Открытие белой вороны
Есть белая галка среди серых ворон.
Она не лучше других, она просто даёт
Представление о том, что нас ждёт за углом."
Всё напевал про себя Стасик вместе с Nautilus Pompilius строки из песни “Наша семья” и всё думал про себя, а так ли это хорошо, быть белой вороной, или всё же это плохо и даже очень плохо.
"А что такое, это белая ворона, которая существует в природе среди птиц и даже среди людей" — Продолжал размышлять под ту же песню немолодой уже человек, по имени Станислав Владимирович, который вдруг, совершенно неожиданно для себя пришёл к не очень лицеприятным для себя выводам о том, что такое эта белая ворона среди людей, которой он то как раз и был уже долгие годы, правда, не догадывался об истинной сути своего бытия в этом образе.
А сегодня ночью, когда ему не спалось, его осенило, и от своего открытия он проворочался в постели совсем уже без сна до самого утра, когда всё не мог успокоиться, а за окном давно уже взошло солнце и пели птицы.
Птицы — вороны с белым оперением в природе встречались очень редко, и он это знал ещё из прочитанных в детстве книжек, этот их редкий белый цвет был обусловлен довольно редкой мутацией — альбинизмом, который так же редко встречался и среди людей, и они были более уязвимы для хищников, птицы, не люди, из-за своей заметности. А хищников, белых тигров, к примеру, или львов, природа тоже обидела, наградив таким редким окрасом вместо чёрных полосок на рыжем, потому что взамен она наделила их плохим зрением, что очень важно было для зверя, и еще какими-то болячками, в общем, они к тому же долго не жили, потому что тоже страдали уязвимостью, сильно отличаясь внешним видом от своих сородичей. И об этом Стасик тоже прочитал в тех книжках из детства.
Ну, а белая ворона среди людей стала уже таким противоречивым символом необычности, что ли, инаковости, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время символом некой избранности, чистоты и беззащитности.
"Только, что толку от понимания этой своей чистоты и избранности," — думалось Станиславу, который пытался разобраться в существующей проблеме, всё глядя в такой же чистый и белый потолок не спящими глазами — "Ежели ты был неким парией в обществе себе подобных. Они просто чаще всего не понимали тебя и всё."
Все твои благие намерения по отношению к кому-то разбивались, как правило, о глухую стену непонимания других, чужих тебе по мировоззрению. Ты же был редким белым среди большинства чёрных, которые всегда с подозрением относились не просто к твоему внешнему альбинизму, а именно к внутреннему, к тому миру, который сильно отличался от мира тех, кто был, иносказательно чёрным.
Впрочем, белую ворону и в животном мире стараются избегать другие представители фауны, а в человеческом сообществе всегда наблюдалась абсолютно схожая ситуация, когда почти в каждом коллективе обнаруживался подобный человек, который резко отличался от остальных и на которого тут же вешали ярлык белой вороны, как отличительный знак, что б не спутать с остальными, его тут же нарекали человеком со странностями и он становился изгоем этого общества. Люди никогда не были сильно щепетильными в таких делах, и благодаря сплетням и слухам на такого, в их понимании «чудака», с радостью навешивали те самые упомянутые различные ярлыки, а когда и вовсе в преувеличении делали его каким-то сумасшедшим.
Им было всё равно, этим людям, что это такой же, как и они сами, человек, только не похожий на них по своим моральным устоям и мировоззрению.
Это и было как раз тем, что вдруг пришло в голову той ночью Станиславу Владимировичу, когда он даже до утра проворочался с мыслями о том, что он - то как раз и есть из этих, из сумасшедших со своей вечной нравственностью и моралью чести и порядочности. И всё бы ничего, он бы как- нибудь пережил этот неприятный для себя момент, но его открытие заключалось совсем в другом. Его так называемая ненормальность упиралась в его вечное желание справедливости, которое не ограничивалось честностью и порядочностью, а включало в себя ещё и многое другое, и вот этим- то он и отличался от других, от тех, кто его окружал и считал каким-то не таким.
Он, лёжа в кровати без сна, всё вспоминал своё детство, когда тогда уже хотел, чтобы всё было по честному, а так не выходило, но он был маленьким мальчиком, и получая шлепок по носу, продолжал снова идти по выбранному им пути.
И всё равно, каждый раз натыкался на несправедливости этой жизни, как тогда, когда ещё в детском саду он первый раз столкнулся с таким явлением, когда его ударил какой-то мальчишка, а Стасик сразу не сориентировался и не дал тому сдачи. Но тут удивительным образом не сработало всегдашнее правило "после драки кулаками не машут", потому что вечером Стас, когда за ним пришёл старший брат, по совету того пошёл и махнул кулаком в сторону обидчика и тут же стал виноватым, потому что никого не интересовало, что его побили первым, а он только постоял за себя, ответив, вообще-то, тем же.
Такой лёгкий промах, даже не урок, не обескуражил пацана и он продолжил жить по своим, каким -то ему только ведомым правилам, придерживаясь честности и порядочности там, где их не было почти что и в помине, а более того, их не ждали.
Зато своим поведением он обескураживал своих сверстников. Он один из всего класса потащился домой к классной руководительнице их класса, просить о помощи, нет не ему, ни в коем случае, а своему однокашнику Толику Волку, когда тот с родителями, зачем они это сделали Стас даже тогда не понимал, будучи представителями пятой советской графы, отправились с первой волной переселенцев на этническую родину, о которой только что- то отдаленно слышали, но на реальной родине мать Толика работала продавщицей газированной воды на их местном городском рынке, а отец сапожником, и что они собирались делать в той стране земли обетованной не совсем было понятно, но это вовсе не волновало Стаса, он вычитал в газете, случайно увидев заметку о том, что его одноклассник, тот самый Толик Волк, сидит с мамой в Вене и их оттуда не выпускают, а они хотели вернуться обратно в Советский Союз, в тот город, который реально являлся для них родным, и что отца оставили в качестве заложника в Израиле, в общем ничего не поняв в этой странной истории с заложниками и невозвращенцами, Стас помчался выручать товарища, ему казалось такое не справедливым.
Но их "классная", про которую он помнил теперь только то, как она, внешне похожая на сухую рыбу воблу с таким же рыбьими водянисто -голубыми глазами, которая была историчкой, и вечно, стоя перед классом, стучала по ладони одной руки тыльной стороной другой, вколачивая историческую правду в свои пальцы, а не в головы учеников, и вот она- то просто отказалась помогать, нет не Стасу опять, а Толику, она ведь была историком в советской школе и прекрасно знала, чем такая помощь может обернуться для неё самой.
Но потом Толик как-то всё же вернулся и даже вместе с мамой, что было с папой, никто так и не узнал, но сам Толян весь в импортных шмотках с гордым видом, совсем не расстроенный, а довольный жизнью и наверное, даже случившимся, расхаживал по улицам их родного города и так даже не узнал о том, что Стасик пытался ему помочь, как всегда зачем-то восстанавливая справедливость, впрочем, блудный сын своего Отечества даже не вернулся в их школу, а учился теперь в какой -то другой.
Собственно, это был не первый раз, а главное, не последний, когда справедливость не восторжествовала на глазах у Стасика, ещё до того, до истории с заложником, тем его одноклассником, в младших классах его товарищ, как-то подойдя к нему на переменке, с хитрым видом передал ему бумажку, скрученную в трубочку, почти эстафетную палочку участника в соревнованиях по забегу на длинные дистанции, в которой, когда Стасик развернул её, эту бумажку, было написано нецензурное слово, означающее на взрослом цивилизованном языке “совокупление”, но, так как друг не сказал, что оно означает в переводе на нормальный язык, то наивный и любознательный Стасик, ничего не подозревая, показал таинственную записку своей маме, а следом все узнали какой он, Стас плохой, потому что это он написал то самое слово.
Короче, то, что Стасику крепко тогда влетело, не надо даже и говорить, правда тогда же, как и в детсаду, удачно не сработало "после драки кулаками не машут", и он сказал товарищу, что если тот признается в обмане, то есть скажет всю правду, то за правду ему ничего не будет. В глубине душе мальчик так и думал, он же верил в честность и справедливость, которая вот те раз, опять дала сбой и влетело теперь уже его другу-однокласснику и им не разрешили больше дружить.
Как и позже другой его одноклассник, очень продвинутый в вопросах секса не смотря на свой малый возраст, а случилось это в третьем классе, когда им всем было лет по девять, бегая по классу, выкрикивал, слава богу, не матерные ругательства, а всего лишь название венерической болезни, а Стас, снова желая знать, что оно значит, это слово "сифилис", что б не забыть незнакомое ему название, взял и записал его в дневник.
Что произошло дальше, тоже рассказывать никому не надо. Потому что на сей раз справедливость не просто не дала сбой, она нагло промолчала.
В общем, после того, как другой его товарищ по парте в классе шестом списал у него всю контрольную работу не своего варианта, а ему Стасу поставили “два”, сказав, что это он списал, несмотря на не совпадающий вариант, он понял, что что-то в этом мире не то.
Но надо быть справедливым, не всё так было плохо у Стасика, во всяком случае не на постоянной основе его разочаровывала отсутствующая порядочность и честность, в которые он вечно верил и всё искал в людях, тем не менее, когда подростком он и вовсе залетел под фанфары, оказавшись в колонии для несовершеннолетних, не будучи ни в чём виноватым, а виновники не его торжества остались за пределами бетонного забора с колючей проволокой, то есть на свободе, и где он столкнулся ещё и с жестокостью и насилием, он и вовсе разочаровался в своей теории чести и справедливости этого мира.
***
Отсидев положенный срок, назначенный ему судом, Стасик вышел на свободу. В тот момент, когда он оказался за пределами того высокого бетонного забора, украшенного колючей проволокой, и потом обернулся на ставшие на время родными ему пенаты, ему показалось, что он оставил там не просто всё своё прошлое, но и себя, как белую ворону. Следом перед глазами на мгновение промелькнула улыбка его матери там, в зале суда во время вынесения ему приговора, она тогда ещё показалась ему какой-то зловеще -сардонической или просто самодовольно -злорадной, эдакая смесь чувств в одной единственной эмоции, застывшей на её лице. Она всегда больше любила его старшего брата, отец с ними почти и не жил, и у Стаса не сохранилось даже в памяти никаких детских воспоминаний о нём, он только позже узнал, что был случайным ребенком, которого не ждали и потому не жаловали, а тут появилась возможность и вовсе от него избавиться, потому что выйдя из колонии, Стасик уже не вернулся в реально родной дом, он начинал жизнь в тот момент, стоя у железных ворот, заново, прощаясь без горечи и сожаления со старой, и ему казалось, что и тот статус своего бытия в образе белой птицы, он тоже оставляет в том своём, уже ставшим далёком, прошлом.
Но это ему только так казалось или больше хотелось, иначе с чего бы это уже сильно повзрослевший Станислав Владимирович, которому было уже хорошо так за пятьдесят, лежал до утра без сна и мучился от мысли, той, которая вдруг неожиданно пришла ему в голову — от чего же он, был всё это время белой вороной, а он ею был, и чёрной овцой среди белых, реальных, овец.
Он вспоминал не только разные эпизоды из своей жизни, пролистывая её, как книгу и не останавливаясь на том плохом, что было с ним и после того, как он покинул стены того заведения закрытого типа для малолетних преступников тоже. Вспомнив, в какие минуты от него в непонимании отворачивались люди, он в какой-то момент даже вздрогнул, как от неожиданного удара тока, его настигло почти что озарение, он подумал о том впечатлении, которое у него сложилось за последнее время от общения с людьми, для которых он был каким-то странноватым, о том, что многие чуть ли не пугаются, будто боясь узнать в этой жизни что-то новое для себя, привыкнув жить по каким-то устоявшимся понятиям, он вспомнил даже о том, как ещё тогда, когда ему пришлось доучиваться после колонии, как его ровесники почти крутили у виска пальцем, наблюдая рвения молодого тогда ещё Стасика в учёбе, он был тогда для них белой вороной, как и позже, будучи взрослым, не раз повторялось нечто подобное.
И хотя он больше уже никого не спасал, как когда-то своего одноклассника, его гуманизм, честность и порядочность никуда не делись, являясь его второй натурой, прочно сросшейся с первой, и вот эти-то его качества и давали повод тем, другим, белого цвета овцам, считать его каким-то не таким. Именно этот момент в его осознании происходящего показался ему не просто удивительным, а даже парадоксальным, это то, что делало его изгоем в обществе ему подобных.
Но таких изгоев, каким был Станислав Владимирович, было не так и мало, просто они раскиданы были по всему белому свету, как и редкого белого цвета звери и птицы - альбиносы. Он это отлично знал, как и знал о существовании в своей стране в северной столице в Санкт-Петербурге некой театральной группы, появившейся ещё в 90-х, которая называлась «Театр Дождей», символом которого была знакомая всем «белая ворона».
Та самая белая ворона, которой всё же так и оставался в этой жизни Станислав. Весь смысл этой труппы заключался в том, что её актёры представляли себя и всех своих зрителей белыми воронами, которые не похожи были на всех остальных и именно в этой отличности они и видели своё главное достоинство.
Это были люди, как и Стас, уставшие от озлобленности и бесчувствия, от непонимания и жестокости нашего времени, которые приходили в этот театр уже много лет.
„Белые вороны“, которые слетались в одну стаю, собираясь под одной крышей „Театра Дождей“.
Станиславу Владимировичу же, у которого не было возможности в силу своего места проживания вдали от Питера, быть вместе с этими людьми, близкими ему по духу и мировоззрению, ничего не оставалось, как только согреваться мыслью о том, что всё же хоть кто-то, подобный ему, которых тоже сделали изгоями, может собираться под одной крышей того “Театра Дождей” и не чувствовать себя белой вороной среди себе подобных.
***
“Есть белая овца среди черных овец,
Есть белая галка среди серых ворон.
Она не лучше других, она просто даёт
Представление о том, что нас ждёт за углом. “
Всё напевал про себя Стасик вместе с Nautilus Pompilius знакомые строки из любимой им песни, а за углом тем временем каждого ждало что-то своё в зависимости от того, был ли он белой вороной или чёрной овцой среди белых овец. Правда, несмотря на то открытие, сделанное Станиславом Владимировичем, тут в жизни людей ничего не изменится, они, будучи белыми овцами одного человеческого стада, продолжат выбраковывать чёрных овец, называя их паршивыми и белыми воронами, без учёта всех имеющихся в них достоинств, которые так отличали их от остального большинства.
21.06. 2020 г
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №220062100532