Рассказ юрия петракова последние штаны

Так случилось по жизни, что из всей нашей дружной семьи мне единственному довелось служить в рядах Советской Армии. Службу свою я нес в столице советского Азербайджана, на что вовсе не жалуюсь.
Не знаю как там сейчас, но в конце 60-х нашего брата солдата срочной службы там уважали. Зайдешь, бывало, на рынок и тебя тут же приглашают со всех сторон местные торговцы. Угощают бесплатно отведать овощи и фрукты. Захочешь сходить в кинотеатр - пропускают на любой сеанс бесплатно и без очереди. При проезде в общественном транспорте не спрашивают билетов. При общении, улыбаясь говорят: «Угощайся, сынок! Наш - тоже где-то у вас служит!»
Однако рано или поздно приближался день, когда надо было задумываться о демобилизации. В чём ехать на Родину? Как поначалу ходить по гражданке? И тут иногда случались казусы, которые порой заставляли огорчаться многим из нас.
Не обошла жизнь в этом и меня.
Как сейчас помню — скопив на скромной сержантской зарплате двадцатку, поехал я на Сабунчинский вокзал покупать себе гражданские брюки. И тут же ко мне подвалил шустрый торговец с предложением о продаже чешских  брюк из лавсана. Не долго думая, я согласился их примерить, и разумеется, купить, подобрав брюки нужного размера. Забежав со мной в подъезд ближайшего жилого дома, торговец ловким движением руки вытащил откуда-то из за батареи пару одинаковых брюк разного размера и начал примерять подходящие под меня. А, отыскав нужные,  уложил их в полиэтиленовый пакет. После чего мы приступили к расчету. Я отсчитал необходимую сумму, собранную рублями. Торговец, отложив мой пакет из сумки, протянул было руку за деньгами. И в этот момент где-то внизу хлопнула входная дверь, заставив нас поволноваться. Но через пару минут, убедившись в том, что все затихло и никакая опасность нам не угрожает, мы довели нашу сделку до конца.
Каково же было моё изумление, когда вернувшись в дивизион, я достал из заветного пакета брюки, вернее то, что можно было назвать таковыми. На самом деле это была всего лишь одна брючина от штанов, которую торговец всучил мне в момент, когда я отчитывал свои кровные двадцать рублей.
Вот и пришлось мне тогда во второй раз, теперь уже под присмотром знакомых моей матушки, покупать в Бакинском ЦУМе  польский костюм.
Контроль оказал действенную помощь. Костюм, стоимостью 80 рублей выглядел на все 160. Но это был костюм, как тогда говорили, «на выход». Пришлось для текущей жизни покупать спортивные штаны за четыре рубля. В них можно было выносить мусор, выбегать за хлебом, ходить по квартире.
А значит,  как ни крути, надо было докупать рабочие брюки. Поэтому, демобилизовавшись, я стал приглядываться к штанам из так называемой «чертовой кожи», которым, казалось, износа нет.
И тут выяснилось, что одному из моих сокурсников по институту, в который я поступил после армии, родственница, проживающая в Канаде, присылала посылки со всяким  барахлом, на продажу. Узнав о моей нужде в рабочих брюках, он то и предложил мне свой товар из посылки.
Штаны были скроены как по мне, только не подшитые.
У них так принято, - с видом знатока подсказал мой сокурсник.
Сколько же ты хочешь за это не подшитое добро? - спросил я.
Сторговались на семи рублях, исходя из того, что наши отечественные из этой самой "чертовой кожи" стоили чуть больше пятерки.
К моей радости, купленные штаны, оказались удобными в носке, легко стирались и долго носились.  А самое главное их не надо было выглаживать после стирки. Не знаю, сколько бы еще лет я выгуливал в них свою собачку, выносил мусор, выходил на ленинские субботники, если бы однажды к нам в гости не приехала родня из Ташкента. Вот тогда-то я и узнал, каким таким немыслимым богатством обладаю.
В числе гостей оказался мой троюродный только что оканчивший школу. Увидав мои штаны, он буквально заболел ими.
    Levis? Настоящий? Сколько уплатил? - пристал он ко мне как репей, и, узнав в чем тут дело, уговорил меня разыскать товарища, продавшего джинсы за такие смешные деньги.
Но, как назло на тот момент таких штанов у товарища не оказалось.
Пришлось мне отдать родственнику свои штаны и договориться с сокурсником, что штаны из будущей посылки мой сокурсник уступит только мне.
И все-таки со штанами мне так и не повезло. То цвет оказывался не тот. Выцветший! То дырки проглядывали на истертых коленях! То цена запредельная. Помню, что когда он заломил с меня 160 рублей, я обиделся и побожился, что ни за что у него такие штаны не куплю. А он, в свою очередь, обиделся на то, что и так скинул цену до нельзя.
А, когда наконец выяснилось, что с рук у спекулянтов такие штаны стоили все 250. Мы больше на эту тему не разговаривали.
Так, что те, отданные брату штаны, оказались моими первыми и последними настоящими американскими штанами.
Зато брат остался довольным на всю оставшуюся жизнь.


Рецензии