О мудрости и её отношении к возрасту

Мудрость, что ни говори, хорошая штука. Много сказано о том, что есть мудрость и чем она отличается от ума. Мне кажется, главное отличие в том, что умом можно злоупотребить (что и происходит сплошь и рядом), а мудростью невозможно.  Точно так же как можно злоупотреблять знанием, но нельзя истиной. Определение мудрости как человеческого качества в одном предложении дать невозможно. Сложно сделать это, даже и не загоняя себя в такие рамки. Попробую всё же выделить главное в ней, чтобы для себя прояснить, что она такое.
Конечно, мудрость связана с наличием интеллекта: может ли глупый человек быть мудрецом? Но при этом к нему не сводится. Если бы сводилась, то самые умные были бы одновременно и самыми мудрыми. Но мудрецов человечество с незапамятных времён выделяет в особый слой людей, отличая их от просто умных. Не сводится мудрость и к жизненному опыту, хотя, вне всякого сомнения, тоже без него немыслима. 
Мудрость есть определённое качество ума при наличии его необходимого количества (а также знания жизни, житейского опыта). Что же это за качество?
Если говорить предельно просто и коротко, это понимание того, что в жизни по-настоящему ценно, и умение жить в соответствии с таким пониманием.  Можно возразить: для разных людей главные ценности различны. И в разных условиях человеческого бытия они могут существенно отличаться. Но это не по существу возражение: во все времена в любых обществах вырабатываются примерно сходные стереотипы (в хорошем смысле этого слова) что есть истина, добро, красота, порядочность, правильное, естественное. 
Да, есть разница в трактовке этих понятий, и они в чём-то могут быть относительны. Но не настолько, чтобы в них не просматривалось некое существенное и общее устойчивое ядро, некий целостный комплекс, независимый от культурного, социального, исторического контекста.  Иначе понятие «мудрость» было бы совершенно бессмысленным. А оно несомненно имеет смысл – так же, как и многие другие понятия, вовсе не легко определимые, но с которыми мы неизменно связываем ясный и положительный смысл. Я думаю, если собрать мудрецов всех времён и народов и дать им общий язык, они легко бы понимали друг друга и были бы согласны друг с другом во всём. Ну или почти во всём, за исключением каких-то мелких, не столь существенных частностей.
У Сенеки есть хорошее высказывание: «Мудрость в том, чтобы всегда хотеть и отвергать одно и то же». Скорее, это не определение мудрости, а характеристика, указание на один из её существенных, устойчивых признаков. Здесь даже нет разъяснений, что именно и из чего выбирается. Подразумевается – из чего угодно: поведения, образа действий, пристрастий, вещей, связей, круга общения… Важно то, что мудрый неизменно предпочитает то, что соответствует его понятию о правильном, лучшем, истинном.
А вот ещё в тему, хорошо высказался польский сатирик Богуслав Войнар: «Мудрость – это умение выбрать наименьшую глупость». Тут уже предполагается знание жизни, аналитический ум, понимание необходимости смириться с неизбежным, способность оценить последствия своего выбора и принять за него ответственность.
Согласно таким характеристикам получается, что мудрость есть комплексное, составное, и в то же время целостное, монолитное понятие.

*

Конечно, способностью к выбору лучшего и оптимального мудрость не исчерпывается. Существенными чертами мудрости многие мыслители называли следующие.
Мудрец довольствуется малым или просто тем, что у него есть. Презирает гонку за выгодой, накопление материальных благ как самоцель, стремление к достижению положения в обществе, славы, почёта, власти. Для него в оценке всего происходящего в жизни на первом месте стоит этический аспект, а уже потом – какой-либо другой. Он признаёт в качестве подлинных критериев успеха самореализацию, познание и изменение к лучшему себя, других людей, мира в целом. Хотя он и признаёт важность материальной стороны жизни, филистёрство бесконечно чуждо ему.
Мудрец полностью осознаёт преходящий характер всех вещей и событий, помнит о неизбежном конце жизни – своей и чьей угодно. Это даёт ему понимание того, что значимость всех человеческих дел и устремлений относительна, а любые достижения и обладания ничтожны перед лицом смерти. Но при этом у него отсутствует тотальный пессимизм и страх перед смертью. Он признаёт самоценность жизни, умеет радоваться ей в целом и отдельным мелочам. Преобладающее его умонастроение – ровный умеренный оптимизм.
Мудрец по мере накопления опыта вырабатывает всё более искусное умение избегать, где это возможно, трудностей и бед. С возрастом это перерастает в способность заранее предвидеть и предупреждать различные проблемы и неприятности, к которым относятся (не в последнюю очередь) проблемы с собственным здоровьем. Мудрый ставит такое умение выше суетного стремления к счастью. Хорошо выражено это известным высказыванием: умный найдёт выход из трудного положения, а мудрый в нём не окажется. 
Мудрец хорошо знает человеческую природу, её лучшие и худшие стороны. Знает главные закономерности жизни. Различает типовые ситуации и сценарии их развития. Разбирается в разнообразных мотивах человеческого поведения.  Интуитивно и верно оценивает сложные, запутанные события и предвидит их далёкие последствия. Умеет видеть и лес, и отдельные деревья, когда это надо.
Мышление мудреца в основном ориентировано на целое, а не на части. Он расставляет приоритеты (для себя и для других) так, что главное, суть и ядро неизменно оказываются выше, существеннее, центральнее, чем второстепенное, детали и шелуха. Есть по этому поводу следующие хорошие высказывания.
«Мудр не тот, кто много думает о великом, а тот, кто мало думает о пустяках» (Хан Сян-Цзы).
«Мудрец отличается от обычных людей не тем, что он мыслит, говорит и делает. А тем, чего он не мыслит, не говорит и не делает, он отличается от других людей» (Гуань Инь-Цзы).
«Мудрость состоит в том, на что не следует обращать внимания» (Уильям Джеймс).
Для мудрого жизнь имеет безусловный смысл сама в себе, а всякий смысл непременно связан с жизнью. Для такого отношения ему совсем не обязательно разделять веру в разные мифы, созданные и поддерживаемые не столь мудрыми. Самой жизни для него вполне достаточно. Он не разделяет жизнь и «духовность». Он не будет искать нечто неуловимое и эфемерное, чего нет в его личном внутреннем опыте, что якобы оправдывает жизнь и придаёт ей значимость откуда-то из потусторонних сфер. Если в жизни самой по себе нет смысла, говорят в разной форме мудрецы разных эпох и стран, – не стоит тогда искать смысл и за её пределами.
Мудрый понимает, что жизнь проходит только «здесь и сейчас», именно «в формате» (как нынче модно выражаться) текущего момента. Не в прошлом и не в будущем. И к отрезкам времени, близким к текущему моменту, у него отношение сходное. Самый важный день твоей жизни – сегодня. Лучшее время для свершений, для начала новой жизни – между вчера и завтра. Главное – то, чем ты занят в данный час или в данную минуту. Самый важный человек – тот, с которым имеешь дело сейчас. Мудрый ценит время и не тратит его попусту – ни своё, ни чужое.

*

Мудрый неизменно терпелив, выдержан, снисходителен к слабостям и недостаткам других. Для него совсем не характерны категоричность, прямолинейность, резкость в суждениях. Хотя он знает, когда эти качества уместны, и может в случае необходимости их проявить. Он дорожит установившимися отношениями с другими достойными людьми и никогда не позволит этим отношениям разрушиться из-за сиюминутных недоразумений. Он большой мастер разумного компромисса. Принципы и идеи, даже самые возвышенные, он никогда не ставит выше реальных живых людей.
Мудрый готов совершать добрые поступки, помогать другим словом и делом без выгоды для себя и даже без простой ответной благодарности.  Он не ожидает, что другие будут по отношению к нему вести себя столь же благородно, ибо, как уже сказано, хорошо знает человеческую натуру. «Кто хорошо понимает людей, тот не ищет у них понимания», как отметил тот же Богуслав Войнар.
И не зря сетовал Соломон, что во всякой мудрости много печали. Да, мудрость всегда с привкусом горечи. И мировая литература, и сама жизнь дают немало примеров того, как дорого порой приходится платить обладателю мудрости именно за её проявления.  Но мудрец всё равно поступает так, как считает нужным, потому что ему ведомы мотивы более высокого порядка, чем личная выгода.
Мудрый неизменно придерживается реалистичного отношения к жизни. Он не питает беспочвенных иллюзий, не строит воздушных замков, не поддерживает утопические прожекты. Он твёрдо знает, что возможно, что маловероятно, а что неосуществимо в этом мире. Для его мировоззрения характерны трезвость и здравомыслие, здоровый скептицизм, высокая критичность мышления, умение отличать и отделять наполненное от пустого, реальное от выдумки, стоящее от ерунды, зёрна от плевел, настоящее от фальшивого.
При этом мудрый не впадает в другую крайность – цинизм и пошлость, такое отношение к жизни, которое ниспровергает любые ценности. Он избегает всяких крайностей и полярностей, за исключением редких случаев, когда третьего не дано и приходится выбирать между ними. Во всём он ищет оптимум, золотую середину, которая часто находится не между, и даже не в стороне, а вообще в другой плоскости. 
Например, одни говорят, что для успеха в жизни надо быть ярким мечтателем, ломать каноны, замахиваться на цели, кажущиеся недостижимыми (и приводят примеры). Другие утверждают, что наоборот, надо быть реалистом, твёрдо стоять на земле, а не витать в облаках (и приводят не менее убедительные контрпримеры). Мудрый же понимает, что истина не может целиком принадлежать ни одной из этих точек зрения. У каждого может быть свой путь к успеху – так же, как и свои критерии успеха.  В одних обстоятельствах у этой личности может быть вот такая дорога к его цели. А для другой личности и в других обстоятельствах эта стратегия не поможет, зато сработает другая. Третьего же эта цель и вовсе не интересует, ему от жизни нужно совсем другое.
Ещё пример. Расхожая мудрость гласит: нельзя судить о человеке по первому впечатлению. Но мудрость более высокого порядка корректирует это правило. Да, в большинстве случаев в оценке кого-то не стоит полагаться на первое впечатление, которое этот кто-то произвёл на нас. Да, оно может сильно обмануть впоследствии. Но если ты обладаешь наблюдательностью и проницательностью, если накопил сколь-нибудь существенный актив житейского опыта – и первый уже контакт с человеком может вполне рассказать о нём кое-что верное в том или ином отношении. В каких-то случаях можно довериться и интуиции, и здравому рассудку, и, в конце концов, просто собственным глазам и ушам. Настоящая мудрость отличает такие случаи.
Мудрый хорошо видит и ценит индивидуальное начало в людях и вообще в живых существах, насколько оно может проявиться. Являясь сам выраженной индивидуальностью, он знает, что настоящая жизнь манифестирует себя в индивидуальном, в отдельной единице жизни. А в чём-то общем, безличном и абстрактном можно найти только толкование жизни, но не её саму. 
По отношению к ближнему мудрый ведёт себя соответственно личности данного человека, его характера, интеллекта, душевных качеств и всего остального. Мудрый всегда учитывает персональные особенности людей, делает ли он с ними общее дело или беседует. У него нет общего для всех метода, его подход всегда конкретен.  Повторю мысль Ошо по этому поводу: «Человек знания отвечает на вопрос, а человек мудрости отвечает вопрошающему». Такое взаимодействие не только эффективнее, но и благотворнее: любой хочет, чтобы его личность замечали, отличали от других и уважали.
Наверное, можно продолжать ещё. Однако, пожалуй, достаточно. В завершение темы упомяну ещё один важный, на мой взгляд, элемент мудрости.  Это глубокое осознание единства всего живого на планете, связанного общей судьбой. Можно сказать, мудрость есть экология мышления. Вот её-то и не хватает в современном мире.
Нехватка природных ресурсов, наверное, не так страшна, как нехватка экологической составляющей мышления. Если мудрость не станет всеобщим приматом в отношении человека к природе и ближнему, то цивилизацию, при сохранении её главных нынешних тенденций, ждёт печальная участь. Пока же мы видим, что цивилизация умна, но, к сожалению, мудрой её никак не назовёшь.

*

Несколько слов надо сказать и об отношении мудрости к возрасту. Собственно, то общее место, что мудрость есть прерогатива старости или зрелости, уже никто и не клюёт – это ложный стереотип, предрассудок. Общим местом давно стало то, что мудрость вовсе не обязана приходить с годами. Нередко ведь бывает так, что вот он – уважаемый возраст, а мудрости как не было, так и нет. Думаю, такие примеры каждый знает. А кто снискал репутацию мудрого старца, хоть и среди своих ровесников – таких во все времена было не слишком-то много. Да и сейчас тоже.
Конечно, в преклонные годы любой человек (если у него мозг продолжает функционировать нормально) накапливает некую сумму опыта. Но для обретения мудрости недостаточно просто дожить до внуков и седин. Сам опыт определяется не пережитым, а усвоенным. Можно иметь опыт только в виде воспоминаний, как балласт. Опыт тогда только значим, когда он осмыслен. Но и он сам по себе ещё не составляет мудрости. Мудрость измеряется не столько тем, какой осмысленный житейский опыт мы накопили, сколько тем, как мы им распоряжаемся.
Вовсе не обязательно жить каким-то высшим смыслом и учить тому других. Научиться самому не делать очевидных глупостей, избегать явно неверных шагов, путей к проблемам и потерям, удерживать от них ближних – уже мудрость. Артур Шопенгауэр, большой мастер по части житейской мудрости, признаётся: «Моя философия ничего мне не дала, но многое позволила сохранить». Вероятно, всякого, кто может на склоне жизни сказать о себе так, можно считать если не источником мудрости, то вполне мудрым человеком.
Кроме того, можно быть мудрым в одних вопросах и обнаруживать недалёкость и даже глупость в других. От совершения глупостей, тем более ошибок разного рода и масштаба не застрахован никто, даже самый разумный и мудрый одновременно. Уже писал и повторю, что по отношению к жизни в целом никто не может быть профессионалом.
Вот характерный пример: обман миллионов людей в нашей стране в девяностые, когда они в массовом порядке несли вкладывать в финансовые пирамиды свои сбережения, чтобы с ними навсегда расстаться.  Разве среди этих миллионов не нашлось ни одного мудрого по жизни человека?  Наверняка были, и немало, но и их жизненный опыт не предостерёг их от такого шага. Они, как и не столь мудрые, просто не могли себе представить, что обман в таких масштабах при попустительстве государства возможен. Оказалось-таки, возможен!
Отличие обладающих мудростью от остальных не столь мудрых в том, что первых больше не провести подобным образом. Они теперь твёрдо усвоили: если обещают прирост капиталов в 100% годовых и более, - это обман. Тот, в ком накапливается мудрость, уже не попадётся и на другие аналогичные уловки. Не столь же склонные к накоплению мудрости, несмотря на печальный опыт, продолжают верить мошенникам и снова готовы отдавать им деньги в обмен на несбыточные обещания.
С другой стороны: можно стать мудрым человеком, и не достигая старческого возраста. Есть редкие индивиды, которые уже к середине жизненного пути (и даже в молодости) демонстрируют всеохватное понимание жизни, глубоко проникают в человеческую природу, видят самую суть вещей и событий. Немало творческих личностей, будучи далеко не стариками, оставили после себя то, что несомненно отмечено печатью мудрости. Например, Блез Паскаль, Люк де Клапье Вовенарг, Александр Сергеевич Пушкин, Свами Вивекананда, Акутагава Рюноскэ, Отто Вейнингер (имя Иисуса Христа непременно поставил бы во главе этого ряда, будь я уверен, что это не только персонаж библейского мифа, но и действительно живший человек). А ведь никто из них не дожил до сорока лет.
Чтобы развить своё мировоззрение до такого уровня, большинству других не хватает и целой жизни. Вроде бы, как справедливо заметил Станислав Ежи Лец, мудрости должно быть вдоволь, так как мало кто ею пользуется. Но тут уж, увы, сколько матушка-природа отмерила. Это какие-то особые врождённые качества. 
Эзотерики, верящие в реинкарнацию, говорят в таких случаях: это, мол, «старая душа», которая уже много раз воплощалась на Земле, накопила большой опыт, усвоила все положенные уроки и близка к окончательному освобождению.
Не знаю, да и не верится мне, писал уже о том… Но иногда думается: что если всё же есть в этом какая-то микроскопическая доля правды, которую словами выразить невозможно?
Как бы то ни было, хочется общаться с такими мудрыми людьми. И хотелось бы им быть самому.


Рецензии