22 июня - какого цвета этот день?

 
        Откуда такой неожиданный вопрос? Для меня, химика, профессионально занимавшегося химией и технологией красителей, теорией цветности веществ, он естественен.

        Самый светлый день в году – день летнего солнцестояния, когда отмечают самый длительный день и самую короткую ночь в году.
 
        И самый чёрный день современной истории – День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны, унесшей более 27 миллионов жизней моих соотечественников.
 
        В моей детской жизни этот день начинался как самый желанный: на это воскресенье у меня был билет в цирк, на утреннее представление. Впервые в жизни мне, восьмилетке, родители разрешили одному (!) пойти в цирк. В качестве поощрения за успешное окончание 1-го класса. Этот поход закончился скверно: восхищённый представлением, я забыл на скамейке свою курточку. Кинулся назад, но курточку уже увели. Расстроенный, шёл я домой в ожидании, как меня будет ругать мама. Однако у мамы был куда более веская причина расстраиваться: она встретила меня коротким, но страшным словом «война».

        У меня и многих людей моего поколения начало войны ассоциируется с песней:
                Двадцать второго июня,
                Ровно в четыре часа
                Киев бомбили, нам объявили,
                Что началася война.

                Кончилось мирное время,
                Нам расставаться пора,
                Я уезжаю и обещаю
                Верным вам быть навсегда.
 
        Слова этой песни сочинены поэтом Борисом Ковыневым на музыку популярного вальса польского композитора Ежи Петерсбурского «Синий платочек». Песня написана сразу после начала войны и мгновенно распространилась по всей стране.

        Когда мы с мамой вернулись в 1944 году из эвакуации в Ростов-на-Дону, в мою жизнь вошёл «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко.

                Синенький, скромный платочек
                Падал с опущенных плеч.
                Ты говорила,
                Что не забудешь
                Ласковых, радостных встреч.

                Порой ночной
                Мы распрощались с тобой…
                Нет больше ночек!
                Где ты, платочек,
                Милый, желанный, родной?
               
                Сколько заветных платочков
                Носим в шинелях с собой...
                Нежные речи,
                Девичьи плечи
                Помним в страде боевой.

                За них, родных,
                Желанных, любимых таких,
                Строчит пулемётчик –
                За синий платочек,
                Что был на плечах дорогих!

        Я был в числе детей, которые выступали перед ранеными в госпиталях. Читал стихи. И там всегда звучал «Синий платочек». Популярность песни была огромной. В моей памяти эти песни слились в одну. И только недавно я узнал историю этих песен. Существовало много вариантов этой песни. Первоначально «Синий платочек» написан в 1940 году на слова Якова Галицкого (настоящая фамилия – Гольденберг). В 1941 м она звучала в варианте Бориса Ковенева – это совсем другая песня. А новые слова «Синего платочка» написал лейтенант Михаил Максимов по просьбе Клавдии Шульженко в 1942 году на фронте.

        В истории Великой Отечественной войны день 22 июня отметился ещё четырежды.

        22 июня 1942 года. 366-й день войны. Юго-западный фронт. После часовой артиллерийской подготовки и мощных ударов авиации гитлеровцы начали наступление. Главный удар противник наносил из района Чугуев на Купянск. Одновременно для расчленения и разгрома 38-й и 9-й армий он предпринял два вспомогательных удара из района Балаклеи в направлении на Изюм. Используя подавляющее превосходство в силах, гитлеровские войска прорвали фронт обороны на трёх этих направлениях и развили наступление на Купянск.

        Поражение под Харьковом привело к оккупации Донбасса. 10 июля 1942 года был оккупирован город Рубежное Луганской области, которому в 1950-60 годы я отдал 13 молодых и самых активных лет жизни. Оказался открытым путь на Ростов, Северный Кавказ, Сталинград – событие, сыгравшее ключевую роль в моей военной судьбе.

        22 июня 1943 года, 731-й день войны – на фронте существенных изменений не произошло.

        22 июня 1944 года началась Белорусская операция советских войск – одна из крупнейших за всю историю войны. И в ней принимали личное участие мои близкие: тесть полковник Иосиф Брагинский и двоюродная сестра младший лейтенант Софья Тарханова.

        22 июня 1945 года опубликован приказ Сталина: «В ознаменование победы над Германией назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади Парад Победы».
 
        Прошли годы, и этот день наполнялся другим содержанием:
 
        22 июня 1957 года родилась моя старшая дочь Наталия Викторовна Ткач (Файн). Один из самых светлых дней в моей жизни. Который сменился чёрным днём: 23 июня 1981 года ушла из жизни моя мама – светлейший человек.

        22 июня 1947 года  родилась Наталья Варлей. Советская и российская актриса театра, кино и цирка. Заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской. Образ этой актрисы ассоциируется с её героиней в фильме «Кавказская пленница» – одном из самых светлых советских фильмов: «студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, – просто красавица». Слова песни «Где-то на белом свете, там где всегда мороз», которую пела героиня Натальи Варлей в этом фильме, написал Леонид Дербенёв (р. 1931), советский и российский поэт-песенник. Он скончался 22 июня 1995 года.

        Эту песню пела моя внучка Марина, дочка Наташи, когда ей было 4 или 5 лет. Произнести «мороз» она ещё не умела, получалось «амос».

        22 июня 1951 г. родился Григорий Иосифович Тер-Азарян – изобретатель, доктор технических наук, академик, действительный член технологической академии Армении, гражданин РФ, прозаик, «Великий Странник», основатель фонда «Великий Странник молодым», в рамках которого я состоялся как прозаик, став участником двух его конкурсов – победителем одного и лауреатом другого.

        22 июня 1898 года родился знаменитый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк.  В нацистской Германии он был внесён в список запрещённых авторов, его книги сжигали на кострах. В 2016 году Ремарк вошёл в десятку самых издаваемых в России авторов художественной литературы с общим тиражом 481500 экземпляров.

        День 22 июня отметился в истории и печальными событиями – скончались известные деятели культуры и учёные:

        1945 — Джамбул Джабаев (р. 1846), казахский советский поэт-акын.
        1990 — Илья Франк (р. 1908), советский физик, автор теории излучения, лауреат Нобелевской премии (1958).
        2003 — Василь Быков (р. 1924), советский и белорусский писатель.
        2008  - Наталья Бехтерева (р. 1924), советский и российский нейрофизиолог, академик РАН.
        2018 — Наум Коржавин (р. 1925), советский и российский поэт, прозаик, переводчик и драматург.

        Так какого же цвета день 22 июня в моей жизни? Доминируют два цвета – кроваво-красный, цвет крови и пожаров. И чёрный, цвет человеческого горя, дыма и закопчённых руин. Светлые тона лишь оттеняют их, делают более контрастными. День кроваво-красного цвета в чёрном обрамлении.


Рецензии