Толерантность

Все говорят: я пластилиновая. Что ж, я люблю пластилин. Я художник и иногда мне хочется творить! А чтобы слепить что-нибудь достойное, нужно хорошенько размять материал руками, кстати, это полезно, для детей, для взрослых же это, больше, релаксация. Чем больше разминаешь, тем послушнее и мягче он становится и уже готов быть полезным для творчества. Но лишь умелые и опытные руки смогут воспользоваться всеми его свойствами, насладиться процессом и получить желаемое – свое произведение!
Так что же дурного в мягкости и деликатности?
Когда мы видим кричащего истеричного ребенка и такую же кричащую мать, не задумываясь, мы говорим: причины истерики в семье, в атмосфере строгости и скрытой агрессии, где, возможно, наблюдаются внутрисемейные конфликты. Такие родители не читают советы психологов, они прекрасно разбираются во всех аспектах воспитания, не сомневаясь в своей правоте.
Простите, на ум приходит некоторая ассоциация: человек с первыми признаками шизофрении, ощущая полное подавление эмоциональности, бесчувствие и множество других страхов, не признает своего диагноза, а все попытки навязать ему очевидное воспринимает, как жестокое несправедливое суждение. Речь о том, что атмосфера чуткости и уважения друг к другу в семье сможет вовремя выявить любую беду или проблему. И моя толерантность относится не только к детям, к людям вообще. Люди это те же дети. Любящие, ошибающиеся, жестокие, прощающие, целеустремленные, мудрые, глупые и ленивые, смелые и осуждающие, страшные и очень добрые. А человеческий мир держится на доброте и любви и если мы делаем кому-то добро, есть большая вероятность, что нам ответят тем же. Главное, помнить – делаем мы это для себя. «Делай добро и кидай его в воду» - мудрое высказывание.
Еще в детстве мне казалось очень важным - защищать интересны других, мыслящих по-иному, в чем-то странных, непохожих на большинство, сверстников. И если находился такой человек в коллективе и его начинали всячески унижать, я оказывалась рядом, считая своим долгом быть на его стороне. Кто-то считал это слабостью, но я чувствовала себя сильнее ожесточенных противников. Потом я поняла, что, выступая в роли «злодеев», люди скрывают свой внутренний страх – оказаться на месте того «слабака», который не побоялся выступить против. Против созданной ими обезличенной невидимой силы.
И этому я учу своих детей: не смеяться над слабыми, не обижать, не поддаваться толпе, не спешить с выводами, а попытаться понять и помочь, чем только возможно.
Конечно, есть непримиримое, к чему невозможно быть толерантными: преступления против человека, уничтожение личности в духовно-нравственном смысле, насилие и межнациональная агрессия. Но все это с чего-то начинается. С нас самих!

- А если сделают плохо? – спрашивают меня дети.
- Возможно, вам захочется ответить злом на зло и, скорее всего, вы так и сделаете, но это приведет лишь к войне – схема любых взаимоотношений!
- А если мы попробуем сделать в ответ добро?
Вероятность, что нам ответят тем же – она существует?
Я отвечу: Да! По крайней мере я искренне в это верю. Тем и живу.


Рецензии
Доброго вечера, Полина!

Философствовать не вредно. Крупицы истины, полученные путем размышлений, кому-то служат необходимой составляющей становления личности и оказывают влияние на его дальнейшие действия, а то и на всю жизнь. В Вашем случае Ваше погружение в реальность,основанное на природном чутье, интуитивной жажде справедливости, сопровождалось подсознательным, на мой взгляд, обоснованием Вашего стиля существования. Который, в результате Ваших рассуждений, получил осмысленное подтверждение.

Конфуцию приписывают мудрый совет: "Добром надо отвечать на добро, а на зло надо отвечать справедливостью". Это означает, что поисками истины люди увлечены были испокон веков и что не прекратят заниматься этим и в будущем. Жаль только, что сегодня все больше становится тех, кто старательно подменяет понятия, выдает зло за добро, и многие ведутся на это, не утруждая себя критическим осмыслением лавины необъективной информации.

Желаю удачи в Вашем творчестве,


Тимергалий Абдрафиков   24.12.2020 22:30     Заявить о нарушении
Тимергалий, потрясающая рецензия, удивительная!!! Спасибо Вам!!! Сердце Ваше открытое, доброе!!!

Полина Печорина   31.12.2020 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.