Бесполезный мост

   Работа в Африке. Строили очень большой и нужный для НАШЕЙ СТРАНЫ объект. В нескольких десятков метров от реки
И вот так уж получилось, что через эту мелкую, но быструю реку ежедневно переходило какое-то местное племя. Строго в одном и том же месте. Постоянно!... Утром с правого берега на левый, и уходили в вельд а поздно вечером - возвращались в том же месте.
   Много раз хотели посмотреть: куда и зачем они ходят, но было сказано: «Нельзя! Не надо вмешиваться в многовековой уклад!»
   И мы решили в знак того, что мешаем им, построить мост… простой пешеходный быстровозводимый. Средства на это нам дали и через неделю, мост уже был. Совсем недалеко от места их брода (река в этом участке не могла быть глубокой).
Но они продолжали переходить по дну реки, иногда разрезая ступни ног об острые камни. Ждали четыре дня, а потом, не выдержав, подошли к вождю (настоящий, самый настоящий вождь, за которым ШЕЛ  ВЕСЬ  ЕГО  НЕМНОГОЧИСЛЕННЫЙ  НАРОД). Набравшись смелости, я спросил к этого человека:
 - Уважаемый, мы построили мост для всех вас, чтобы было проще и легче! Примите его – это наш дар!
Последовал перевод. Он улыбнулся в ответ. Засмеялось всё племя, да задорно так. Потом вождь поднял руку, все стихли в секунду, и что-то сказал. В полнейшей тишине мы ждали, когда этот человек закончит речь, а судя по тому, что почти всё племя кивало во время его ответа, я понял – говорит важные слова!
    Перевод ошеломил нас всех: «Человек свободен только тогда, когда, даже не поднимая голову, он видит небо! Посмотри на воду реки – в ней небо и солнце!», - и пошел дальше.
 - Но ведь, когда темно, вам сложно переходить реку?! По мосту же проще! Там безопаснее! - не унимался я.
   Он ответил, уже проходя мимо меня, но я понял, что сказано ещё более важное.
   Перевод был таким: Посмотри ночью под ноги, когда ты идешь по мосту. Неба и звезд ты не увидишь.
   Я даже не подумал проверять. Он был прав. Совершенно безграмотный в сравнении... да хотя бы и со мной, человек сказал АБСОЛЮТНУЮ  ИСТИНУ.



Это было очень-очень давно. И мне хотелось бы, чтобы и вождь был жив, и те люди так и не пользовались нашим мостом тоже были живы и здоровы. Он, кстати, у нас по документам так и прошел "Useless bridge" на английском и "nuttelose brug" на африкаанс, то есть "Бесполезный мост"

14.08.2015

Дополнение:
В январе 2020 года я приехал в ту страну в командировку. Было немного свободного времени, и попросил, чтобы меня отвезли  на Useless bridge. Еще издали я узнал тот участок вельда, где был мост. Им пользуются, но подход к нему зарос травой и кустарником. Те, кто бывал в юго-восточных и юго-западных, и в самых южных странах Африки, поймут, что значит "заросшая дорога в вельде"!!! Нет, я прошел. Стоя на мосту, посмотрел в тут сторону, где был брод, но следов не увидел вообще. Они просто ушли с этого участка. И ведь мы знали, что эти люди недолго находятся на одном участке, так как они просто ЖИВУТ там, где им интереснее, и где им никто не мешает, но влезли со своим пониманием хорошего и плохого! У них такое понимание свободы!


Рецензии
Отличная история, очень интересная!
Спасибо, Вячеслав!

Елена Потемкина   13.04.2021 15:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Знаете, в свободное время часто вспоминаю тех людей, с которыми работал/работаю вместе в странах Африки, Азии и Южной Америки, или тех, кого я видел там (наверное, возраст ;) ). Но Африка, и особенно та страна, стоят на самом высоком месте в этих воспоминаниях))) При чем, пересказать словами всё это сложно, да и непонятно это ооооооооооочень многим)))

Вячеслав Тенетко   15.04.2021 06:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.