Враг мой

В тот момент, когда я думаю о лучшей иллюстрации по поводу любви к врагам, то вспоминается фильм моего детства «Враг мой». Так как, в детстве мне никто не говорил о Боге, да и Библия была под запретом, то фильм «Враг мой» для меня и стал первой иллюстрацией примирения непримиримых врагов. Фильм, появившийся в СССР в 1989 году и представленный как фильм ужасов имел огромный успех и до сих пор не теряет своей актуальности. Тема ненависти, нетерпимости, злобы и вражды, к сожалению, для человечества является практически вечной и даже в просвещённом XXI веке расизм, ксенофобия, экстремизм, этноцентризм и шовинизм, всё ещё животрепещущие темы.

Позже читая первую детскую Библию, появившуюся на русском языке в 1990 году, я столкнулся со словами Иисуса:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Матф.5:43-48

Так постепенно я усваивал идею о том, что совершенство заключается в любви, а у всех людей в мире гораздо больше общего, чем различий. Также расширению моего сознания сильно способствовали путешествия по миру и любовь к чтению. Где бы люди ни жили и чем бы ни занимались, они задают себе одни и те же вечные вопросы и сталкиваются с одними и теми же проблемами.

На днях, вспомнил про фильм «Враг мой» и подумал, что наверняка должна быть и книга, по которой, когда-то этот фильм был снят. И действительно в 1979 году, Барри Брукс Лонгиер написал повесть «Враг мой», которая удостоилась всех существующих престижных наград и сделала своего автора знаменитым. Фактически можно сказать, что повесть «Враг мой», угодила в «яблочко», так как Лонгиер хотя и писал другие произведения, так больше и не сумел превзойти своё первое произведение. Может поэтому его творчество и оказалось для меня неопробованным, в то время когда я зачитывался Хайнлайном, Нортон, Гаррисоном, Кларком и Гамильтоном.

В общем, обнаружив повесть «Враг мой» и её автора Барри Брукса Лонгиера, я решил прочитать это произведение поднимающее, на мой взгляд, один из самых актуальных вопросов – вопрос возможности примирения со злейшими врагами. Пока есть враги, войны, конфликты и насилие человечество будет постоянно находиться на грани вымирания, путём самоуничтожения.

Если в двух словах, то сюжет повести таков, два заклятых врага – человек и драг в отдалённом будущем, оказываются на необитаемой планете и вынуждены помогать друг другу, чтобы выжить. Автор берёт врагов не просто из разных стран, а из принципиально разных видов. Человечество, начав космическую экспансию, сталкивается с не менее развитой в техническом плане цивилизацией драгов и начинается межгалактическая война. Уже множество убитых и раненых с обеих сторон и люди, и драги люто ненавидят друг друга, не понимают друг друга и видят только один выход в сложившейся ситуации – война на истребление, а другими словами попросту геноцид.

Сейчас существует масса фантастических фильмов и книг, где взаимоотношения с пришельцами определяются очень простой логикой – либо мы, либо они. Не видать нам покоя, пока создания с непонятной логикой, непонятным мышлением, чуждой философией, стоят у нас на пути. В подобных фильмах и книгах никто и не думает договариваться с врагами. «Любить врага» - это даже не смешно – «хороший враг, мёртвый враг». И вот на фоне, в принципе, очень однотипного взаимодействия с пришельцами повесть «Враг мой», действительно стоит особняком. Даже себя я ловил на мысли, что конечно войны среди людей – это плохо и нужно это прекратить в любом случае, так как все мы дети одного Бога, но вот если бы существовали пришельцы… Однако главные герои повести «Враг мой», постепенно приходят к выводам, что принципы устройства Вселенной одни и те же, как для землян, так и для драгов, а следовательно высшие достижения религиозной и философской мысли также одинаковы, что может сделать даже непримиримых врагов – лучшими друзьями. Человек и драг, совершенно разные внешне, имеющие разные традиции и разную культуру, разную историю и физиологию, приходят к выводу, что обоим нужно есть, оба хотят оставить после себя потомство, оба страдают от одиночества и мечтают о крепкой дружбе и взаимовыручке. Они оба не чужды религиозности, философы обоих народов говорят схожие вещи, главная из которых заключается в том, что любовь превыше идеологии. По сути, все конфликты проистекают от неумения любить, когда мы старательно вытесняем других из своей жизни, обретая «моральное право» осуждать, обижать и унижать их.

Повесть оставляет множество вопросов неразрешёнными и в данном повествовании главным героям не удалось полностью примирить оба народа, однако они смогли основать колонию, где желающие из двух народов смогли бы жить в дружбе, гармонии и любви.

В общем если вдруг у вас возникнет желание поразмышлять на тему мира во всём мире, прощения, примирения, барьеров, конфликтов и их причин, повесть «Враг мой» подойдёт.

Цитаты из повести:

«Поразительно, какое пламя способна раздуть искорка надежды: огонь разгорается и в конце концов сжигает отчаяние».

«Что же тут дурного, если я просто-напросто я? Не всем же быть философами! Ведь таких, как я, во Вселенной насчитываются миллионы и даже миллиарды. Если не больше. Кому какая разница, задумываюсь я над смыслом жизни или не задумываюсь? Живем - и все тут, больше мне и знать-то ничего не положено».

«Ты и свою-то родословную выучил не дальше родителей, а теперь вдобавок отказываешься узнавать о своей Вселенной то, что доступно познанию. Каким же образом ты определишь свое место в жизни? Где ты обретаешься? Кто ты есть?»

«Главное-то я познал: существует уйма вопросов, ответ на которые мне неизвестен».

«Чтобы все понять, надо обладать способностью все принять».

«Ладит с чужими мыслями лишь тот разум, что мирно уживается сам с собой».


Рецензии