Уроки познания мира на ощупь

Спектакль «Дорогой дневник»
Автор: Дарья Витан, Василиса Галсанова.
Режиссёр: Дарья Витан, Василиса Галсанова.
Актёры: Дарья Витан, Василиса Галсанова, Максим Неделко, Варвара Гапоненко.
Композитор: Вероника Затула.
Арт чердак «Мамин театр» » https://locoz.ru/maminteatr/  17 июня 2020. Москва.
В спектакле «Дорогой дневник» Дарья Витан и Василиса Галсанова предлагают нам совершить путь познания, в котором мы получаем возможность создать картину мира  людей с частичной или полной потерей зрения. Воплощение этого замысла в спектакле происходит через создание пространства, в котором этот путь воплощается на прикладном уровне. В этом воплощении сценическое пространство создаётся вне традиционного жесткофиксированного зонирования на плоскости отведенной для зрителей и пространства театрального действа. В рамках этого воплощения история под названием «Дорогой дневник» создаётся по принципу глубокого погружения в пространство, где осуществляется восприятие истории на уровне индивидуальной иммерсии.
Иммерсионный сценический проект Витан и Галсановой создаётся с помощью натуралистичной имитации реалий жизни людей полностью лишенных визуального восприятия образов. В спектакле «Дорогой дневник» это погружение для зрителей осуществляется с помощью метода поэтапной адаптации, при котором в начальной стадии этого процесса погружение зрителя в мир незрячих людей осуществляется с помощью повязки, которая блокирует визуального восприятия на время спектакля. Временная блокировка визуального восприятия активирует процесс абстрагирования зрителя от привычного формата восприятия реалий сценического пространства и подготавливает его к открытию иных путей восприятия реалий привычного для нас мира.
В этом аутентичном приближении к реалиям мира незрячих Витан и Галсанова создают историю обыкновенной девочки-школьницы, в которой она рассказывает нам истории своей ежедневной жизни строками постов её дневника. Эти маленькие фрагменты её жизни, запечатленные в строках её ежедневных постов, создают нам образ героини нашего двадцать первого века, в её чертах легко угадывается сходство с героиней сказки Льюиса Кэрролла. В спектакле она - Алиса двадцать первого века и здесь многое происходит по образу и подобию её литературного прообраза, и она совершает путешествие в параллельную реальность, которая в спектакле представлена пространством людей живущих в мире на ощупь.
В этой современной интерпретации истории Алисы роль прыжка в кроличью нору выполняет случайная встреча со слепым мужчиной и здесь это событие является сюжетообразующим и отправной точкой для её путешествия в фантастический мир абсолютно неведомый ей до этого момента. В сценическом воплощении этой истории Витан и Галсанова создают аутентичность восприятия через обширную аудио-звуковую палитру, которую они дополняют коллекцией запахов и ароматов окружающих персонажей спектакля. Это многообразие позволяет зрителям на подсознательном уровне приблизится к восприятию мира, в котором жизнь не имеет визуальных очертаний и образов.
  Алисы нашего времени открывает сюжетообразующую историю в виде рассказа от первого лица, который выстраивает нам линию событий её истории, в которой она отправляется в параллельную реальность и открывает для себя и нас иные реальности мира вокруг нас. Этот сюжетный приём позволяет нам совершаем путь многостороннего познания парадигмы существования и мировосприятия людей с частичной или полной потерей зрения. В формате этого видения сюжетная линия спектакля воплощает этот путь познания поэтапно с помощью сложного тандема соединяющего пластику человеческого голоса и обширную палитру шума- звукового оформления.
Особенностью этого подхода в создании аутентичной среды, заключается в формате голосового звучания истории Алисы и других персонажей спектакля, этот формат создаётся здесь с помощью особого выделения звучания голоса на фоне других шумов и звуков, образующих аудио-звуковую проекцию событийной линии спектакля. Это выделение голоса позволяет сфокусировать зрителя на создание эмоциональных образов персонажей спектакля при полном отсутствии зрительных ориентиров. Этот приём создаёт на ассоциативном уровне тонкую и очень индивидуальную прорисовку очертания персонажей спектакля с помощью красок и оттенков аудио-звуковой палитры.
Сюжетная линия спектакля «Дорогой дневник» выстраивает нам линейный путь познания реалий ежедневной жизни людей воспринимающих мир на ощупь и на этой сюжетной линии зритель поэтапно узнаёт различные приёмы и способы их взаимодействия с миром обыкновенных людей. В иммерсионном проекте Витан и Галсановой каждый зритель проходит этот путь познания индивидуально на собственном опыте.
Сюжетная линия спектакля создаёт картину путешествия Алисы в параллельную реальность, в которой она знакомиться с различными людьми и эти встречи создают в спектакле особые сюжетные точки. В этих кульминационных точках сюжета зритель открывает новые возможности познания путей коммуникации незрячих людей с миром вокруг них. В этой плоскости сюжетного раскрытия встреча Алисы с мужчиной в лифте направляет вектор нашего познание в направлении изучения путей коммуникации тактильного уровня и здесь пространство этого события расширяется и создаёт многомерную картину взаимоотношений одного мира с другим. В спектакле Витан и Галсанова в сценическом пространстве создают плоскость, в которой зритель узнаёт логику системы Брайля, пытается создать собирательный образ предметов повседневного пользования с помощью совмещения звуков, запахов и ощущения от тактильного восприятия.
Этот путь познания через комбинирование доступных для незрячих людей способов восприятия реальности подводит зрителя к сложной парадигмы рождения искусства людьми лишенных возможности видеть. На этом пути вектор нашего познания подводит нас к пониманию многообразия путей раскрытия индивидуального творческого потенциала и здесь спектакль расширяет границы нашего понимания в галерее художественных образов Клода Моне и поэтических силуэтов Асадова. В спектакле «Дорогой дневник» Витан и Галсанова создаёт нам уникальный портал возможностей, который направляют нас на путь открытия иных реалий, привычного для нас мира, в котором живут по соседству с нами люди такие же как мы и они также как все мы нуждаются быть принятыми и понятыми нашим эгоистичным обществом, погрязшем в цинизме и безразличия нашего динамичного двадцать первого века.


Рецензии