении
Я очень благодарна вам, Виктор, за такие тёплые и важные для меня слова. Не смогла сдержать слёзы от нахлынувших воспоминаний.
Очень признательна за прочтение и ваш утешительный отзыв.

Инга Ткалич   13.12.2024 21:17   Заявить о нарушении
Как же нам порой не хватает родных людей! И никто не может восполнить сей утраты. Утешает одно: будущая встреча, если сподобит Господь. И, наверное, она станет еще ярче, чем на земле, ибо это будет воистину духовная радость, а не просто эмоциональная. Дай Бог, дай Бог...
Тем не менее продолжаем жить. Продолжаем зарабатывать себе Царство Небесное. Иначе - пустота небытия... Чего не хотелось бы :-).
Желаю Вам, Инга, побольше благодати Божией. У Вас все есть для ее успешного приобретения. Да, уже немало и приобретено, но не бывает благодати много. Она ведь воздействует и на участь уже ушедших наших родных.
Помогай Бог!
С сочувствием и нежностью,

Виктор Кутковой   31.01.2025 18:57   Заявить о нарушении
Да, Виктор, если сподобит Господь, родные души должны встретится "на хрупких переправах и мостах, на узких перекрёстках мирозданья".

Инга Ткалич   31.01.2025 20:16   Заявить о нарушении
Вам нравится Высоцкий?
Весь или частями? :-)
Что касается наших встреч Там, то родственные и половые связи идут, согласно словам Христа, не в счет, но по-настоящему ЦЕННОЕ для наших душ исчезнуть не может. Удалять это из души и Богу не нужно, потому что ЦЕННОСТЬ христианская - не грязь, а богатство, которое питает душу и в вечности.
Сердечно -

Виктор Кутковой   31.01.2025 21:48   Заявить о нарушении
Да, мне нравится творчество Высоцкого.
Часто слушаю. А вам?

Инга Ткалич   01.02.2025 13:51   Заявить о нарушении
Когда он кричал "а в церкви все не так, все не так, ребята", то мне всегда хотелось спросить: "А что ты там делал?". Это православному человеку нравиться может вряд ли. Владимир Высоцкий, как и Андрей Тарковский, - типичные советские интеллигенты, совсем невоцерковленные, но бравшиеся за духовные темы. Но когда они работали над тем, что им хорошо было знакомо, получались шедевры.

Виктор Кутковой   01.02.2025 15:14   Заявить о нарушении
Впервые, когда я познакомилась с творчеством Высоцкого, сама была духовно не образована. Да и сейчас мне нужно много работать над собой, чтобы понять и принять многие православные истины и смыслы. Но я стараюсь.
В настоящее время в восторге от его шедевров. Нравится военная тематика( не зря же я дочь офицера)))). Юмор Высоцкого выше всех похвал.

Инга Ткалич   01.02.2025 16:46   Заявить о нарушении
Инга, я ведь не противник творчества Высоцкого, а, пожалуй, сторонник. В свое время много его песен слушал тоже. "Протопи ты мне баньку..." - шедевр, потому что он впитал в себя эпоху и является своеобразным зеркалом ее. Говорю как свидетель той эпохи, ибо в день похорон Сталина сам стоял на траурном митинге с траурной повязкой на рукаве. Не вру. Всё помню. А уж Высоцкий захватил время "культа Вождя" почти на 10 лет больше меня. Он знал о чем пел. Правда, Василий Белов обвинил его потом в романтизации "блатнятины" (термин Белова), но писатель это утверждал в 90-е годы, когда лагерная субкультура действительно приобрела невиданный размах. Что в отношении Высоцкого, полагаю, не совсем справедливо, ибо артист работал в другое время и в других условиях. Впрочем, простим Василия Ивановича, поскольку он не был ученым. А с научной точки зрения творчество художника следует рассматривать обязательно в историческом контексте. С православном же дискурсе я рассматриваю творчество и в аспекте синергии художника с Богом. ("Без Меня не можете творить ничесоже" Ин. 5:15.)
Отнюдь не случайно упомянул рядом с Высоцким Тарковского. Приведу пару цитат (без сносок) из своей предпоследней монографии "Творческий процесс, синергия, духовность художника":
"Христианская этика требует от художника одного – жить не своим разумением, подчас оборачивающимся произволом и вседозволенностью, «но всяким словом Божиим» (Лк. 4: 4). Священник Владимир Соколов замечает: «Открывая высшие ценности и красоту горнего мира, талантливый человек становится вольным причастником добра и невольным обличителем зла» . Против чего вряд ли возразил бы и сам кинорежиссер, ибо позиционировал себя православным христианином. Таким и похоронен. В этом требовании «жить словом Божиим», созерцая красоту горнего мира, нет пресловутой моралистики. Это условие, при котором человеку дается благодать, а божественные энергии питают его ум, душу и даже тело. Иначе не состояться и синергии. Во всяком случае, из благодатной синергия превратится в безблагодатную, а, следовательно, не имеющую отношения к Богу. Может ли художник, пребывая в дивергенции, становиться или оставаться обличителем зла?
(...) Однако ум взрывается неоспоримым фактом: отрицание подвига Христа, возможность спасения мира через прелюбодеяние с ведьмой Марией (!!), а не через «всепревосходящую чистоту Девы» (св. Григорий Богослов) остается налицо. В таком случае, кому совершено жертвоприношение?
(...) По мнению о. Феодора (Ильина), Тарковский, «скорее, относится к людям, которые пытаются искать Истину, и в этом поиске сознают смысл своего существования, а не к тем, которые уже познали Истину и жизнь свою стараются построить в соответствии со своей верой и со своим знанием» . На наш взгляд, произошла трагедия художника: притом, что он всю жизнь искал истину, в чем и сознавал смысл своего существования, все-таки завершил свой путь искажением Истины, которая, как известно из Евангелия, есть Иисус Христос.
Состоялось ли в таком случае со-трудничество постановщика с Богом? С каким? С богом «ученых и философов» (можно добавить сюда художников) или с Богом Исаака, Иакова, Авраама, о чем предупреждал Б. Паскаль? Пусть на данный вопрос честно ответят сами оппоненты.
Нам же открывается некое чудовищное противоречие между словами «Художника занимает абсолютная истина, поэтому он смотрит вперед и видит раньше других» и полученным результатом, столь далеким от заявленной «абсолютной истины». В данном случае, если Андрей Арсеньевич, смотря вперед, и увидел что-то раньше других , то это было время антихриста – лжемессии, выдавшего себя за Христа.
Тарковский, будучи хрестоматийным перфекционистом, вне всяких сомнений, отдавал себя искусству полностью, работая с огромным напряжением сил, буквально на их пределе. Очевидно, именно перенапряжение, ностальгия и болезненное состояние провоцировали срывы и явились причиной упомянутых богословских промахов режиссера – режиссера, добровольно избравшего религиозную парадигму в своем творчестве.
Впрочем, дают о себе знать и более вероятные причины: интерес к антропософии Рудольфа Штайнера; многократные занятия медитацией в Италии; доверительные отношения с Джуной Давиташвили и с другими экстрасенсами; интерес к буддизму – все это, по всей видимости, не прошло бесследно… В дневниковых записях режиссер упоминает о планах поставить фильм по Евангелию в трактовке оккультиста Р. Штайнера. Хотя правильней речь вести даже не о желании экранизировать каноническое Евангелие в понимании главы антропософии, а о съемках гностического «Пятого евангелия», им написанного, где Богочеловек Иисус Христос становится человеком Иисусом – подобием шекспировского Гамлета, сомневающимся, а порой даже малодушным (!); лишь потеря сознания спасла его от жертвоприношения идолам и богоотступничества (!!!). Этот человек Иисус, соединяясь с «солнечным эоном», только тогда и становится Христом. Причем Штайнер не считал Крещение Богоявлением; не признавал реального Воскресения (воскресло лишь эфирное тело, которое и будет явлено во Втором Пришествии, а само тело остается в глубине земли, куда провалилось в результате землетрясения). «Евангелие» от Штайнера сообщает еще массу аналогичных несуразностей, о коих говорить дальше – значит, их популяризировать. Грозила ли здесь «гибель духовности по причине обладания ложным знанием»? Ведь понятно же, что ожидало Тарковского в работе над таким фильмом. Это был бы не промах, а провал, настоящая духовная катастрофа выдающегося художника. История подобные примеры знает. Но Бог милостив…".
Нечто подобное можно предъявить и Высоцкому (правда, он выпал из поля моего внимания в книге). Барда спасало лишь то, что он не был погружен в духовные проблемы настолько глубоко, как его приятель - знаменитый кинорежиссер. Тем не менее, учитывая влияние песен Владимира Семеновича на массы, когда даже Президент страны спрашивает "Где деньги, Зин?", то слова "а и в церкви все не так, все не так, ребята" воздействует на секулярное сознание самым отрицательным образом. Потому нападки на Церковь левацкой шпаны становятся все успешней. Нечему удивляться. Дело отнюдь не в морализаторстве, которое совершенно претит мне, а в объективных последствиях. Сотериологию все-таки никто не отменял.
Много еще можно говорить, но пора и честь знать.
Простите грешного.
Всегда с нежностью к Вам,

Виктор Кутковой   01.02.2025 20:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за столь развёрнутое и полезное для меня добавление.
В нашем общении я становлюсь информационно богаче. И мой пытливый ум радуется такому приобретению.
С огромным уважением и благодарностью за всё.

Инга Ткалич   02.02.2025 09:22   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Инга!
Недавно прочитал слова св. Василия Великого о том, что у человека должно быть чувство достаточности прожитой жизни. Святитель прямо указывает: прожил своё, реализовал свой талант - уступи место на Земле тому, кому это еще предстоит сделать.
А ведь верно и очень мудро! Прямо душа успокоилась.
Люди жадно цепляются за жизнь, точно хотят жить вечно. Никто вечно жить не будет. А вот достойно уйти - это еще надо заслужить и суметь.
Ваш брат ушел более чем достойно. Наверняка он Вам уже и сообщил о своей заслуженной участи. При такой чувственности, как у Вас, иначе и быть не может.
Вспомним строки, написанные Есениным в буквальном смысле кровью: "В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей". Да, в них полно разочарования, доходящего до отчаяния. И это плохо. Но ведь есть и мудрость...
А пока будем жить. Господь призывает душу в вечность с точностью до секунды. Ровно тогда, когда необходимо. И если еще живем, то, значит, до сих пор не реализовали свой талант. И тут подумаешь... :-))
Инга, дай Бог Вам веселия духа, жизнелюбия, богодухновенных замыслов и их замечательных воплощений!
Будем жить (и реализовывать талант) с улыбкой! :-)
Сердечно -

Виктор Кутковой   18.03.2025 18:19   Заявить о нарушении
Виктор, светлый вы человек!
Поэтому на душе так хорошо после общения с вами.

Инга Ткалич   18.03.2025 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.