Борис и Глеб

Историческое повествование к фестивалю "Борисоглебский соловей" про Святых Благоверных Князей Борисе и Глебе.

Действующие лица

Ведущие , Князь Владимир, Царевна Анна, Ярополк, Борис, Глеб, Посланник, Повар, Ярослав

 

Ведущий

Во времена Древней Руси,

Престол наследовать желали

И в семьях дети враждовать,

Подчас за царство начинали.

Кровопролитие, несло неизгладимые потери,

Наследство, получал лишь тот,

Где конкурентов не имели.

Ведущий

Жил князь, Владимир - был велик

И на Руси имел он славу.

Он был прекрасный ученик,

Бои вёл, правил он по праву.

Свободный нрав подчас имел,

Шесть раз жениться он успел.

Он многодетный был отец,

Церковный брак дал сил венец.

Ведущий
В палатах прибрано с утра,

От солнца светлая она.

Уж завтракать два раза звали,

Повар –Князь! Князь!

А князь всё смотрит в неба дали.

Спиной стоит он к Ярополку,

Тот настороженный молчит,

Из разговора мало толку,

И тут, Владимир говорит!

Владимир

О жизнь моя столь многогранна,

Я столько в ней уж повидал

И  в  жёны взял  царевну Анну,

Ты ж Ярополк её украл.

Наложницей  своею сделал,

А мнения и не спросил

И целомудрие не стало,

Стыд,  Анну сильно охватил.

Ярополк

Ты брат меня не смей стыдить,

Детей в язычестве родил,

А сколько жён  ты смог иметь?

И никого ты не спросил.

Ты нравственность не надзирай,

Кто приглянется, не спрошу,

Своей я сделаю тот час.

Или от страсти задушу.

Владимир

Ты опьянённый красотой,

Не видишь, не любим ты ею!

Ярополк

Можно подумать ты влюблён?

Сто раз я выкрикну. Не верю!!!(выход Анны с песней)

Ведущий

Услышав крики, разговоры,

Упреки братьев на весь дом.

Прислуга сникла вся кругом,

Дрожат, бояться, все трясутся,

Враждой плененные стоят,

Сквозь зал две девицы несутся,

Прервать их спор тот час хотят.

Одна из них, святая Анна,

О ком затеян был весь спор,

Ворвалась в комнату без стука,

Чтобы нарушить разговор.

Анна

Меня, как вещь делить решили?

Откройте взор,  вы согрешили!

Един лишь Бог , он направляет,

И нашу жизнь благословляет.

Владимир

Послушай Анну, Ярополк,

Из слов её исходит толк.

Царевна не спроста она,

Взрастить династия смогла!

Из Византии род вспоила

Род Македонии, продлила.

Ярополк

Ах,  Анна резок я и груб,

Грехов полно, себе не люб.

Но ты ведь ждёшь моё дитя!

Наследник - копия моя.

Анна

Под сердцем,  да, ребенок твой,

Но как живем, заметь, с тобой?

Не по любви, по принужденью,

Ступай. Моё услышь веленье!

Монахиней ведь я была,

Ты завладел, под «лапой» я!

Теперь я собственность, увы,

Под хомутом твоей орды!

Ведущие

В борьбе за Киевский престол,

Шли схватки...

Брат на брата шёл!

В порыве гнева и обид,

Был Ярополк - ножом убит.

Владимир жалости не знал,

Родную кровь не миловал.

Убил он брата за престол

И в жены Анну приобрел.

Она родИла Святополка,

Не государственного толка.

Владимир принял дар судьбы,

Не дал покинуть сие миры,

Издал указ, усыновил,

Прилюдно мысль провозгласил.

Владимир

Пусть Святополк и брата сын,

Его родным провозгласил.

Хотя он груб и не вояка,

Приемный! Сын родного брата.

Ведущий

От ветра платье колыхалось,

В руках держа своё дитя,

От сердца Анна улыбалась

И говорила не шутя.

Анна

В любви тебе еще рожу,

Дай Бог легко я дохожу.

Церковный брак, мне силы даст,

Наследник будет в этот  раз.

Ведущие

Легко царица родила,

Двух сыновей - она смогла!

Борисом, Глебом нарекли

И до Крещения Руси,

Все братья были взращены.

Ведущие

Отец был горд своим семейством,

На троне важно восседал,

Растил мальчишек прямо с детства,

И никогда не упрекал.

Учил кататься всех верхом,

Молиться грамотно от сердца,

По правде жить и не тайком,

Открыв любви для жизни дверцу.

Гулять по травам луговым,

Беречь родные все просторы,

Всем сердцем Родину ценить,

Не дать вражды родному крову.

Не раз  с ними говорил,

Он тихим голосом своими.

Владимир (обращаясь к Борису и Глебу)

Мои всесильные сыны,

Надеждой, верой вы полны.

Вы образованы, смелы,

Отвагой вы награждены!

Вы христиане - род продлим,

Теперь везде, да будет - мир!

Ведущие

Покорно выслушав указ,

С поклоном братья отвечали.

И первый слово брал Борис,

По старшинству так приучали.

Борис

Соратники по духу мы,

Мы сердцем  век тебе верны.

Глеб

В защиту земли мы возьмём,

Тебя ты знай, не подведем!!! (Хор - песня о благости народа)

Ведущий

1015 шёл  год

И печенеги не в обход,

На Русь напасть скорей решили,

А  вести  во время прибыли!

Владимир князь о них узнал,

Весь побледнел….

И захворал, до слухов был уж нездоров,

Бориса, вызвал он под покров!

Борис

Отец, вы видно не в себе.

Я помогу в любой беде!

Всегда на помощь я приду,

Не подведу, не подведу!!!

Дружину вмиг я соберу,

Всех печенегов разгоню.

Владимир

Сын мне давно не по себе,

На смертном я лежу одре.

За землю нашу  ты сражайся,

Домой скорее возвращайся!

В  наследники провозглашу

Я знаю.....Скоро....Ухожу....

Ведущие

Борис на страже был земли,

Отец   покинул их миры!

К Христу в объятья отошёл,

Покой души он там нашёл!.

Ведущие

Был вечер, пламя от костра

Горело искрами сверкая.

Дым уносило на поля,

Трава его в себе теряя,

Дорогу к путнику вела,

Посланник по полю скакал,

На лошади верхом три дня,

Он весть Борису передал,

Буквально падая с коня.

Посланник

Мой господин, я сожалею

И  горю знаю, нет краёв,

Но донесенье я имею,

Я прочитать его готов!

Престол уж занял Святополк.

Вот опечатанный свитОк,

Вы прочитайте сей листок.

Ведущие

И опечаленный Борис,

Читал послание не раз.

Огонь, который так пылал,

Иссяк, почти уже погас.

Задумавшись, он молвил вдруг,

Прикрыв свой внутренний испуг.

Борис

Корыстен братец мой, увы,

Отец (как бы обращаясь к небесам)

Твои надежды  тщетны!

Он править хочет, власть держать,

Удел же мой - всех защищать!

Я  за отечество молюсь

И за границы я  борюсь.

Ведущий

В  те  времена боролись за престол,

Любые способы, и хитрости вменяя,

А  Святополк с корыстью к людям шёл,

Христа за Бога, будто не считая!

Не из трусливых был Борис,

Но неприятность поджидала,

И где-то  рядом, как змея,

Чуть слышно выпускала жало.

Борис

Я  чувствую - беда идёт,

За мной - как тенью…За спиною …..Тянет.

Дружина верная, меня не подведет,

Но есть предатель!  Точно!

Сердце не обманет! (за ним идёт сутулившийся с ножом нищий и убивает Бориса)

Ведущие

О как бы знать, что ждёт нас наперед,

О как бы знать проблемы, как исправить.

Где подстелить и как подправить,

Где обойти, где силы напрямик направить.

Глеб рассуждал, в глазах было уныние,

Потеря за потерей, вот беда,

Он рассуждал, один отныне,

Ушли нежданно…. кровные сердца.

Глеб

Письмо я получил уж на заре

И мысли, думы одолели.

Но слабоволие извольте, не по мне,

Я  к Святополку путь свой выстроить сумею.

В глаза хочу его я посмотреть,

Как смел, убить родного брата?

Уж видно точно будет он в аду гореть,

Кровопролитие  .....Престол- за подлость, не награда!

Ведущие

Здесь подоспел и повар,

Лицемер.

Отравленные яства приготовил.

Вкусить принёс, услужливо пропел.

Повар

Вечерний ужин к вам принёс  я князь,

Отведайте, примите угощенья.

Весь день на кухне службу нёс,

Для вашего телесного блаженья.

Пусть яства дух наполнят, чресла все

И  будете вы радостны и свежи,

Забудете печали вы в вине,

Появятся душевные надежды! ( Глеб ужинает и умирает)

Ведущий

Отведал ужин Глеб и умер он тот час

И нет тому поступку оправданья.

Настанет Божий суд,

Деяний наших в раз,

И за грехи получим наказанье.

Ведущий

Кровопролитье долго шло,

Делили братья земли Князя,

Но принял их, в конце концов

Князь Ярослав в свои объятья!

Исправно правил.

По чести,  по закону,

В молитвах он о братьях вспоминал

И каждый день, бросаясь в ниц - поклоном,

О Господи Спаси и сохрани  он повторял!

Ярослав

Не позабыть мне братья вас,

Борис и Глеб,

Вы духом светлым мне по нраву

И  не сыскать таких сейчас,

И впредь,

Кто за отчизну, духом. Правдой, за державу.

Кто не за лавры,  просто от души,

За свой народ  жизнь, годы отдавали.

Святыми стали вечно  на Руси,

Молитвами слезу наземь  роняли!

Ведущий
"Из года в год идут года,
Прошедший день не повторится.
Но в нашей памяти всегда,
История, её страницы.
Из жития прошедших лет,
Мы чтим князей Бориса, Глеба.
За милосердие сердец,
Смиренность духа за победу.
За христианскую любовь,
Заступничество и отвагу,
Самопожертвование, кровь,
В угоду людям, счастью, благу.
За благочестие к больным,
За праведность к добру и волю.
За почитание отца
И выбранную ими долю.
Во славу будущей Руси,
Как оберег князей России,
Чтобы все люди на земле,
Могли жить с верой, в счастье, мире."

 


Рецензии