Помню

Этот мемориал не указан в популярных туристических справочниках России. И нигде не пишут, чем жили давным-давно Рачейские Альпы. И сколько таких безымянных ещё раскинуто по русской земле?.. Сюда не приходят и не приезжают навестить своих почивших родных. Самому последнему захоронению тут 75 лет.

Это военное кладбище находится на границе Самарской и Ульяновской областей в селе Старая Рачейка. Довольно далеко от мест настоящих кровопролитных боёв, правда?

Здешние места богаты лесом. И сосны касаются неба. В годы войны с 1941 года по 1945 год здесь, недалеко от железной дороги, строго охраняемого стратегического объекта, соединяющего Москву и запасную столицу Куйбышев, был разбит большой госпиталь. Эшелоны с ранеными шли с фронта в тыл круглосуточно.

Все годные к службе мужчины ушли на фронт. А жёны,  матери и сёстры работали и за себя, и за ушедших.

 Почти все мои родственницы в ту суровую военную пору работали при госпитале или на железной дороге.
Мои бабушки были родом из соседнего села Студенец Ульяновской области. В наших краях бабушки зовутся по-простому, не литературному.  Баушки... Каждая из них в то моё далёкое сладкое детство была значима для меня  и вложила в мою головушку важные истины.

 Труженицы тыла... Так сейчас их величали бы. Каждый день вставали до зари, спешно делали домашние дела и шли на работу, в соседнее село пешком, через лес.

Младшая сестра моей бабушки, баба Лена, работала на железной дороге в ремонтной бригаде. И в жару, и в лютую стужу вручную с напарницами тягала рельсы и шпалы. Одна сторожка на 30 км путей. Было негласное правило на привале. Если захотелось зевнуть,  то будь добра, выйди из сторожки на мороз,  за угол, и дыши, и зевай,  пока не расхочется спать. А спать нельзя, ежечасно идут эшелоны с людьми и техникой...

Младшая сестра моего деда, бабушка Нюра, работала санитаркой в госпитале. Стирала бинты, так как не хватало перевязочного материала. Перевязывала раны бойцам. Рыла могилы. Зимой и летом. Отпевала, оплакивала и хоронила воинов. Вы слышали о такой древнейшей профессии как плакальщицы? Этим искусством баба Нюра за войну овладела в совершенстве...

Моя родная бабуля Катя, в её честь  меня и назвали, работала в швейном цехе при госпитале. Шила рукавицы, ватники, телогреи,  бельё солдатам. В свободные минуты пряла шерсть и вязала варежки с двумя пальчиками. Может, видели в кинофильмах о войне? Чтоб удобнее было стрелять...

Баушка Аня, баушка Нюра, баушка Поля, баушка Шура, баушка Аксинья... Родные, двоюродные, троюродные... До третьего колена. Помню всех. Да, да, столько близких мне бабушек и прабабушек окружали и оберегали мой детский мирок, целовали в пробор на макушке, приглаживали непослушные косы и всячески баловали.

Многого я, маленькая девочка Катя, не знала тогда о своих бабушках. А сейчас и спросить уже не у кого про ту пору. Все они уже ушли в иной мир...

 Проходя иногда мимо мемориала с бабулей и дедулей, всегда как-то сжималась от неявного мне тогда страха. И на всякий случай покрепче сжимала их ладони своими ладошками и старалась изо всех сил поскорее утянуть от того места...

А они замедляли шаг. Просили не спешить. Гладили меня по головушке и грустно так улыбались. Постояв, крестились на звёздочки на холмиках и позволяли мне увести их прочь...

Воины остались тут навсегда. Вечная память. Нам, потомкам, не довелось испытать и тысячной доли той боли. Заклинаю, чтобы никогда.


Рецензии