Кризис мирового хоккея

Разговоры о глобализации и, как следствие, смерти института национальных сборных начались в 90-е годы. После Мундиаля в Италии тренер Милана Ариго Сакки пообещал, что его клуб покажет куда более привлекательный футбол, нежели Скуадра Адзурра благодаря лучшей сыгранности футболистов. При этом их паспорта и страны – вторичны.

«Модель Сакки», судя по всему, воплотилась в мировом хоккее. А пандемия лишь подчеркнула давний кризис института сборных в формате сильнейших игроков мира.

НХЛ – гегемон всех хоккейных лиг, и гегемон с космическим отрывом благодаря традициям, инфраструктуре, прозрачной организации и единым правилам для всех, независимо от истории и заслуг. В Лиге играют все сильнейшие: для того, чтобы увидеть лучших европейских мастеров, североамериканцам нет нужды изобретать формат Кубка Канады или Кубка Мира. Острота прежнего противостояния, в том числе и политического, неизбежно влияющего на хоккей, становится анахронизмом ХХ века. Я это осознал ещё перед Кубком Мира-2016, когда сборную России развели по разным группам с Канадой и США, причём с американцами мы не сыграли даже выставочный матч. Сейчас не 80-е, дали понять организаторы, а русских прим хоккея мы и так видим еженедельно – в Нью-Йорке, Вашингтоне, Сент-Луисе и других городах США и Канады.

На сегодняшний день можно сказать о кризисе и даже тупике института национальных сборных: после Сочи-2014 НХЛ отказывается от соглашения с МОК для участия лучших хоккеистов в Зимних играх, Кубок Мира-2020 не состоялся, в 2021 году, уже очевидно, его тоже не будет – дай бог вернуть НХЛ в прежнее русло после поломавшей весь нынешний сезон пандемии. Психологи любят произносить слова о том, что всякий кризис открывает новую возможность, но здесь мы попадаем не в тоннель, который выводит на свет, а в коридор без дверей. Даже в компьютерном симуляторе НХЛ-20 канадские создатели EA Sports впервые убрали режим игр национальных сборных, что вызвало огромное возмущение геймеров по всему миру: многие из них регистрируются на сервере игры, чтобы сразиться не за тот или иной клуб НХЛ, а за свою национальную сборную в формате Dream Team.

Согласны ли со сложившимся положением вещей сами игроки НХЛ? Совершенно точно можно сказать, что нет, в своём большинстве, о чём руководству Лиги неизменно заявляет профсоюз хоккеистов. Золотая олимпийская медаль, к примеру, не меньшая веха в карьере, чем выигрыш Кубка Стэнли. Элитный хоккей был украшением Нагано-1998, Солт-Лэйк-Сити-2002, Турина-2006, Ванкувера-2010, Сочи-2014, полностью оправдав ожидания. Ныне его на неопределённый – и, полагаю, весьма долгий срок – лишены и болельщики, и сами игроки.

Не надо забывать, что мы пока ещё живём не в том мире, где нет «ни эллина, ни иудея». Противостояние Нью-Йорк – Вашингтон, при всём изобилии звёзд, в том числе и российских, при всём качестве хоккея, тем не менее будет восприниматься массовым зрителем как локальная междоусобица географической и деловой столиц Америки. Совсем иное дело – матч Россия – США. Прошлогодний четвертьфинал этих сборных на чемпионате мира в Словакии вызвал в России куда больший ажиотаж, чем финал Кубка Стэнли с участием Вашингтона. Не говоря уж о рейтинге трансляции в Сочи 6 лет назад.

Напоследок – ещё одна деталь. Артемий Панарин, знаменитость в Нью-Йорке даже среди прочих знаменитостей, не исключаю, лет через 8-10, когда завершится его карьера, останется с семьёй в Америке – тем паче, при его открыто заявленном негативном отношении к нынешнему режиму Путина. Когда его спросили, как он относится к тому, что его поколению (Бобровский, Кузнецов, Кучеров, Тарасенко, Дадонов, Орлов, Сергачёв, Зайцев) так и не доведётся сыграть за сборную России на Олимпиаде или Кубке Мира в формате сильнейших составов, «диссидент» ответил:

«Лично для меня, это трагедия. Безотносительно всех возможных успехов в составе New York Rangers».


На фото: Памятный Кубок Мира-2016 в Торонто, пока что последний турнир в формате сильнейших игроков НХЛ. Редкий случай: сборная России вчистую кладёт на лопатки неудобных соперников - финнов (3:0). За секунду до первой шайбы Владимира Тарасенко.


Рецензии