Репин. Портреты брата Василия

 Илья Репин .Портреты брата Василия.1867г,1876г Третьяковская галерея.

      У родителей И.Е.Репина было семеро детей. Двое из них стали их гордостью: Илья прославился как великий художник, Василий (1853-1918) посвятил свою жизнь музыке. Разница между братьями в 9 лет - существенна. В отношении Репина к Василию присутствовали любовь, внимание и забота.
   
     Вася Репин был последним ребёнком, который родился в 1853 году, когда матери был уже 41 год. В 1863 году 19-летний Илья уезжает в Петербург поступать в Академию художеств, а в Чугуеве Вася остаётся единственным утешением для родителей.

    Мальчик растёт любознательным, но особый интерес проявляет к музыке. Приезжая из Петербурга домой, старший брат видит стремление Васи научиться играть на сопилке. И в это же время Вася становится терпеливым натурщиком для брата-художника. Появляется несколько рисунков с изображением Васи, а во второй свой приезд на каникулы, в 1867 году, Илья пишет замечательный портрет своего брата-подростка (Государственная Третьяковская галерея).

   Вскоре Илья Репин, по его же словам, «вытаскивает из провинции» и забирает Васю в столицу. Братья снимают квартиру в доме Шмидта на Четвёртой линии, и, по всей видимости, именно там рождается новый живописный образ: в комнате, среди разбросанных книг и нот - молодой музыкант, играющий на сопилке (Государственный Русский музей).  Позже, в 1876 году, появится ещё один портрет брата. Это уже не провинциальный юноша, а музыкант оркестра Мариинского театра в белоснежной рубашке с бабочкой и чёрном фраке (Государственная Третьяковская галерея).

         Через много лет Илья Ефимович Репин вспоминая о путешествии по Волге, писал: «У брата моего была несокрушимая и не заглушимая ничем страсть к музыке. В Чугуеве он овладел в совершенстве только хохлацкой сопилкой и не расставался с ней ни в Петербурге, ни на станции Марьино (близ Харькова), где он служил телеграфистом.

    Во время сборов в дорогу он сказал, что ему недостаёт только флейты для полного счастья. Флейта была куплена, и теперь на Волге, на палубе парохода, он часто уподоблялся Орфею, которого слушали все, особенно третьеклассные пассажиры и куры, которых щедро кормил повар на зарез. Я немало дивился, как скоро мой Вася освоился с заправским инструментом и как гармонически-бесподобно шли звуки флейты к широким водным и пустынным пространствам. И мы слушали его, забываясь, под шум колёс плоскодонной нашей посуды, как называют на Волге плавучее сооружение…»

      Осенью, вернувшись из путешествия в Петербург, где они не были четыре месяца, братья приступают к учёбе. Илья продолжает обучение в Академии художеств, Василий - в Консерватории.

    Но вот обучение в Консерватории закончено, Василия Репина приглашают в оркестр императорского Мариинского театра в Петербурге. Он виртуозно играет на духовых инструментах – фаготе, гобое, флейте. В Консерваторию возвращается уже в качестве преподавателя по классу гобоя. По воспоминаниям Л.А.Шевцовой-Споре (племянницы его жены), Василий Репин не только играл, но и сочинял музыку.

 Благодаря своему старшему брату, Василий стал вхож в семью петербуржского архитектора А.И.Шевцова. Младшая дочь Алексея Ивановича, Верочка, в 1872 году становится женой Ильи Репина, а через несколько лет Василий женится на старшей дочери – Софье. О судьбе их детей известно очень мало. Дочь, названная так же, как и мать, Софьей, в молодости была балериной.

     Василий Репин женат был дважды. Илья Ефимович всегда старался оказывать помощь своим родным. Поддержку и покровительство старшего брата ощущал и Василий. Для его сына Ильи, а также для внуков Алёши и Васи репинские «Пенаты» – имение художника под Петербургом, долгое время были родным домом.(По материалам статьи Галины Ермошенко)


Рецензии