Катастрофа 1986 года

26 апреля 1986 года случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, последствия которой доходят до наших дней. Светлая память погибшим и огромная благодарность за подвиг спасателям и ликвидаторам аварии.

Нововоронеж

Мы с мужем в апреле 1986 года находились на полевых работах в маленьком поселке городского типа Нововоронеж Воронежской области. В поселке жили работники, обслуживающие Нововоронежскую АЭС. Кирпичные дома, многоэтажные общежития для специалистов и командировочных, коммунальные удобства – для того времени условия были вполне современными. Магазинов, пустых во времена всеобщего дефицита, хватало на каждой улице. Спиртное было под запретом – в стране насаждался «сухой закон». Лучшие виноградники вырубались на корню. Но я не об этом. Задача нашей гидрогеологической партии состояла в том, чтобы пробурить скважины и обеспечить АЭС и поселок питьевой и технической водой.

Вокруг поселка и корпусов атомной электростанции были высажены сосновые и еловые посадки, уже взрослые к нашему приезду. Недалеко находились жуткие пруды-охладители с мутной водой и комарами-мутантами ярко-зеленого цвета. Утром комары слетались в поселок кусаться, к вечеру – погибали. Кровососы-однодневки. Жители постоянно мазались мазями или пользовались спреями, но помогало плохо. Помню искусанных и перемазанных зеленкой детишек и взрослых. Так, на собственном опыте, складывалось впечатление о проживании в экологически неблагополучной зоне.

Конец апреля

Сотрудники нашей экспедиции находились на буровых точках 27 апреля, когда по радио прозвучало сообщение о колоссальной катастрофе в Чернобыле. По возвращении в поселок мы увидели испуганных и молчаливых жителей. Из их рассказов узнали, что именно в этот день, специалисты обнаружили у нас, на Нововоронежской станции, трещину в стене одного из блоков. Все осознавали, что, если она начнет расширяться, последствия могут быть аналогичными украинским. На фоне ужасной катастрофы наши проблемы не освещались в СМИ. Параллельно спасательным работам в Чернобыле на нашей станции началась активная деятельность по ремонту аварийного блока. Часть спецов была отправлена в помощь на Украину, оставшиеся работали на ликвидации медленно расползающейся трещины.

На начало мая сотрудники нашей экспедиции разъехались на каникулы по местам жительства. Отсутствовали мы недели две. Вернувшись, узнали, что опасность миновала – трещина ликвидирована.

Маслята

По возвращении мы приступили к работе: выезжали в посадки, бурили, качали, делали анализы воды и т.п. В поселке местное радио ежедневно оповещало о правилах профилактики от радиации. Сейчас они кажутся просто смешными. Рекомендовались ежедневная влажная уборка в помещениях и прием йода на кусочке сахара. Запрещались покупка ягод и овощей на местном маленьком базарчике и сбор грибов. Следовало носить закрытую одежду – это в жару!
Нам в посадках было прохладно. Во второй половине июня начали пробиваться грибы. Удивительно, но факт – только маслята. Их было так много, они вырастали такими здоровыми, что не верилось глазам. Мы их собирали молоденькими, жарили с картошкой и съедали, хотя это было запрещено. Перед окончательным отъездом мы за час-два набрали маслят и отварили, получилось целое ведро. Дома мы их и жарили, и солили, угощали друзей и соседей. До сих пор все здоровы. И память о тех событиях тоже жива. Жизнь продолжается.


Рецензии