Великое побоище в долине смерти

             ВЕЛИКОЕ ПОБОИЩЕ  В "ДОЛИНЕ СМЕРТИ"*

                Нет, не вычеркнуть войну,
                Ведь она для поколенья —
                Что-то  вроде искупленья
                За себя и за страну.

               
                Давид САМОЙЛОВ, 1957г.
      
      Человеку недоступно объять смысл и цель бытия, ибо человек конечен, внезапно  смертен. Но человеку  не все равно, ради кого и  ради чего ему надо жить, страдать  и погибать. Никто никогда не хотел умирать. Человек  не хочет,  чтобы его жертва  была напрасной, чтобы  вся его жизнь  оказалась в итоге "обнулённой" —  беспощадно  прошитой нулями потомками и временем.
       Умный человек просит от Бога и Судьбы  мудрости и умения отличать добро от зла, глупый человек —  безграничной власти,  непомерного богатства и биологического  бессмертия. Умный и мудрый человек  понимает историю как  ПРОЦЕСС, он  пытается предвидеть последствия своих поступков и старается  по мере своих  сил смягчить удары Возмездия и Воздаяния. Глупый, тщеславный человек всегда хочет  подстегнуть историю, он   воспринимает историю как собственную строительную площадку, где он  сам себе планировщик и  прораб, застройщик  и надсмотрщик над  рабами.  Например, Мао Цзедун и Гитлер  воспринимали историю как искусство, игру, в которых они себя    считали главными режиссёрами.
       Глупый человек в своих  выводах относительно  возможного будущего всегда прямолинеен, категоричен, инвариантен. Только  глупый человек  один знает, что было бы, если бы...  И только он не любит иных мнений  и суждений, касающихся  цены великих  побед, славных достижений и позорных поражений. Только глупый, "правильный, идейный" патриот, знает, что было  бы с Россией и её  великим народом, если бы не "сильная рука" Ивана Грозного и не победы Петра Великого над шведами. Только идейно зашоренный человек считает, что  если бы Наполеон Боннапарт завоевал  Россию, а Гитлер победил Сталина — то  Россия исчезла  бы навсегда  с карты мира,   а её  народ был бы физически уничтожен. Так может думать только тот, кто не  знаком  с историей мира и  плохо знает  отечественную историю, кто не желает логически прогнозировать, трезво  мыслить и заниматься сравнительным анализом.
       Ведь надо понимать, что в XX в. обе мировые войны были соревнованием не столько искусства командиров или храбрости и выучки солдат (как это   было во времена Наполеона), сколько являлись   огромными БИТВАМИ РЕСУРСОВ (ЛЮДСКИХ, СЫРЬЕВЫХ, ПРОМЫШЛЕННЫХ), и тот,  у кого их было больше, кто  кровь народную   всегда считал  дешёвою водицей,  тот   имел значительное преимущество и побеждал.                Огромное значение имела география, климат, наличие  большого  жизненного пространства не обихоженной цивилизацией  и не обустроенной  никем России,  расточительное отношение властей к людским ресурсам. Необходимо     знать и помнить, что Наполеон  во время Русского похода потерял солдат  столько же, сколько и  император Александр  I Благословенный —  тогда  от голода, холода, от обморожения,  ран  и  болезней  погибло свыше  четверти миллиона русских людей. Огромная страна не могла иметь огромную  и хорошо вооружённую армию, ибо не могла   сытно кормить  её в течение всей войны, не  лечить солдат, оказывать помощь  раненым, возвращать их в  строй.
       О судьбе раненых и тем более калек войны  в России не  принято было  говорить, это  считалось не патриотичным,  "неполиткорректным"  плохим тоном,  ибо  такие  темы и разговоры не способствовали романтизации войны и повышению высокой боевой морали.  Почти все войны в истории России были "войнами нищих людей", военный быт которых был на животном уровне при полном отсутствии элементарной гигиены,  остром  дефиците лекарей, при скудном питании (при сухом пайке, и "подножном корме", при  равнодушном отношении начальства к тяжелораненым как "отработанному  материалу".
       Это ярко проявилось как в войне с Наполеоном, так  и в  войне с Гитлером. Оставляя Москву на сожжение  графу Ростопчину, хвалёный наш великий полководец Кутузов  оставил в  обречённой  столице несколько тысяч раненых солдат, участников Бородинской мясорубки, которые все заживо сгорели в Московском пожаре.  В войне с  гитлеровской Германией оставление  раненых  и тяжелораненых  советских  бойцов на поле боя или в кольце окружения стало почти что нормой. Так не раз было в окружении под Харьковым, в "Долине смерти" между Ржевом и Можайском, под Курском и в танковом  сражении под   Прохоровкой. Огромное количество раненых, обожжённых, изуродованных,  с оторванными конечностями и разорванными животами  бойцов угнетал боевой дух уцелевших,  романтику и эстетику войны у молодых солдат и командиров, гасил самоотверженный  фанатизм и бюрократический  оптимизм Сталина.
     Романтизация  героической  "смерти за отчизну  с улыбкой  на устах" окончательно ушла в прошлое ещё в  конце XIX и в начале  XX вв., когда технизация (механизация) тотальной  войны лишила смерть за отчизну прежнего благородства, поскольку смерть от оружия массового уничтожения ожидает мирного человека, так  же  как и солдата,  и особенностью современной войны  сегодня является  не смерть за отчизну, а УЖАС ВНЕЗАПНОГО МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ    ЛИЦ. 
      Однако это  суждение  не следует распространять  на людей, которые принимали непосредственной участие в  мировых войнах, особенно к инвалидам и калекам  Великой Отечественной —   У НИХ НИКОГДА НЕ БЫЛО ВЫБОРА... Ведь среди них,как правило,  были непосредственные участники жесточайших  битв под Москвой ( на Ржевском  выступе)  и  под  Демьянском,  под Сталинградом и Курском (под Прохоровкой), но   больше всего было  тех,  кто летом 1943 года пополнял собой обескровленные воинские части  и заполнял бреши на линии  фронта, кто выпив натощак "наркомовские сто грамм" неразбавленного спирта шёл на минные поля  или в атаку в полный рост "для    выяснения   огневых точек  окопавшегося  противника". Большинство  тяжелораненых и калек Великой Отечественной —   это жертвы расточительных способов ведения войны,  жертвы лобовых и штыковых  атак железобетонных укреплений,  дотов  и дзотов в духе суворовских чудо-богатырей "времён очаковских и покоренья Крыма", виртуозов штыковых атак и рукопашного боя. 
     Война с Германией показала, что не только храбрость солдат  в состоянии решить  исход войны, но и  авиация, ракетно-космическая и бронированная техника, совершенные  средства связи. Чем больше у страны  научно-технических  достижений в области  вооружений и оборудования( устройства для прицельного бомбометания, воздушная корректировка артиллерийского огня,  радиолокаторы на самолётах, прицельная артиллерийская оптика и радиосвязь на танках, эффективные  гидроакустические  приборы на кораблях, размагничивание судов и устройства против укустических торпед), тем  меньше у неё потерь в живой силе на театре военных действий и в тылу среди мирного населения.
     Сегодня, как и 75 лет,  назад трудно  и  сложно ответить на многие  трагически неразрешимые, риторические и "проклятые" вопросы. В чём смысл  совершенно  бесперспективной борьбы "до последнего солдата и последней капли крови"? Когда солдатам и офицерам следует   прекратить   боевые действия  и спасать жизнь,? И почему они  категорически отказываются это сделать —  предпочитают  смерть в бою или самоубийство?   Почему  жертвенное исполнение воинского долга, не имеющего никакого  военного смысла в разных армиях и в разных обществах решается по-разному? Когда солдатам подчиняться приказам генерала Власова, а когда —  нет? Должна ли измена  командира    части, переход его на сторону врага, становиться  общей  колективной  изменой всего личного состава? И возможна  ли  на войне измена  Родине по  приказу начальства?  Почему  самоотверженная, геройская   гибель всего   личного состава  иногда   осуждается высшим  руководством,  а   спасение командиром всего  личного состава  —  всячески отмечается   и даже награждается?  Почему   смертельный лобовой бой генерала  Ротмистрова   "до   последнего танкиста"  под Прохоровкой  вызвал  гнев Сталина, ("Что же ты, м..., танковую  армию  за пятнадцать   минут спалил?"), а спасение  команды крейсера "Адмирал граф Шпеер"  капитаном Гансом Ландсдорфом было  названо немецкой общественностью   —  "актом   настоящего военного рыцарства и благородства"? ("Тысяча  живых молодцов мне милее  тысячи мертвых героев").
      Такое трудно объяснить только одним  острым дефицитом людских ресурсов или бережливым отношением  властей к своему народу, или просто здравым смыслом, ибо "война — это болезнь, эпидемия, вроде сыпняка, война — это не подвиг, а лишь  его дешёвый  суррогат". (Антуан де Сент-Экзюпери). На войне люди совершенствуются  убивать  друг друга, каждый  начинает исповедовать  свою боевую мораль и совершать  свои  личные ошибки — путать гнусные дела  с их хорошим, чётким исполнением.
       Сегодня трудно ответить на вопрос, в чем был смысл  совершенно бесперспективных битв-побоищ  Великой Отечественной с   советской и немецкой  стороны. У  современных идеологов на всё готов один ответ: с точки зрения здравого смысла  все  запредельно огромные жертвы были бессмысленны, зато  в плане  МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ И С ПОЗИЦИИ ПРОПАГАНДЫ они были  НЕОБХОДИМЫ И ПОЛЕЗНЫ, поскольку  именно  ПОГИБШИЕ ГЕРОИ (а не герои-калеки) продолжали воевать  до конца войны в СОЗНАНИИ СВОИХ   ГРАЖДАН.
     У современных русских и немецких  военных стратегов и военных историков на этот счёт  тоже имеются свои убедительные доводы. В том числе и относительно Ржевского побоища в "Долине смерти" и кровавых мясорубок в Сталинграде и  под  Курском.  Всюду советские и германские солдаты воевали  мужественно и самоотверженно (для русских эта война была справедливой, для немцев — неотвратимо фатальной и негативно судьбоносной).
      Немцы были убеждены — поражение в войне означает для  всей нации  "тотальную катастрофу", что все оставшиеся   в живых солдаты и офицеры умрут  от гоода на каторжных работах в Сибири, а красноармейцы надеялись на благодарность  Сталина, что вождь  создаст  всех  своих воинов-победителей и для всего народа     сытую  и  благополучную  мирную  жизнь.  Красноармейцы боялись плена и позора, не желали  прослыть трусами и паникёрами, страшились попасть в штрафную роту или быть расстрелянным (и тем самым лишить семью средств к существованию), а солдаты вермахта боялись  акта неминуемого Возмездия и гибели Германии. Но  жертвы тех и других  для того времени  не  были    напрасными.
      Так, Ржевский выступ  под Москвой надолго  отвлёк значительные силы немцев на Северном Кавказе, не позволил  им взять Сталинград и выйти к Волге в  середине  октября 1941 года и завершить победоносную   войну в мае 1942 года. 
        И гибель в Сталинграде 6-ой армии  фельдмаршала Паулюса  тоже не была для  вермахта  напрасной  -  все немецкие полки ( группа армий "Дон" Манштейна)  благополучно  вышли  невредимыми с Кавказа во  многом благодаря смертельной битве 6-ой армии под Сталинградом, которая  связывала  своими действиями  советские армии ( свыше половины  советской  пехоты и треть артиллерии), удерживала их на Волге и не позволяла втянуть  в решающую битву за Ростов и Новочеркасск. Ирония судьбы  для окруженной армии Паулюса  заключалась  в том, что она сыграла решающую роль в возвращении успеха своим боевым товарищам (поднятия их  боевого духа) в тот момент, когда сама она  ПЕРЕСТАЛА НАДЕЯТЬСЯ НА ПОМОЩЬ И СПАСЕНИЕ.  Словом, гибель 6-й армии  по иронии судьбы помогла  Манштейну  совершить  зимой 1942-1943 гг.  "Донецкое чудо" и предотвратить  крах  всего южного участка  Восточного фронта, а, возможно,   и всего  фронта. Если исходить из этой неразрывной  цепочки значительных и порой незначительных событий, то любые жертвы великие и малые не являются  напрасными, и тогда  Эрих  Фромм прав в том, "что конечный результат не должен быть самым главным  и доминирующим в предприятии любого рода". (1)
Но времена меняются  стремительно, а  с ними идеологии и жизненные ценности и цена каждого "идеологического мероприятия", требующего  от нации  огромных жертв.
Сегодня  побеждает тот,  у кого больше  материальных ресурсов и людей, в том числе  и  дешёвого "пушечного мяса". Вот почему романтизация войны, столь свойственная "идейно правильной, сознательной" и благополучной молодёжи, редко находила сочувствие или поддержку  у настоящих  боевых фронтовиков, особенно у тех калек войны, кто  после Дня Победы  остался один на один со своей  страшной и безысходной  судьбой.   Что говорить, огромные потери были с двух сторон. И советские солдаты и солдаты вермахта  выполняли свои задачи  самоотверженно и храбро. Они искренне верили,что выполняли свой долг перед Отечеством. Но этой   высокой и светлой верой простых  советских и  немецких солдат  злоупотребляли  преступные государства в лице Гитлера и  Сталина, которые при переделе мира,пытались обмануть друг друга и довели свои политические игры до Большой  войны.  Именно в этом трагедия немецких и русских  солдат, одинаково доверивших свою судьбу  двум политическим  чудовищам и монстрам. 
      В процессе Великой Отечественной войны было немало славных побед над противником, в том числе было  много  и  так называемых "пирровых побед", когда потери в живой силе потрясают воображение,   когда, например,  от стрелковой дивизии остаётся 47 солдат или в лучшем  случае —110. (2)
      К числу  такого рода  трагическим битвам-мясорубкам  оказалось  в ноябре-декабре  1942 г. зимнее   контрнаступление  советских войск в районе Ржева.
      Этот небольшой в верховьях Волги город был  в октябре  1941 года  взят гренадёрами  восточно-прусской  206-й пехотной дивизии и превращён  в опорный  пункт группы армий"Центр" (9-й армии генерал-полковника Моделя). Стараниями солдат и офицеров 9-й армии Ржев был превращён в неприступную цитадель. Под Ржевом советские войска под руководством  Георгия Жукова понесли  жуткие и чудовищные потери.   Именно из-за жутких потерь  советской армии  амбициозная  операция "Марс" после войны ВСЯЧЕСКИ ЗАМАЛЧИВАЛАСЬ   советскими  военными историками,  как и замалчивалась ( и была совершенно секретной)  горькая правда  о  наших  потерях  в советско-финляндской   "Зимней войне" 1939-40 гг. 
     Данные о советских потерях  потрясают: 20-я армия   из 114 тысяч потеряла 58 524 бойца (не считая  тяжелораненых и покалеченных), а 8-й гвардейский  стрелковых корпус за пять дней  боев — 6058 солдат. 1-й и 5-й механизированные  танковые корпуса за три дня потеряли все танки и были полностью уничтожены.(3)
      Осуществляя операцию "Марс" Георгий Жуков проводил  фронтальные  массированные атаки  в характерной для него манере, в духе лобовых атак во время советско-финской войны, при проведении которых он не жалел ни людей, ни технику, не учитывал неблагоприятных условий  местности и погоды. В  силу прямолинейности  таких  нещадных действий Жукову добиться победы под Ржевом не удалось - относительно  небольшие  немецкие  "боевые группы" сдержали  огромные мобильные советские части и не позволили им  прорваться в свой оперативный тыл, и  9-я армия выстояла под большим  фронтальным давлением Красной армии. Да, как и в советско-финскую войну, красноармейцы  шли на вражеские позиции волнами, за валом вал, и перегревались от неустанной работы пулемёты и автоматы, но немецкие солдаты в отличие от финских пулемётчиков не сходили с ума.
    
      Что такое Ржевская битва сегодня? Позиционная бойня в "Долине смерти" или героическая  битва под  Москвой, которую можно сравнить с Бородинской  битвой? Всё зависит от  правильного  ведения  "бухгалтерии Смерти", от   честности военных статистиков,  от  количества убитых  с двух сторон, от  нашего понимания  победы, её цены, её итогов.
       220 лет назад Наполеон считал, что победу под  Бородино одержали французы, а Кутузов считал, что победили  русские, несмотря  на огромные потери и множество   раненых.  Время рассудило по-своему и всё расставило по местам. Победа над французами и взятие Парижа  раскрыла русским глаза на  беспросветность   своего рабства.  Всё зависит от интерпретации событий, от  жизненных ценностей и нравов эпохи, от цен на "пушечное мясо" и на "живой товар". Проходит время, и тогда все, погибшие в окружении врага  солдаты, становятся героями, а те, кто героически  погиб  в первый день  войны, остаются  жертвами  лукавых цифр военной статистики и навсегда пропавшими  без  вести.
       Ржевская битва — одна из самых кровавых в истории Великой Отечественной войны. Тела погибших солдат просто не успевали выносить с поля боя, и они лежали друг на друге. Их некому было  хоронить по-человечески.  Некому было рыть траншеи для братских могил. Приходилось весной  сгребать  останки солдат  в окопы с  помощью  механических граблей на конной тяге, как в романе Виктора Астафьева "Прокляты и убиты". Потери были колоссальные. По  одним  весьма неточным, официальным данным за 13 месяцев сражений  Красная армия  на Ржевском выступе потеряла более 400 тысяч человек.
По другим неточным данным  —  полмиллиона  убитых красноармейцев  и 17000  подбитых  и полностью сгоревших танков.  И это только военные. А по последним  уточнённым данным, указанным в историко-публицистической  статье Президента Российской Федерации В.В. Путина, в "Долине смерти" между  Ржевом и  и Можайском погибло  1 миллион 342 тысячи 888 человек . (4)
Но если к этим безвозвратным  потерям присовокупить ещё мирных жителей, которые оказались на линии фронта и прифронтовой полосе , а также  раненых и попавших в плен, то  цена Ржевской  битвы окажется  чудовищно огромной   — почти полтора миллиона погибших и пропавших без вести — заживо сгоревших,  разорванных снарядами и бомбами в клочья, расплющенных и намотанных на гусеницы танков...
    Сколько точно полегло  в "Долине смерти"  никто  до сих  пор  не знает. В том числе и Президент страны.  Никто не знает, сколько   десятков тысяч не найденных  и  не захороненных солдат остаётся лежать  в болотах между Ржевом и Можайском. Что касается потерь  с немецкой  стороны, то они были намного меньше. По существу, "немецкие солдаты тогда  не были разбиты, их просто задавили превосходящей  человеческой массой" (5)

      75 лет прошло со  Дня Победы "со  слезами на глазах", но  до сих пор они лежат там. в  "Долине смерти" наши бездомные, беспризорные  покойники, которые "сраму не имут, на которых позора нет".  Из года в год проходят  юбилейные победные мистерии, шумные триумфы и военно-патриотические игры "Бородино" и "Взятие  рейхстага", а в "Долине Смерти" и в других болотах и топях  лежат, не  погребённые и  неизвестные    солдаты. До сих пор воздвигаются  военные мемориалы и храмы воинской славы. До  сих пор  символы правящей власти   остаются  важнее судеб отдельных  живых людей  и  всего   народа.   До сих пор  продолжают "обеспечиваться жильём"  ещё  пока живые ветераны войны,  которым  в этом 2020  году исполнилось  95 и 100 лет!  Из года в год на это выделяются из бюджета  огромные деньги и успешно  распределяются   чиновниками между  собой. До сих пор  шлёт в эфире и по почте  свои поздравления  до бесстыдства  прагматичный правящий режим.  Продолжают  якобы в  честь  ветеранов  великой войны проводиться  военные  парады,   греметь  военные песни, марши   и   салюты.      И  никому из  власть имущих   не стыдно  за это  своё полное  и окончательное  безобразие, за своё   советско-буржуазное  ханжество и зооморализм. Милосердие уже давно не стучится  в железные и ржавые сердца  достигших высшей   власти воцерковлённых  бывших  криминальных авторитетов.

    В этом 2020 году  День Победы превратился в День светлой Печали  и благодарной  Памяти, а 22 Июня  во Всенародный  Поминальный  День.
То,  что перенёс, пережил и совершил русский народ за четыре года войны с великой Германией  — это беспримерно  по своим великим достижениям не только в русской, но и во всем мировой истории.       Неприятель, враги и союзники   высоко оценили воинскую  доблесть, страдания  и самопожертвенность русского солдата, ибо страдание и альтруизм  не знает национальности. Наши инвалиды и калеки войны  вполне заслуживали   иных наград и льгот,  иного  попечения, иных забот и привилегий, но только не мизерных денежных выплат за боевые ордена и медали, которые Сталин вскоре отменил. Герои-инвалиды и калеки-победители не стали частью  советской пропаганды и одной из  главных жертв всей   нации, а наоборот, вместе с многомиллионной армией  осиротевших  детей  —  стали   обузой  тоталитарного государства в  деле подготовки к Третьей мировой  войне. Абсолютная  коммунистическая  власть   не мыслит  свое  могущество   без  насилия, мощной армии и силовых структур, ей изначально  чуждо милосердие и элементарная человечность.  В СССР в отличие от  Германии никогда не было общенационального праздника  —  "ДНЯ ПАМЯТИ ГЕРОЕВ" и  тем более не было  "НАРОДНОГО ПОМИНАЛЬНОГО ДНЯ ПАВШИХ ВОИНОВ".         Православная часть безбожного советского народонаселения продолжала поминать своих  павших и без вести погибших воинов в поминальные субботы у себя дома, или в ещё незакрытых коммунистами молебных домах и церквях. Советские коммунисты долгие  годы  даже не помышляли о  создании  для  ветеранов войны  достойной и благоустроенной жизни. Если в гитлеровской Германии ветерану войны за Рыцарский крест полагалось "рыцарское поместье" (Rittergut), то советскому фронтовику, Герою Советского Союза не полагалась даже отдельная однокомнатная квартира (многие у нас на Дону ютились в коммунальных квартирах или в саманных хатах, крытых рубероидом или   соломой).
      Коммунистическая пропаганда всячески  очерняя милитаристский дух нацизма и нездоровую боевую мораль вермахта, умышленно  замалчивала  реальную заботу федеральных немецких  властей и  военного  командования о своих боевых  солдатах и офицерах, сражающихся на Восточном фронте,а также о ветеранах-фронтовиках, инвалидах и калеках войны. Еще на Востоке шла   с переменным успехом война, а   германское руководство   после победоносной войны с Россией планировало обеспечить  ПООЩРИТЕЛЬНЫМИ ПОСЕЛЕНИЯМИ  И УСАДЬБАМИ ветеранов вермахта на восточных территориях  в весьма больших  масштабах (около 10 миллионов солдат). Как известно Гитлер похоронил себя и  свои надежды под обломками  своего Рейха, а заодно с этим и  достойные условия доживания своих воинов-ветеранов. Только часть героев вермахта получили от ФРГ военные пенсии и персональные садовые участки. Родина не забыла своих сыновей, которые  проиграли войну и подвергли её разрушению.  Советская Родина,увы, к своим  защитникам героям-инвалидам  и КАЛЕКАМ ВОЙНЫ  отнеслась по-иному, по-большевистски  беспощадно и жестоко  —  она их уничтожила как чужой  враждебный  и ненужный класс,  как "нежелательный элемент".
      О ветеранах войны  в СССР  коммунистический режим начал заботиться, когда упал престиж службы в Советской армии, когда возникали международные конфликты  и росла угроза ядерной войны. После вывода советских войск из Афганистана и после развала СССР,стала разваливаться и сама Советская армия, советские голодные  солдаты    во время   увольнений  в город  стали   заниматься попрошайничеством, а офицеры воровством  и пьянством. По существу, Российская  армия сегодня держится на  мощном  военном бюджете,  расходы  государства на армию и войну превышают все  разумные пределы и делают невозможным гармоничное развитие страны.

      В эти особо Памятные дни из года в год среди нас детей войны  становится  всё меньше тех, кого хранит   ещё  наша  память и  тех, кто нашу  память и тревожную совесть  продолжает  будоражить. Общая  и светлая Печаль и общая благодарная Память  — это главное и единственное, что нас сегодня  объединяет  и сплачивает,  даёт нам силы и вдохновляет на созидание новой жизни в своём непреодолимом, страстном   желании быть, обязательно быть вопреки Смерти.  И это тоже символично — сам Рок, само Провидение как бы намекает нам о том, что  довольно   бить в барабаны, трубить в трубы и печатать шаг по  брусчатке мостовой,   натужно по привычке  ликовать  по случаю  Победы славных предков и  делать бизнес на  крови  и казённом патриотизме.
     Настало время помолчать и хорошо подумать: как  дальше жить, как дальше всем нам  быть?  Пришла пора самим научиться  одерживать   Победы  над самими собой и всем злом мира  и самим  становиться жертвами "не ради  славы, а  ради   жизни на Земле" (Александр Твардовский)


                У мертвой  деревни Угоды —
                Не   серый уральский гранит,
                Там снег сорок первого года
                Надгробием вечным лежит...
               
                По тайным законам природы
                Не тает тот снег никогда.
                У мёртвой деревни  Угоды
                Летят, как секунды, года.
               
                Над  ровной холодной пустыней
                Ни холмика нет, ни креста.
                Лишь ветер здесь воет уныло,
                Да где-то свистят поезда.
               
                И только Девятого Мая,
                Чтоб всех поимённо назвать,
                Небесную хмарь разгоняя,
                Спускается Божия Мать
               
                На луг  у  деревни  Угоды,
                Где странный лежит  монолит,
                Под ним с сорок первого года
                Дивизия юная спит.



Авторские примечания и литература
   *Считаю, что накануне 22 Июня и  в  сам  этот роковой для всех нас Поминальный  День, будет более щадящим  и этичным судить о  собственных потерях и утратах через  потери в живой силе  самих  немецких  войск, в первой и второй летних кампаний вермахта на Восточном фронте. Это позволяет уточнить цену Победы в наш чересчур бездушный прагматичный век, отделить плевела лжи и мифов от зёрен беспощадной горькой  правды.
 
1.Фромм Эрих. Человек для  себя: исследование психологических проблем этики, рус.пер. Минск, 1992)
2.Пленков О.Ю. Тайны Третьего  Рейха.  Гибель  Вермахта. - М.: ЗАО "ОЛМА Медиа  Групп", 2010, с.120-122.
3.Светлана Герасимова. Великая Отечественная: Цена Победы.  Позиционная бойня. М.; "ЭКСМО-ЯУЗА, 2007. 
      09.05.2020
4. Рудель Г.У. Пилот "штуки" М., 2003,с.325 

5.Путин В.В. "75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим"- М. 19.06.2020 -
      "Только в ходе боёв за город Ржев и Ржевский выступ с октября 1941 года по март 1943 года Красная Армия потеряла, включая раненых и пропавших без вести, 1 миллион 342 тысячи 888 человек. Называю эти, собранные по архивным источникам страшные, трагические, ещё далеко не полные цифры – впервые, отдавая дань памяти подвигу известных и безымянных героев, о которых в послевоенные годы в силу разных причин говорили незаслуженно, несправедливо мало или вовсе молчали".

22.06.2020


Рецензии