О сверхценных идеях
Яркие примеры сверхценных идей – основополагающие постулаты любой религии. Основатели и апологеты всех тоталитарных идеологий тоже придавали последним статус сверхценных идей. Правда, в современном мире задурить ими головы в масштабах целых народов вряд ли возможно, как это бывало, скажем, в первой половине 20 века. Почему-то думается, что время подобных массовых умопомрачений кануло в Лету. Впрочем, кто знает… Религиозный фанатизм в человеческой природе остаётся безотрадным фактом, и ничто не указывает на его скорый конец, несмотря на всеобщее распространение грамотности и образования, научно-технический прогресс и прочие культурные достижения.
Я в этих заметках (как уже сам признавался и как заметил читатель) намеренно избегаю политических и идеологических тем. Они и так повсюду и постоянно обсуждаются, а я взялся писать совсем не о них. Мне и самому данные темы не столь интересны. Это не значит, что у меня нет мнения по поводу событий, происходящих на планете – в моей стране и за её пределами, или что всё это меня не волнует. Конечно, волнует, как и среднего обывателя, и своя более или менее определённая позиция по тому или иному поводу у меня есть. Но я и не надеюсь, что она интереснее читателям, чем мне самому. И, в конце концов, чтобы суждения в данных областях стоили выше суждений упомянутого среднестатистического обывателя, нужно и разбираться в предмете получше него. Понимая это, я и не сажусь не в свои сани.
Я здесь излагаю своё видение разных явлений жизни в основном с самых что ни на есть бытовых, низовых, приземлённых уровней (иногда всё же позволяя себе подняться повыше). А такие уровни предполагают только интуитивную общую оценку того, что попадает в поле зрения и на чём останавливается взгляд. Без излишнего анализа и зацикливания на деталях.
Возвращаясь к теме: наши сверхценные идеи могут быть одинаковыми или очень близкими с чьими-то. С такими людьми можно дружить, иметь общие дела или просто близкие отношения.
Но сверхценные идеи других могут быть весьма расходящимися с нашими, чуждыми. А то и просто несовместимыми, диаметрально противоположными. Пацифист и милитарист, либерал и сторонник жёсткой авторитарности, воинствующий атеист и фанатично верующий.
*
Набор сверхценных идей формируется у человека (если такое происходит), как правило, годам к 35-40. Те есть по достижении пресловутого среднего возраста, предполагающего известную сумму опыта. Дальше эти сверхценные идеи только укрепляются, глубже прорастают корнями в нашей душе, а потом ещё и плодоносят. Хотя процесс их формирования не всегда бывает линейным и гладким.
Наверное, человек в принципе может поменять свой набор сверхценных идей или просто обесценить его. Но для этого нужна существенная встряска всего его существа, обрушение системы ценностей, сокрушительное разочарование в жизни, людях, себе самом. Одним словом, некий тяжёлый внутренний кризис, его преодоление и катарсис. Потеря, обретение, перемена сверхценных идей – часто тяжёлое психологическое испытание, сопутствующее, как правило, испытаниям в реальной жизни и являющееся их следствием.
Конечно, такие перемены могут происходить и революционно, как катастрофа, и эволюционно, постепенно. Чем они резче, тем они, понятно, болезненнее. Про себя могу сказать, что я шёл к выработке своей системы сверхценных идей достаточно долгим и трудным путём, но постепенно и без личностных катаклизмов. Скажем так: поднимался в гору, но не падал и рук-ног не ломал.
Можно вообще не иметь никаких сверхценных идей. Предполагаю, что большинство людей как раз и не имеют. Но жить им это не мешает. Я думаю, действительно лучше не иметь никаких сверхценных идей, чем иметь такие, которые только мешают тебе жить самому и уж тем более другим. Ведь сверхценность, да и просто ценность идей не объективна. Всё, что я писал о святынях, в полной мере применимо и к сверхценным идеям, поэтому повторяться не буду. Сначала жизнь – она первична, потом уж ценности.
Однако я сам имею такие идеи. И другие люди, которые имеют сверхценные идеи, лично мне кажутся в основном более интересными, чем те, которые их не имеют. Правда, носители идей не любых, а совместимых (именно совместимых, а не совпадающих) с моими. Я думаю, наличие сверхценных идей (опять-таки не каких попало) – уже показатель глубины личности, определённой степени развития. Тогда как их отсутствие указывает, скорее всего, на некоторую… не то чтобы недоразвитость, а безразличие к главным вопросам в жизни. Хотя, повторю, идеи идеям рознь. Явно ложные или извращённые идеи тоже могут стать для кого-то сверхценными. А бывают весьма причудливые и настолько далёкие от реалий жизни, что исповедовать их или руководствоваться ими может только какой-нибудь психически неадекватный тип.
Мой набор сверхценных идей таков:
– развитие всего живого и вообще всего мира в сторону всё большей свободы и гармонии;
– свобода личности, самопознание и самореализация;
– сознательное участие во всеобщем эволюционном процессе.
Это главное. Я принимаю всё, что может быть сочетаемо с моим набором сверхценных идей. А сочетаться в данном случае может много чего.
Но вот многие популярные сверхценные идеи (бытовые, религиозные, социологические, футуристические или какие угодно ещё) мне не близки. Например, следующие:
– найти свою «вторую половинку» и обрести с ней уютное счастьице;
– вступить в какую-нибудь экологически-ориентированную общину, поселиться далеко от цивилизации и «вернуться в лоно природы»;
– построение общества всеобщего благоденствия и абсолютного равенства (и вообще всякие социально-ориентированные или технократические утопические проекты);
– спасение души и вечная жизнь в райской обители;
– «взять от этой жизни всё»;
– стать любой ценой успешным (как бы это слово ни понимать);
– безудержный научно-технический прогресс и завоевание космоса.
И уж совсем чужды националистические, ура-патриотические или пыльно-замшелые патриархальные идеи типа триединства народа, самодержавия и православной соборности.
Менее же всего для меня приемлемы идеи, которые в общем их охвате можно назвать «человек как муравей, живущий для муравейника». Учений с такой стержневой идеей, одной по сути, но разных по форме, много – и вот их-то я не принимаю совершенно. Муравейник, возможно, выше и значительнее отдельного муравья. Но человек – не муравей (если только сам упорно не считает себя таковым), и никакие (естественные или искусственно созданные) человеческие муравейники не должны стоять над ним как цель над средством и смысл его существования.
Не приемлю я и многих идей рангом помельче, однако все их перечислять будет долго.
С некоторых пор, общаясь с каким-либо человеком достаточно долго, и тем более, имея с ним какие-то дела, я стараюсь уяснить для себя, есть ли у него сверхценные идеи, и если да, то каковы они. Мне это важно понять, потому что, исходя из того, я могу выстроить отношения с данным человеком оптимальным образом. Найти с ним согласие или хотя бы компромисс по существенным для нас обоих вопросам. Понять, чего можно ожидать от взаимодействия с ним, а чего нет; что мы можем дать друг другу, а на что не стоит рассчитывать, чтобы попусту не тратить время и силы и не вести бессмысленных и бесполезных диалогов.
Свидетельство о публикации №220062100852