О культуре пития

Выпивка является неотъемлемым и более того – существенным элементом жизни почти всякого взрослого человека. А уж среднестатистического россиянина – тем паче. Мало кого найдёшь принципиально непьющего – не закодированного, а именно не принимающего по идейным или иным соображениям; одним словом, того, кто воздерживается сознательно. В разной мере спиртное потребляют практически все: бомжи и интеллигенты, простые работяги и руководители государства. По поводу того, что пьянство издавна является чуть ли не нашей национальной религией, сказано и написано слишком много, чтобы можно было пытаться добавить тут что-то своё, не увязая в банальностях.
Причины традиционно повышенного почитания Бахуса на Руси в общем тоже как бы общеизвестны. В качестве основной считается желание хотя бы на время уйти от неприглядной действительности. Способ, доступный всем – можно сказать, самый демократичный.
Не сказал бы, что являюсь страстным поклонником горячительных напитков. Но и трезвенником себя никак назвать не могу. В разные периоды жизни доводилось выпивать алкоголь различного вида, качества и количества, в разных компаниях и обстановках, по разным поводам, а то и без оных. Последствия тоже бывали разные. Спектр ощущений – от эйфорического до кошмарного, от радужного праздника души до тяжёлого стыдного похмелья, от «жизнь прекрасна!» до «теперь уж точно никогда больше…». Короче говоря, опыт достаточный, чтобы не быть голословным при рассуждении на данную тему.
С возрастом, если выпивка не берёт верх над волей и разумом, то всякий нормальный человек приходит для себя к той нехитрой истине, что пить стоит ради удовольствия; а если не получается, то лучше не пить совсем. Очень хорошо сказано, что умный пьёт до тех пор, пока ему не станет хорошо, а дурак – до тех пор, пока ему не станет плохо.
Я бы уточнил эту фразу применительно к выпивке в компаниях: дуракам свойственно пить до тех пор, пока от них не становится плохо окружающим. При том, что самим напившимся дуракам может быть очень даже хорошо и весело, пусть до поры и до времени. Общение с неадекватным пьяным существом, потерявшим человеческий облик – удовольствие из тех, что значительно ниже среднего. Всякий, кто хоть раз имел подобный опыт, согласится. Не говоря уж о том, что утративший над собой контроль может втянуть более трезвого компаньона в очень неприятную историю только потому, что последний взял на себя неблагодарный труд возиться с ним.
Годам к тридцати каждому, кто выпивает и отказываться от алкоголя не собирается, пора бы знать свою меру. Хотя бы для того, чтобы не создавать проблем другим. Глупо призывать людей к абсолютно трезвому образу жизни. А тем более устраивать борьбу с пьянством на государственном уровне топорными методами типа введения сухого закона.  Трезвость у нас никогда не была и не станет такой же нормой жизни, как в исламских странах.  Но культура пития хотя бы в зачаточном состоянии должна присутствовать у большинства. Прежде всего, это знание своей нормы и твёрдый внутренний ограничитель. Скверный парадокс пьянства в том, что этот ограничитель осознаётся человеком и действует в нём, как правило, только до тех пор, пока он достаточно трезв. Не помню, кто удачно сформулировал: «Я пью немного – всего сто грамм; но, выпив их, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьёт очень много!»
Казалось бы, ну выпил немного – на душе полегчало, мир стал приятнее, другие стали лучше, жизнь, оказывается, не так уж плоха и беспросветна. Так нет же, вот это у нас в генах: ещё наливай, давай ещё за одной, я же говорил, что не хватит! – обязательно нужно усугубить до самой последней степени, до свинского невменяемого состояния.
У многих из нас (надо признаться, и сам грешен) внутренний стопор не всегда может вовремя сработать. Если он не срабатывает никогда или его просто нет – это уже патология, и тут не о чем далее рассуждать. Когда тяга к выпивке управляет человеком, а не наоборот, им должна заниматься медицина вообще и наркология в частности.
А если человек управляет своим желанием выпить, но всё же порой переступает за критическую черту, из-за чего потом справедливо корит себя, – тут есть что попытаться изменить к лучшему. Даже в потреблении спиртного можно совершенствоваться. Под совершенствованием в данной области я понимаю повышение своей культуры пития. Это понятие многокомпонентное и не столько всеобщее, сколько личностное. Ибо подразумевает в числе прочих знаний хорошее знание себя самого: и своей физиологии, и своей психологии.

*

В моём понимании главный элемент культуры пития состоит в том, чтобы пить ровно столько, чтобы и пьющему стало хорошо, и окружающим не стало от него плохо. Эта доза в общем не столь велика. Я как-то, обобщив свой питейный опыт, вывел простой эмпирический способ рассчитать оптимальную дозу спиртного в течение одной выпивки. (Может, кто додумался и ранее, но я не встречал). Данное правило годится если не для всех, то для большинства. Оно следующее: 1 мл чистого спирта на 1 кг массы тела. Например, для человека массой 80 кг эта доза составляет 80 мл этанола. То есть в пересчёте на процент алкоголя в конкретном напитке получается 200 мл водки или коньяка (4 рюмки или стопки), или 600-700 мл не креплёного вина (пара бокалов), или полтора литра большинства из сортов пива (три стандартные кружки). И конечно, это не каждый день, а когда действительно хочется или случай такой, что просто грех воздерживаться.
Понимаю, что с такими цифрами вряд ли согласятся как профессиональные медики, так и любители выпить со стажем. Для первых это покажется перебором, для вторых – скорее чем-то несерьёзным, профанацией самой идеи выпивки. Но тем не менее: полагаю, золотая середина находится близко к тому.
Конечно, тут важны индивидуальные особенности организма. У каждого своя комплекция, и метаболизм свой: кто-то вообще почти не держит алкоголя, а кто-то может выпить без проблем вдвое больше, чем обычный человек. Так что приведённые цифры могут варьироваться в обе стороны. Но не очень сильно. Скажем так, не в разы. К тому же играют роль другие факторы: состояние организма, качество напитков, разумеется также вид, качество и количество закуски. И обстановка имеет значение, и компания, и даже настроение.
Учитывать и соблюдать всё это – тоже составляющие культуры пития.
Опять-таки, основываясь главным образом на личном опыте, но учитывая и чужой, уточню.  Указанное количество алкоголя является оптимальным, если употреблять правильно. Прежде всего, это значит – не зараз.
Мы привыкли во время застолий опрокидывать рюмку за рюмкой, не дожидаясь, когда наступит опьянение от самой первой. И к тому же бдительно следим, чтобы другие не отставали – это едва ли не худшая привычка в такого рода занятиях, ставшая традицией. В результате организм быстро получает ударную дозу, с которой борется потом долго и тяжело. Состояние лёгкого опьянения мы быстро проскакиваем, зачастую даже не успевая получить от него кайф, и впадаем в фазу жёсткого и всё усиливающегося дурмана, в которой уже невозможно ни нормальное общение, ни удовольствие от трапезы – то, ради чего и затевалось мероприятие. Зато потом мучаемся похмельем и досадой, что в очередной раз всё прошло как-то по-дурацки. От такой выпивки ничего нет, кроме потери времени, денег и, главное, здоровья.
Если не торопиться, а дать первой порции оказать своё воздействие, тогда и не будет желания далее доводить себя до полной одури. Есть некая начальная, она же оптимальная стадия опьянения (для кого-то она наступает в расчёте на чистый спирт от 30 мл, кому-то нужно 50). Когда она достигнута, жизнь кажется веселее, перспективнее, вообще лучше, чем в трезвом состоянии; а люди кажутся дружелюбнее, интереснее, привлекательнее (особенно представители противоположного пола) и просто достойнее во всех отношениях. Словно ты нашёл утерянные ключи от сейфа, в котором была заперта радость от того, что просто живёшь, и выпустил её на волю. Попутно отмечаешь, как тебе в жизни недостаёт такого настроения души.
И не только эмоции – мысли оживляются. Мышление становится более раскованным, образным, парадоксальным, изощрённым. В таком состоянии в голову может прийти немало всякого интересного, что в трезвую голову идёт куда менее охотно – знаю по себе.
Именно это состояние ценили многие творческие люди всех стран и времён. Скорее всего, его и имел в виду Омар Хайям в одном из своих четверостиший, когда писал, что «нет состояния блаженней опьяненья». Ему вторит и во многих своих «гариках» Игорь Губерман в присущей ему остроумной манере.
В этом состоянии снимаются некие ограничения, которые не позволяли ранее (из-за стеснения или ещё почему) сказать ближнему то, что считал нужным или просто хотел сказать. Конечно, имею в виду не выяснение отношений, не разбирательство кто круче в том или ином отношении, не предъявление претензий, не припоминание взаимных трений, не препирательство на повышенных тонах или в хамской форме, не споры о политических или каких ещё пристрастиях.
Я как раз про то, зачем близкие люди собираются дружеской компанией за чаркой-другой. То безусловно позитивное и подлинное, чего в отношениях не хватало и проявиться чему не получалось по трезвости. Похвалить, выразить восхищение какими-то качествами или поступками, признать заслуги и способности, поблагодарить за что-то. Или, быть может, раскаяться за свои ранее совершенные неприглядные поступки; попросить за что-то прощения; признать, что был неправ, рассеять застарелое недоразумение. Просто поделиться чем-то интимным, или чем-то, что тяжестью лежало на душе, получить или дать дружеский совет.  Наконец, выслушать что-нибудь не совсем приятное в свой адрес, принять это без обид и даже выразить признательность за правду. Наконец, просто насладиться чувством того, что вот у тебя есть они, эти близкие люди, а ты есть у них. Я бы назвал это состояние «точкой откровенности».
Вот оно и является достойной целью совместного распития. Если оно достигнуто, не надо форсировать дальнейшее насыщение организма алкоголем. Переборщить и всё испортить очень легко. Кайф от опьянения, при котором сознание не плывёт и не туманится, а напротив, обостряется – это индивидуальный индикатор нашей нормы. Лучше поддерживать эту стадию небольшими дозами и через достаточно длинные паузы – примерно, как понемногу подтапливать печку, тепло от которой уже наполнило помещение.

*

Конечно, нет смысла долго говорить о таком аспекте пития, как качество алкоголя – тут всё ясно. Замечу только одно: в этом деле на здоровье экономить нельзя. Уж лучше немного переплатить и купить качественный напиток, чем, потребляя дешёвый явный суррогат или некое пойло сомнительного происхождения, воевать с собственным организмом.
Или насчёт закуски. Если недооценить её роль, то легко обесценить мероприятие. Эта роль тем важнее, чем крепче употребляемое спиртное и чем его больше. Ещё одна дурная традиция, отражающая общий недостаток культуры пития – пренебрежение к закуске. Часто бутылку водки закусывают одним бутербродом, а то и одной конфетой – со всеми вытекающими последствиями. Закусывать желательно даже пиво, а уж более крепкие виды алкоголя просто необходимо сопровождать соответствующим количеством съестного.
Часто закуска служит просто для того, чтобы подчеркнуть достоинства конкретного напитка, кои без неё вряд ли могут быть оценены в полной мере. Бывает и наоборот, и обоюдно. Я в этом плане не эстет и не знаток светских правил. Но точно знаю одно: заливать алкоголь в пустой желудок (независимо от качества заливаемого) – не щадить своего здоровья и не ценить своего времени.
Одним из главных правил культуры пития должно быть следующее: закуске должно придаваться не меньшее значение, чем выпивке – и в качестве, и в количестве. Современная жизнь вполне это позволяет – по крайней мере, тем, кто находит деньги на спиртное.
К тому же важна и компания, и подобающая обстановка. Последнему в процедуре возлияния у нас принято придавать наименьшее значение. Ну что делать: исторически въевшаяся в массовое сознание убогость быта как норма жизни. И как следствие – чрезмерная неприхотливость, граничащая с отсутствием элементарной брезгливости. Но всё же…  Наверное, нет смысла спорить, как приятнее выпивать: сидя в обществе достойных людей за столом, накрытым белой скатертью и изысканно сервированным, из хрустальных фужеров – или стоя в тёмной подворотне, из горла и с бомжами. Хотя кому-то, наверное, без разницы; а может, даже второй вариант предпочтительнее. Ну, тут без комментариев: каждому – своё.
Если пить в компании, то нормальное окружение – необходимое условие для получения настоящего удовольствия от пития. Наверное, многие подтвердят, что не может быть хорошей выпивки в плохой компании. Даже похмелье после выпивки в трудно приемлемой для себя компании тяжелее, сам замечал неоднократно. Не говоря о том, что питие вместе с малоприятными личностями чревато скверными последствиями. Лучше совсем отказаться от застолья, чем употреблять в обществе людей, которые тебе по каким-то причинам неприятны, находиться среди которых тебе претит. В такие компании не стоит вливаться даже временно. А если всё-таки получилось так, что оказался втянут – не задерживаться, скорее покинуть это мероприятие под любым благовидным предлогом.
Вообще, с возрастом я пришёл к нехитрой мысли: чем тяготиться неподходящими партнёрами, предпочтительнее употребить «свою» дозу в гордом одиночестве, ни под кого не подстраиваясь, устанавливая самому себе обстановку, качество и количество спиртного. Можно возразить: мол, вот так и становятся алкоголиками. Но я думаю, спиваются вне зависимости от того, пьют в компании или в одиночку. Спиваются от отсутствия самоконтроля – главной составляющей культуры пития. 
И уж ни в коем случае нельзя позволять другим контролировать твою норму. Ты сам решаешь, что тебе пить, сколько и как, а не кто-то другой, кем бы этот другой тебе ни приходился. Почему-то это у нас люди не хотят учитывать и с упорством, достойным лучшего применения, пытаются накачать ближнего так же, как и себя. Почему-то принято, чтобы все пили наравне со всеми, без учёта реальных различий между людьми, да и просто их желания – ещё одна национальная дикость. Компания, в которой тебя ставят перед необходимостью с пеной у рта отстаивать свою норму – явно не твоя. Лучше избегать таких с самого начала. Но уж если попал (всяко бывает), держаться нужно своей линии.
Никогда никому нельзя позволять манипулировать собой, нельзя вестись на все эти «ты нас не уважаешь, что ли?», «ты чё, не мужик?» и тому подобное. Никому не навязывать дозу спиртного сверх того, что ему (ей) желательно. А при необходимости даже намекнуть на необходимость самоограничения, и не допускать, чтобы кто-то навязывал тебе. Если необходимо, пресекать такие попытки в достаточно жёсткой форме, не боясь испортить отношения. Умный и достаточно трезвый поймёт и отвяжется, а не очень умный или уже недостаточно трезвый… Ну что ж, это его проблемы, никак не твои. А уж если отношения могут быть испорчены от такого – то грош им и цена.
Кстати, последнее справедливо и для гораздо более широкого круга жизненных ситуаций.


Рецензии