Интервью газете Горизонт США

«Я ВИДЕЛ СЫНА БОЖЬЕГО…»
 
Интервью Павла Кожевникова с Васей Поповым.   

Павел Кожевников: Во-первых, спасибо тебе за то, что в своём насыщенном событиями графике ты нашёл время на это интервью о котором  я стал думать после прочтения твоей религиозно-философской книги «Я видел Сына Божьего...». Помнится, даже послал тебе письмо, и мы немного подискутировали. Но ты был занят, а я издавал свою очередную книгу. И вот сейчас  мы можем свободно потолковать обо всём, тем более, что я подключил наших постоянных читателей, которых у нас много и здесь в США, и в разных странах мира,
   Но, сначала расскажи о себе. Откуда ты родом, кто родители? Кстати, как к тебе обращаться, сценическим именем или официальным?

Вася Попов: Павел, для начала разреши поприветствовать тебя и всех читателей газеты: здравствуйте, люди добрые! А что касаемо формы обращения ко мне, то когда я слышу в свой адрес полное имя, то становлюсь очень серьёзным :-)
   Родился субъект вашего внимания на южной окраине города Тула, в семи километрах от Ясной Поляны, где находится усадьба Льва Толстого. Мама по происхождению «барышня-крестьянка» с двумя классами начальной школы. Но именно ей принадлежит, смею сказать, шедевральная строка «а снег ещё не выплакал всю зиму», которая дала название одной из моих песен. Кстати, в своё время ты пытался донести смысл этих слов для англоязычной аудитории…
   С отцом всё сложнее. Человек благородных кровей (из донского казачьего дворянства) во время войны (1941 г.) остался круглым сиротой. Его отец и брат, – мои дедушка и дядя, – имея бронь, ушли добровольцами на фронт и погибли. А батя, по совокупности причин, не был принят в пионеры и в пятом классе исключён из школы (т.е. ребёнком выброшен на улицу и предоставлен самому себе). В итоге, свои пятилетние «университеты», с учётом 60-ти градусных температурных зачётов (год за три) проходил на Колыме. 

П.К.: Круто! Суровая школа жизни была у наших родителей... Ну, а коль ты родился недалеко от имения Л.Н. Толстого, сыграл ли какую роль этот гений в твоём становлении как творческой личности, философа?

Вася Попов: В качестве приобщения к определённой культуре, ещё в четырёхлетнем возрасте, родители водили меня в музей-усадьбу Толстых. А в школьные годы, ты и сам знаешь, произведения писателя входили в обязательную программу обучения.
   С позиций сегодняшнего жизненного опыта скажу так: детско-подростковые книжки графа в школе были вполне уместны, а вот, к примеру, изучать «Войну и мир» в том возрасте, смею заметить, – профанация. Положа руку на сердце, ответь себе, много ли ты встречал людей, которые в юности осилили данный труд. Хотя этот вопрос можно задать и большинству из нас сегодняшних. При том, названия его книг на слуху (спасибо кинематографу). Да и сам Толстой ближе к финалу своей жизни заявил, что лучшее из написанного им – это азбука для детей. А  писательский труд назвал ничтожным.
   Трагизм этого, безусловно талантливого и очень амбициозного человека заключался в том, что отпущенное ему при рождении мозговое вещество он растратил на быто-описание страстей человеческих. А когда душа затребовала большего, писатель зашёл в тупик. И спасаясь, он взялся за философскую и религиозную тематику, только, увы, ему уже не хватило духовных сил для правильных выводов... Поучительный итог его жизни известен. А «цыплят по осени считают». Тут уж каждый сам решай: является для тебя примером этот человек или нет.

П.К.: Понял. Спасибо за ответ.
   Много ли я встречал людей, которые в юности осилили данный труд? Видимо, речь идёт о романе «Война и мир». Может мой класс был исключением из-за того, что у нас была необыкновенно талантливая учительница по литературе, но мы все осилили этот роман. Осилили в той мере, которая была нам доступна в наши 17 лет. Я прочитал этот роман три раза, в 17 лет, в 40 и недавно. Скажу тебе, что такое со мной бывает нечасто: у меня отличная память, и я редко что-либо перечитываю. Но такие шедевры, как «Война и мир», «Тихий Дон», ещё пару книг из мировой классики, я перечитал по нескольку раз в разные годы жизни. И по-разному они мне открылись. Но интервью не обо мне. Я немного удивлён тем, как ты воспринимаешь своего земляка, признанного гением, признанного всеми в мире! То, что Толстой в старости «чудил», не является мерилом всего его творчества. О каких «быто-описаниях страстей человеческих» ты говоришь? Вся жизнь человека – это переплетение страстей и чувств, роковых и закономерных событий, которые можно назвать и бытом. А почему нужно бояться слова «быт»? Ведь ты же философ и знаешь, что «бытие определяет сознание». И чтобы закончить эту тему, ответь, что тебя не устраивает в философской и религиозной тематике Толстого?

В.П.: Павел, извини, но ты меня недопонял. Я не беру на себя ответственность выносить, пусть даже и субъективный, вердикт художественным произведениям Толстого. Я лишь рассматриваю жизнь известного человека во всей её совокупности. И, зная финальный результат этой жизни, задаю себе вопрос: а мне бы хотелось такого финала? Ответ однозначен: нет. Значит, в качестве поведенческого наставника этот человек для меня не подходит. А далее рассуди сам, опираясь на прямую речь писателя, известную нам из его дневников и религиозно-философских трудов (которые, к сожалению, мало кто читает).
   Вот что он говорил в пятьдесят лет и далее (согласись, что это не старческий возраст, а для мужчины – просто расцвет). «Жизнь моя остановилась… Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни».
«…я не пишу и писать впредь не буду дребедни многословной вроде «Войны и мира».
   А в ответ на восторг и благодарность одного из почитателей за то, что он написал «Войну и мир» и «Анну Каренину», Толстой изрёк, что уже не помнит их сюжетов… и «хвалить меня за те романы – нельзя…», «… не считаю их значительными произведениями… я придаю значение совсем другим своим книгам – книгам религиозно-нравственного содержания». Кстати, элемент позёрства, рисовки в этих высказываниях я допускаю.
   Ну, а к чему его привели эти книги, опять же, известно: к переиначиванию Евангелий и желанию создать собственную религию. Согласись, круто он завернул! Хотя, замечу, у каждого человека есть неотъемлемое право жизненного выбора, в том числе и выбора воззрений. Вновь цитата: «Если бы мне сказали, что я сейчас, здесь, или в саду увижу воскресшего Христа, я бы даже не поинтересовался!» Характерны и заносчивые эскапады графа на уровне вердиктов. К примеру, Тургенев для него – «самый пустой писатель. Содержания у него никакого не было». «Шекспир, Данте, Гёте, Рафаель, Бетховен… Я так и умру с мыслью, что ничего в них нет». Павел, напомню, сие глаголил не твой визави. Хочу надеяться, что после этих штрихов, начало разговора о влиянии Толстого на Васю будет понятно. :-) А по поводу быта я ничего не имею против.
   Но с гражданином Карлом Марксом и его диалектическим материализмом эгоистически не согласен, потому что, подчёркиваю, мои бытьё и бытие – это моё сознание. А какие вещи существуют независимо от него, могу только предполагать. Дело в том, что в слово «бытие» вложено слишком много разноплановых понятий. А вот с житьём-бытьём человек обязан разбираться сам.

П.К. Хм, интересно и неожиданно... Не совсем с тобой согласен, но оставлю это на суд читателей... А в чём состоит твоя философия, твой философский камень?

В.П.: Философия – любовь к мудрости. А мудр только Создатель всего и вся. Значит, мой философский камень – это любовь к Создателю (т.е. к Богу). А в чём проявляется эта любовь? В Богоугодных поступках, которые базируются на Его же Заповедях.

П.К.:  Заповеди, говоришь? А кто написал Библию? Всё ли в ней от Бога?

В.П.: Вопрос риторический... Всё это Духовное богатство зафиксировали для нас Боговдохновенные люди: Пророки, Апостолы (погрешности переводов я оставляю за кадром, поскольку есть возможность сравнить, уточнить…).  Но, одно дело – частное мнение человека. Другое – убедить остальных (сомневающихся) в Божественности мира.
   Увы, история показывает, что за тысячи лет нашей цивилизации в полной мере этого не удалось сделать даже самым благоразумным представителям своего времени. Хотя тонны бумаги и голосовых связок были потрачены на разъяснительную работу по миропониманию. Но скептики, коих абсолютное большинство, жаждут доказательных чудес. Да и чудес, согласись, было предостаточно! Вывод: пока в человеке не проснётся Духовное зрение, все аргументы в пользу Божественности библейских Писаний будут бессильны.  Хотя, попутно напомню: в тех же Писаниях за человеком оставлено право выбора: верить или не верить, доверять или не доверять.
   Я верю! –  поскольку и десять Божьих Заповедей, высеченных Моисеем на каменных скрижалях, и Нагорная проповедь Христа, которую, по Его словам, Он пришёл вложить в наши умы и сердца, отзываются животворящим камертоном в моей душе. И смею сказать: я не одинок в этих чувствах!

П.К.: То есть, нужно просто доверять Библии и тому, что в ней записано. Блажен, кто верует? Согласен. Но к вере нужно прийти, пройдя через сомнения, через вопросы и ответы, через довольно стройную науку "Атеизм", которая не отгораживается от любопытного младого поколения фразами - верь и всё! И верят, верят те, кто в своей жизни, как я, столкнулся с событиями, которые материализмом никак не объяснишь. Мне кажется, сейчас большинство в России верят  "на всякий случай". Но когда дело доходит до "сказки об Адаме и Еве" (цитата), когда в Старом Завете есть строки о жертвоприношениях, а в Коране инструкция по разделке верблюдов, то и хочется спросить у человека, который в это верит, о его отношении к этим, явно не божественным пассажам. Поэтому и спрашивают люди, а кто написал Библию, а кто создал Бога, а почему Бог отдав своего Сына за грехи наши не достиг своей цели?
И, к сожалению, богословы боятся идти на дискуссии, боятся таких вопросов. Вот и ты, мой друг, ушёл от ответа. :))))

В.П.: Смею заметить, что для меня атеизм – это не наука, а первый признак недалёкости человеческого мышления. Приведу характерный разговор с атеистом (хоть учёным, хоть "мочёным").
   Сударь, вы верующий человек? –  Нет! –  Тогда, пожалуйста, взгляните на звёздное небо и ответьте: сие великолепие создали вы? –  Нет! –  Лично я тоже не создавал, но ведь Кто-то создал. – Не знаю... –  А коли не знаете, то как берёте на себя ответственность утверждать, что Создателя нет?!
   Павел, твой упрёк в том, что я ухожу от ответов, некорректен, поскольку жанр интервью подразумевает определённый формат. И в рамках этого формата я тебе отвечаю. А если ты ждёшь от меня какого-то «волшебного» слова, которое одномоментно образумит этот мир, то я не настолько наивен, чтобы поддаться искушению возомнить себе такое. Но, в качестве «алаверды», задам тебе и читателям вашей газеты встречный вопрос: ответьте, пожалуйста, что для человека есть жизнь? Ответ принимается только в двух словах (не в одном, не в трёх и т.д.).
   Теперь о том, что касаемо «жертвоприношений, разделки верблюдов» и т.п. Каждый библейский Текст несёт в себе некую особенность: историческую, географическую, бытовую, правовую, нравственную, мистическую… А в целом, о чём Библия? А в ней говорится о том – как было, о том – как есть, о том – как будет, но главное о том – как должно быть! Но Божье устройство мироздания выше нашего земного понимания. Нам неподвластны такие времённые категории, которые изначально являлись для человека условностями: бесконечность, вечность, бессмертие. Да и само понятие «время» – условность.
   Поэтому скептические вопросы: Кто создал Бога? Кто создал Того, Кто создал Бога? Кто создал Того, Кто создал Того Кто создал Бога? – и так безостановочно, по сути, для человеческого ума бессмысленны и показывает нам тупиковость рассуждений в данном направлении.
 
П.К.: Вот сейчас я почувствовал в тебе не богослова, а философа. Умеете вы философы так «замутить» (шутка)... Насчёт ответа на твой интересный вопрос мне и нашим читателям - что для человека есть жизнь? – давай оставим это на потом; после публикации будут (я надеюсь) рецензии и письма читателей, а о своём ответе – при встрече...  У тебя есть книга, которую ты назвал "Я видел Сына Божьего...".  Расскажи историю её создания и откуда такой броский заголовок? Ты, действительно видел Его?
 
В.П.:  Ответ на твой вопрос – в названии книги.  Кому будет интересно, может найти сей труд на просторах Инета. Что со мной произошло – в книге изложено подробно...
   А чтобы убедиться в том или ином после произошедшего, мне потребовалось восемь лет наблюдений за самим собой, за тем, что происходит в моей душе, и как это проявляется в моих поступках. Лишь после того я имел дерзновение озвучить сие. Книга была издана в 2006 году. Она получилась честная и откровенная (можно даже сказать – исповедальная). При работе над ней я сам для себя поставил очень жёсткие рамки (своеобразный проверочный тест): если не смогу дать ответ себе же самому хотя бы на один из вопросов, возникающих в моей голове, то, увы, лишаюсь права на обращение к аудитории.
   В первой части своего труда я изложил фактический материал из собственной жизни (а из песни слово не выкинешь) и своё, естественно, субъективное, не претендующее на «истину в последней инстанции» восприятие этих событий. Далее, толкование узловых библейских моментов, которое открылось именно мне.
   А человек я, смею сказать, нормальный – в значении "норма", то бишь без отклонений в ту или иную сторону – не судим, не привлекался, справок не имею :-) Жизнерадостный, коммуникабельный и совсем не религиозный фанатик. А нормальность, опять же смею заявить, подразумевает осознание того, что мир Кем-то создан. Прилагательная задача-максимум моего труда была такова: по-настоящему помочь хотя бы одному человеку, сомневающемуся в Главном. Смею думать, что эта установка, с Божьей помощью, перевыполнена.

П.К.: Со своей стороны добавлю: книга читается на одном дыхании… Давай теперь поговорим о поэзии. Когда к тебе постучалась Муза?

В.П.: В двенадцать лет, сразу в форме поэмы – и никак не меньше :-) Но потом чего-то испугалась и куда-то пропала вплоть до десятого класса, когда мне захотелось «поиграть в «битлз».   

П.К.: Поиграть в «битлз» - это как?

В.П.:  Для меня «поиграть в «битлз» - это ощутить атмосферу запретной по тем временам свободы самовыражения через ранее неведомую нам форму, т.е. рок-музыку. А сопутствующие тому моменты – упоение от воздействия на аудиторию и ощущение эйфории от единения с ней – это мощнейший эмоциональный стимулятор. Таким образом, я прошёл стадии от создания школьной рок-группы до профессиональной филармонической команды, колесившей по городам и весям. Самый известный мой хит того времени «В спортивной майке «адидас» или песенка про панка».
   Но когда на наших концертах обозначились кричащие и свистящие стадионы, сломанные кресла, перевёрнутые «уазики», – всё вернулось на круги своя. Нас быстро прикрыли (а вступать в какие-то мутные договорные соглашения с кем-либо – это не по мне).      
   В общем, недолго музыка играла. Чтобы сказанное не показалось пустым бахвальством, сошлюсь на редакционную статью газеты «Советская культура» (1986), в которой был опубликован перечень нежелательных музыкальных коллективов. В том «чёрном» списке группа «Век» удостоилась чести занять первую позицию. А, к примеру, культовая питерская команда «Зоопарк» с Майком Науменко (упокой, Господи, его душу!) шла за нами. Кстати, в 2018 году вышел нашумевший фильм Кирилла Серебренникова «Лето», посвящённый рок-движению в СССР, где Науменко является одним из главных героев. 

П.К.: Что из себя представляет поэзия в современной России? Плюсы и минусы.

В.П.: А этот вопрос не по адресу. Я не судия, чтобы выносить вердикты. Главное, что интерес к этому роду искусства ещё существует.

П.К.: Думаю, ты неверно истолковал мой вопрос. Нашим читателям, оторванным от русскоязычного мира, интересен твой взгляд (не вердикт!), твоё мнение о современной поэзии в России. Что сейчас модно, кто из поэтов наиболее, на твой взгляд, стоящий для ознакомления. По-прежнему ли у вас - Поэт больше, чем поэт, или как у нас – поэзией уже никто не инетересуется, всё, что пишется – либо проза, либо наивненькие песенки типа I love you, baby- do you love me ... . Кажется и к вам это сейчас пришло. Вот что недавно написала в своём интервью «Реальному времени» Дарья Журкова, старший научный сотрудник Гоcинститута искусствознания : Основная масса песенной любовной лирики безлика, потому что использует стандартный набор слов в том или ином порядке (красивый/красивая ты, счастливый/несчастливый я, как у нас все хорошо/плохо — и на этом все сюжеты заканчиваются). Знаю, что ты не в этой категории, ты из старшего поколения, как и мой друг Костя Фролов, с кем мы только что провели подобное интервью. Речь о молодых поэтах и о Поэзии в целом.

В.П.: Павел, повторюсь, ответить на твой вопрос о том, что сейчас модно, и кто из поэтов наиболее стоящий для ознакомления, я не смогу. Извини. А вот по поводу «инженеров человеческих душ», замолвлю несколько слов. Сегодня государственная политика в области литературы (да и в других сферах) такова: не надо плодить моральных авторитетов, поскольку моральные авторитеты влияют на общественное сознание, и от них у власти сплошная головная боль (сказывается опыт и синдром поколения предыдущих управленцев). А без соответствующей публичной популяризации через государственные возможности донесения информации, будь ты хоть семи пядей во лбу, до массовой аудитории не достучишься.
   Ты можешь мне возразить, но есть же Интернет! Так вот, сегментация Инета (которая с каждым днём только дробится и, к сожалению, размывает доступность и качество информации), не позволяет даже самым раскрученным ресурсам серьёзно влиять на общество (по крайней мере, у нас в России).   

П.К.: А эстрада? Что там у вас  в моде, что сейчас "звучит?

В.П.: Звучит всё, что можно. А за модой я не гонюсь. Стараюсь сочинять и выносить на публику созвучное моей душе, и чтобы не было за неё (за душу) стыдно. Добавлю к тому, что творчество является для меня своеобразной игрушкой, скрашивающей мою жизнь, но ни в коей мере не смыслом жизни. Сам играюсь и даю другим порадоваться :-) 

П.К.: А можно, кажется, теперь у вас всё? Вот одна из «звёзд» современной российской эстрады – Шнур (Сергей Шнуров) – самый скандальный из твоих собратьев по сцене. На протяжении практически всей музыкальной карьеры певца сопровождают различные скандалы и сплетни. Его «шедеврики» невозможно слушать нормальным людям! Но, цитрую: «несмотря ни на что, творчество Сергея Шнурова всегда оставалось популярным и востребованным среди зрителей благодаря злободневной ироничной лирике, близкой, пожалуй, каждому из нас ( О как!!! – П.К.).   По данным Forbes, в 2016 году Сергей Шнуров являлся самым высокооплачивае-мым музыкантом России с доходами около $11 миллионов. В одном из интервью Шнуров заявлял, что влюбиляется «по пьяной лавочке»: «После 30 – а мне столько и было – можно влюбиться лишь пьяным в говно. Когда трезвый, это нафиг не надо!». Как же такое могло произойти в стране, где поэзия, певцы, всегда славились своим «высоким стилем»? Почему такие бездари и циники получают «зелёный свет» на раскрутку, а настоящие, талантливые нет? Вас же не пускают ни на ЦТ, ни на «Русское радио», ни на престижные «Огоньки». Что это, мафия?

В.П.: О каких моих «собратьях по сцене» ты толкуешь. Я же не трясу обнажёнными гениталиями на майдане. В моей лексике нет матерщины, ибо сказано: «сквернословы не наследуют Царства Небесного».
   Хотя, опять же, я могу не принимать каких-то вещей по своим убеждениям, но понять искусительность дьявольского таланта могу. Играться в стихосложении расширенным речевым запасом за счёт употребления подцензурных слов талантливому человеку, порой,  весьма упоительно. Примеров тому хватает: Пушкин, Барков… А вот просто сквернословить ради сквернословия – это зашквар!
   Цинизм и беспринципность Шнура не стоят даже обсуждения. Но когда подобное «творчество» находит отклик у определённой аудитории, это красноречиво говорит о качестве данной аудитории. Вот из таких «шнурков» власть сегодня и штампует «моральных авторитетов». А когда они, эти «авторитеты», возомнят себя самостоятельными фигурами, их нагнут в нужном направлении их же «достоинствами». Надеюсь, понятно разъяснил :-)
   Теперь, что касаемо «мафии» и т.п. Хотим мы того или не хотим, но общество испокон веков делилось на системные сектора (властные, профессиональные, криминальные и т.п.). И в этом – своя сермяга. У человека всегда есть выбор, какой ногой куда ступить. Ну, а коли вступил, будь добр играть по правилам системы (то бишь по понятиям). А внутри самой системы тебе, в силу твоих талантов, предоставляется возможность для карьерного роста, вплоть до самой вершины.
   Лично мне говорить о том, что меня куда-то «не пущают», некорректно. Всё диаметрально наоборот. От многих предложений я отказывался и отказываюсь. Хотя жизнь посылала и посылает Васе общение (порой и дружбу) с очень известными и влиятельными людьми из разных сфер. Но дело в том, что я не системный человек – и это мой осознанный выбор. А лезть со своим уставом в чужой монастырь негоже. Создавай свой, если есть желание и возможность, и там рули. Зато, смею нескромно заметить, твоего визави уважают в разных системах :-) А это, поверь, дорогого стоит.    

П.К.: Многие твои песни стали классикой. Скажи, как появляются твои песни? Что сначала, стихи или музыка? Что труднее – писать музыку или стих? Какое произведение, я имею в виду песню, ты считаешь наиболее удачным, ну то, которое ты в минуты грусти или радости сам себе напеваешь?

В.П.: Что первично: стихи или музыка? Процесс переноса песни из невидимого мира в мир видимый происходит по-разному. Но самому мне проще сочинить музыку на слова, нежели наоборот. Выделять какую-либо из рожденных мною песен, значит принижать другие. А в минуты грусти или радости напеваю то, что именно в эти минуты приходит в голову.

П.К.: 22 марта 2010 года  ушла из жизни великая русская певица Валентина Толкунова. Я знаю, что вы дружили, знаю, как она ценила и эту дружбу и тебя. Так, в интервью в Туле, в 2001 году, она  сказала: «Как талантлива наша земля, вот  тульская земля родила Васю. Разноплновый композитор. Его песни не похожи одна на другую, он ни в чём не повторяется»... Сильно сказала! Такого комплимента от великой певицы получить непросто.  Расскажи о ней.

В.П.: Я благодарен Небу за ниспосланную мне радость многолетнего сотрудничества переросшего в дружбу с народной любимицей Валентиной Толкуновой (упокой, Господи, её душу!). Но если я начну «плясать от печки» (а мне есть, что рассказать), то это превратится в мемуары, а не интервью :-)
   С другой стороны, количество посмертно изданных воспоминаний о Валентине Васильевне меня сильно удручает. Люди, о которых за семнадцать лет нашего тесного общения с певицей, я слыхом не слыхивал, продолжают писать и говорить, кто во что горазд, и даже не стыдятся. Кочуют по телешоу с канала на канал с одними и теми же байками, порой высосанными  из пальца, к тому ж ещё чужого. Это как история с «бревном Ленина», которое на субботнике (по воспоминаниям «соратников») «носили» с вождём человек сто :-)
   А фактура наших взаимоотношений – наши песни.  Извини за нескромность, но ни у кого из других авторов, сотрудничавших с великой исполнительницей, нет такого количества совместных творений. И эти песни выдержали творческую конкуренцию с самыми популярными хитами Толкуновой. Они пришлись по душе зрителям, а это для артиста главный критерий их достоинства. Суди сам: её концерты последних лет, как минимум, наполовину состояли из моих произведений. И конечно, музыкальным откровением в творческой биографии певицы явился наш совместный песенный альбом «Мой придуманный мужчина». Кстати, единственный из авторов, кому была дозволена такая роскошь, твой визави. Хотя, как ты знаешь, с Валентиной Васильевной трудились лучшие авторы страны. Да обо всём этом она сама неоднократно рассказывала в различных интервью, которые и сейчас, при желании, можно найти в Интернете.
   Могу добавить, что в наших взаимоотношениях не было никакой чернушности, а был высокий уровень доверия, обоюдной уважительности и духовного родства.  Характерный пример: иногда мне звонила Евгения Николаевна (её мама) с просьбой повлиять на Валю в каких-то вопросах, поскольку она, мол, прислушивается только к моим советам.
   Бывая у меня в гостях, народная любимица быстро нашла общий язык и с моими родителями. Неподдельная искренность и доброта, жизненная аскеза, которые культивировались в нашей семье, возвращали Валентину, по её словам «как в машине времени», в тот далёкий и уходящий от нас мир, который мои предки сумели сберечь. По этому поводу приведу обескураживающий для журналистов момент одного из её интервью. На дежурный вопрос о том, какое место в Туле для неё самое любимое, Толкунова ответила: это квартира Васи Попова. Немая сцена… Дежурно ожидалось – Ясная Поляна, Тульский кремль.
   А ещё я безмерно благодарен Валентине Васильевне за то, что она прониклась моей идеей создать неформальный праздник человеческой доброты и принять в нём непосредственное участие. Её выступление и общение с людьми на уровне вытянутой руки было просто чудом!  Речь идёт о празднике «Старый дворик», который уже двадцать первый год подряд прошёл на лужайке во дворе обычного дома, где я проживаю.
    За два десятилетия здесь побывали известные артисты, поэты, композиторы. И всё это на добросердечной и бескорыстной основе, без подключения администрации, без лишнего шума и помпы. Ежегодные сентябрьские встречи-посиделки стали ожидаемыми и желанными не только для ближайшей округи, как когда-то задумывалось. Сегодня на сугубо местечковое мероприятие приезжают гости из других городов и весей. «Сарафанное радио» быстро разнесло весть о наших «чудачествах».
   А постоянный участник всех «стародвориковских» встреч – любимец публики певец и композитор Владимир Цветаев. И, как сказала Валентина Толкунова: «Мир стал бы чище и добрее, если бы каждый «звёздный» артист имел потребность в таком дворике».
   …А в тот мартовский день её ухода в мир иной, я отказал всем федеральным СМИ в комментариях, хотя давление было сильное. Я потерял близкого человека, друга. Паблисити на горе – не в моих правилах.  Но и в дальнейшем были попытки подключить меня к этой, к сожалению, мутной кампании, под благими предлогами.
   К примеру, один центральный канал давал мне гарантии, что в очередной передаче всё будет честно, пристойно, и разговор пойдёт только в доброй тональности. Я согласился.
Хорошо, что так называемый прямой эфир был всего лишь фигурой речи. Программа записывалась. И я вовремя успел сообразить, какая роль мне уготовлена.
   Что тут началось… Ассистенты как собачонки налетели на меня, пытаясь удержать на передаче. Посыпались угрозы и предупреждения о том, что я срываю запись, и мне этого не простят. Ничего святого. В глазах лишь денежный калькулятор... Господь нам всем Судья! 

П.К: Кто является первым слушателем твоих песен?

В.П.:  Первым слушателем моих песен являюсь я сам. А вторым – тот, кто первым попадёт мне под руку. :-)   

П.К.: Не могу не задать тебе несколько вопросов о современной России. Что сейчас происходит в стране? Твой взгляд на политику, экономическое положение, духовный мир людей?

В.П.: Ну, если отвечать серьёзно на твои вопросы, то получатся многостраничные трактаты :-) А если тезисно: происходит именно то, что происходит. И всё это укладывается в духовный мир людей. А мой взгляд – политике по барабану.

П.К.: Сейчас  у нас прошло сообщение о том, что Путин собирается под себя переделать конституцию страны. Как ты относишься к тому, что он сможет стать пожизненным правителем?

В.П.: Опять же, я не берусь судить о лучшей форме государственного управления. За всё время человеческой истории различных форм было предостаточно. На мой, обывательский взгляд, хорошо то устройство, которое культивирует в людях позитивные качества, а не провоцирует негатив. И, конечно же, обязательное присутствие социальной справедливости, о которой нам известно ещё из Библии.
   А вот здесь придётся коснуться тех, кто обязан доносить Библейские постулаты и до царей, и до президентов, и до народа. Увы, храмов понастроили, а настоящих служителей днём с огнём искать надо. Я же в этом вопросе ортодокс.  Мил человек, если ты осознанно выбрал путь служения Христу (т.е. аскезе), то будь добр соответствовать этому пути. Ты знал, какой груз на себя возлагаешь. И когда я, немощный мирянин, прихожу к тебе за советом или помощью по врачеванию души, у меня не должно быть сомнений в твоём благочестии, а скорее должен возникать стыд за свою немощь. А что, зачастую, приходится лицезреть? Перекормленный субъект с выпирающей утробой вылезает из дорогого лимузина и, задыхаясь, идёт «служить аскезе».  На замечания по сему поводу, как правило, возражение одно: а что я не человек и не имею права?
   Вот именно, не имеешь!!! (коль выбрал сей путь).  Вспомни, что сказано: Царства Небесного не наследуют… чревоугодники. Вспомни, также, на какой животинке въезжал в Иерусалим Спаситель. На ослике (считай, на малобюджетном автомобиле). А мог ведь и на самом породистом жеребце (считай, на крутом лимузине), поскольку народ воспринимал Его как царя иудейского. Да и выпирающего живота на изображениях Спасителя лично я никогда не видел. «Врач», для начала исцели себя сам! А коль хочешь роскоши, то не вноси смущение в души прихожан и шлёпай в бизнес.

П.К.: Мощно! Теперь не могу не спросить о твоём друге Володе Цветаеве. Расскажи о нём, как вы встретились, что он за человек. Трудно ли с ним работать, ведь ты, как сказала В. Толкунова, весьма требовательный руководитель?

В.П.: Володя Цветаев – человек талантливый, добрый, обаятельный. Певец, композитор. Смею думать, с правильным пониманием жизни. Публика его любит (кстати, он тоже был песенным автором В.Толкуновой). Романсом «Каждого больше люблю» на его музыку (стихи Карины Филипповой) певица открывала свой юбилейный концерт на сцене Кремлёвского дворца.  Количество же моих оригинальных песен в его репертуаре во главе с неувядающей «Леди Любовь» зашкаливает за сто, да и количество выпущенных дисков тоже немалое. С Божьей помощью трудимся помаленьку, радуем людей.  А песни на его концертах практически бисируются от первой до последней!
   На сегодняшний день нас связывают не только дружеские и профессиональные узы, но и родственные. Мы – кумовья. Я – крёстный отец его младшего сынишки Фёдора.

П.К.: Теперь  позволь перейти к вопросам наших читателей. Их много пришло и мне в «личку», и на другие сайты, где мы поместили анонс. Просьба ответить кратко.
  Вот эти вопросы я объединю в один блок. Это о твоей личной жизни. Если не хочешь, можешь не отвечать.

- Василий, вы были женаты? Кто ваша Муза? Почему не женитесь? Вы – гей?

В.П.: Разрешите улыбнуться? Тут не с каждой женщиной получится быть мужчиной, а вы толкуете о чём-то запредельном, общаясь с верующим человеком. И откуда только черпаете информацию? Опять же продолжу библейский «чёрный» список: «…гомосексуалисты не наследуют Царства Небесного». 
   Если же говорить предметно, то у меня замечательная супруга из достойной семьи. Марина – скромная женщина, врач высшей категории, одна из лучших стоматологов Тулы. При том – талантливый художник. Ей была доверена честь оформления первого в России пятитомного собрания сочинений Владимира Высоцкого. Кстати, портрет поэта, выполненный её рукой, стоял в комнате у отца Высоцкого на столе. И это ещё не всё. Она – талантливый поэт. Лёгкость, чистота её слога позволили мне сочинить более десятка хороших песен на её стихи для Володи Цветаева (короче говоря – полный семейный подряд). :-) К примеру, песня «Доля то ли долька» по версии музыкального издательства «Russian Music Stars» вошла в золотые хиты десятилетия.

- Есть ли у вас дети?

В.П.: Детей у нас нет. По младости было неурочно, а сейчас будет безответственно. Так получилось, что после нас, надеюсь, останутся жить и радовать людей наши песни.

- Что для вас Любовь? Можно простить предательство?

В.П.: Опять же, что человек подразумевает под словами любовь и прощение. Зачастую, люди смешивают понятия любви и страсти. Для меня Любовь – это чувство из Небесной сферы, самое высшее проявление духовного начала. Страсть – сугубо земной инструмент.
   Моё понимание прощения: никогда никому, ни при каких обстоятельствах, не желай и не делай зла. В этом смысле, я давно всех простил. А предательство, для меня однозначно, самый тяжкий грех.
 
- Выступаете-ли Вы на частных или корпоративных  мероприятиях?

В.П.: Лично я, практически нет.
 
-  О классической музыке. Жива ли ещё «старушка» в России? Что вам лично нравится из классики?

В.П.: О, рано вы её хороните! «Старушка» с хорошей жизненной генетикой.
   А мои предпочтения не отличаются оригинальностью: Моцарт, Бах, Бетховен, Чайковский…
 
- Почему современная российская молодёжь предпочитает иностранную поп-музыку?

В.П.: «Я вам не скажу за всю Одессу»… как и за всю молодёжь. :-)

- Вы волнуетесь перед выступлением?

В.П.: Это волнение настроя. Без него ничего путного не получится. Проверено личным опытом.
 
- Что такое счастье для вас?

В.П.: Душевная гармония.

- К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
   
В.П.: К порокам не может быть снисхождения, поскольку они противоречат Замыслу Божьему. Другое дело, что я признаю за каждым человеком право поведенческого выбора, отпущенного нам, опять же, Создателем всего и вся.

- Ваша любимая поговорка?
 
В.П.:  «Делай, что должно, и пусть будет как надо. А что Бог ни делает – всё к лучшему». Из этого проистекает моя жизненная установка: никогда не изменяй своей совести! (ибо «блажен тот, кто поступая, не чувствует за собой вины»).

- Почему вы, русские, верите в еврейского пророка, которого сами евреи не считают Мессией?
 
В.П.:  Я принимаю Того, Кто открылся лично мне, и от Кого я мгновенно (как по USB) получил то миропонимание, которое имею (уж не знаю, за какие заслуги, – скорее всего, – это заслуги моих предков). А говорить от имени других людей меня никто не уполномочивал. 

- Как вы относитесь к другим религиям – Иудаизму, Исламу, Буддизму? Они что – неправильные? Если вы их признаёте, то признаёте и то, что они о вас говорят, а говорят плохо.
 
В.П.:  Ко всем монотеистическим религиям я отношусь с пониманием. Подробно об этом говорится в моей книге. А вот где в этих религиях говорится плохо конкретно обо мне, извините, не ведаю. :-) Обобщение не есть признак разумности.

- Так что должно быть – око за око или подставь другую щёку?
 
В.П.:  А вы попробуйте испытать себя и жить, не отвечая злом на зло. Смею надеяться, многое для вас откроется в лучшую сторону. Я же имею право так говорить, потому что приобрел это право на личном опыте. А Небо проверяло меня на «вшивость» очень жёстко.

- Должна ли религия быть отделена от государства?
 
В.П.:  Любая религия – это механизм, который обязан дисциплинировать общество. И по многим вопросам сей механизм, хотим мы того или нет, взаимодействует с государством. А слияние этих структур невозможно по определению, поскольку, к примеру, государственные спецслужбы и религиозная мораль вещи несовместимые. В противном случае не будет или спецслужб или морали. Надеюсь, что разжёвывать детально такое положение вещей нет необходимости.
   А при всём при том, проблема жизненного выбора у каждого из нас никуда не денется: по Вере нашей нам и воздастся.

- Бог, наделив нас правом выбора, кажется, отвернулся от нас. Вот недавно в синагоге были убиты люди, пришедшие туда молиться. Что это?  Они же к Нему пришли, а их там убили, даже детей! И это не единичный случай, думаю, вы сами знаете о них. Или сейчас вирус этот, почему Бог не поможет молящим его?
 
В.П.:  Ответ на ваш вопрос одновременно прост и сложен. Рассуждая по-земному об упомянутых вами событиях, можно прийти к выводу, что Господь действительно отвернулся. Но опять же, возникает резонный вопрос: отвернулся от кого? Обобщать конкретные случаи, по меньшей мере, некорректно. Поскольку кто-то в подобных ситуациях погибает, кто-то нет. И тут же возникает следующий вопрос о справедливости Божьего выбора. Но кто из нас дерзнёт взвалить на себя ответственность судить о том, что находится лишь в компетенции Создателя всего и вся? А вот, чтобы рассуждать «по-небесному», необходимо иметь духовное зрение. Но с этим, надо признать, у абсолютного большинства рода человеческого большие проблемы.
   Пути Господние неисповедимы. Хотя, в Книге Книг, при желании, вы можете найти разъяснения по всем аспектам нашей жизни.
   Я же попытаюсь, в меру своего понимания, кое-что разъяснить. Дело в том, что сугубо земные рассуждения на затронутую тему могли быть к месту, если бы человек имел теоретическую возможность жить на земле вечно. Но при том, допустим, угроза потери жизни присутствовала бы и зависела от некоторых факторов (неизлечимой болезни, убийства…). В подобном случае становятся понятны негодования людей близких к пострадавшему: их стенания о несправедливости, сожаления о нереализованных возможностях усопшего и т.п.
   Аналогичные рассуждения происходят и с неверующими людьми (то есть с теми, кто не верит в жизнь после физической смерти). Ну, а если ты человек верующий, то все мирские проблемы воспринимаешь через призму своей Веры, которая даёт тебе Надежду! Надежду на то, что с концом земной жизни, жизнь человека не заканчивается. Здесь надо понимать главное: уход человека из этого мира (естественный или насильственный) не есть Божья несправедливость. Земной итог, рано или поздно будет один. А вот духовный пропуск в мир иной, смею сказать, от количества прожитых лет мало зависит.
   Да, мы страдаем при потере близких людей, но, положа руку на сердце, надо честно признать, что движет нами эгоизм, жалость к самим себе. Ох-ах! Как же мы будем жить без ушедшего, на кого ж он нас покинул? Но, извините, сострадать уместно живому человеку, а не праху, из земли взятому и в землю вернувшемуся. А душа почившего уже находится в других эмпириях, и каких «коврижек» она там удостоится, будут решать в «Небесной канцелярии». Это нам, грешным, своими добродетельными поступками ещё предстоит мучительно зарабатывать пропуск в лучший мир.
   Поэтому, для меня вопроса «за что?» не существует. Есть только  «для чего?», поскольку все мы грешны. Кстати, на заданную вами тему пытался ответить раввин Гарольд Кушнер. Я знаю, что его книга у вас популярна (When Bad things Happen to Good People: Kushner Harold – П.К.)  На мой же взгляд, озвученные им рассуждения поверхностны (местами даже лукавы) и рассчитаны лишь на временную душевную анестезию у людей, переживших подобное горе. «Ложь во спасение» – опасная в своих последствиях штука. А над финальным выводом раввина, что власть Бога (т.е. Создателя всего и вся) не безгранична, можете поразмышлять сами. Но это уже будет поиск Бога, который создал Бога и т.д. без остановок.
   Что же касается наших эмоциональных характеристик Всевышнему, Кто в принципе неподвластен нашему умственному пониманию, то сие надо воспринимать лишь как издержки человеческой ограниченности.

- Вы верующий человек. Значит верите в то, что в конце света будет суд Божий и воскреснут все до единого умершие и Бог станет нас всех судить. Так? А как воскреснут, в каком возрасте, в одежде, во плоти? Как будет суд над таким количеством людей, ведь кто-то подсчитал, что ушедших уже 88 миллиардов.  Это же тысячи лет нужно для такого процесса.

В.П.: По поводу воскресения из мёртвых, саддукеи задавали Христу провокационный вопрос. Этот эпизод вы можете найти в Евангелии. Повторюсь, всё земное вернётся в землю («газеты, заводы, пароходы»… и наши тела вместе с одеждой и прочими атрибутами). А духовное содержимое тленной человеческой оболочки (то бишь сама душа) перейдёт в другой, на сегодня невидимый для нас мир. Что касаемо её возраста, то о нём можно говорить лишь на земле, поскольку время – это чисто земная условность. А для души есть только её качественная зрелость, определяемая нашими земными поступками, по которой и пройдёт сортировка кому из нас куда :-)
   Количественный же вопрос, извините, просто нелеп. Для бесконечности, которая для нашего понимания опять же условность, все земные биллионы - это даже не песчинка в море.

- И ещё вопросы на эту же тему: если Господь победит сатану, то кто же будет жарить на сковородке грешников? А не лучше их простить, по-христиански будет как-то? В раю как люди будут жить? Опять жениться, ходить в туалет, в магазины? Или спасённые будут бестелесные души, которые будут существовать вечно на какой-то другой энергии?

В.П.:  Теперь о ваших «сковородках». Имею дерзновение (специально для вас) Библейскую метафоричность, рассчитанную на определённые периоды нашей цивилизации, перевести на утилитарный язык сегодняшнего дня.
   К примеру, возьмём какое-либо машиностроительное предприятие. Его подразделения занимаются изготовлением различных деталей для конечной сборки нужного механизма.
   Заглянем в отдел по производству металлических шестерёнок. Химики-плавильщики трудятся над тем, чтобы получить необходимую марку металла. Из этого металла токарь выточит искомые шестерёнки. Но чтобы эти шестерёнки не рассыпались при работе в механизме, их надо закалить. И тут за дело берутся закальщики с огнём и водой (маслом).
Плохо закалённые детали, по причине нарушения технологии, не пропустит отдел технического контроля и отправит брак на переплавку. А хорошо закалённая деталь в дальнейшем будет выполнять предназначенную ей работу.
   Теперь весь земной расклад спроецирую на расклад Небесный. Предприятие – мир за пределами человеческого разумения. Разработчик «механизма» – Всевышний (Создатель всего и вся). Шестерёнки – наши души. Закалочный цех – планета Земля. Главный по закаливанию – дьявол (искуситель). Роль воды, огня (да ещё и «медных труб») выполняют дьявольские соблазны. А дальше…
   В общем, желаю всем нам, в том числе читателям газеты, достойно преодолеть путь «через тернии к звёздам»!
 
П.К.: Спасибо за интервью. Счастья тебе и процветания России.

В.П.: Взаимно, Павел. Спасибо и всем, кто прислал вопросы и тем, кто будет читать интервью. А закончить наш разговор хочу стихотворным пожеланием:
 
Безвыходности не бывает, друг сердешный,
И пусть вокруг бушует ад кромешный,
Отчаиваться грех, – ищи просвет,
Когда прижмёт да так, что мочи нет…
В просвете том узри к добру дорогу,
Вздохни поглубже и доверься Богу!

Любви и добра всем нам. С уважением, Вася Попов

Июнь 2020г.
г.Тула, Россия – г.Денвер, США.

https://view.publitas.com/
hmg-llc/gorizont-21-1042/page/72-73

***


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.