Предисловие

Разбирая архив деда, я нашел пожелтевшую пачку листов с польскими рукописными текстами. Нашел и отложил в сторону - потом разберусь. Но предварительно полистал. Это были дневники. Какой-то мальчишка старательно описывал свой школьные и домашние дела, какая-то не слишком грамотная женщина просто записывала все, что случалось с ней в течении каждого дня... Дневник учителя, дневник школьницы. Запомнились только имена: Марек, Фелиция, София...

И вдруг недавно эти же имена попались мне в повести Зофии Мельник "Лето у тетки Фелиции". Я заинтересовался, стал сравнивать - это были дневники героев повести!

Я попытался сравнить события. Не все совпадало, автор повести о многом умолчала (или не знала). Кое-где автор дала волю своей фантазии. Например, в дневнике Марека ни словом не говорится о том, что лжеофицер Зденек его изнасиловал, а это событие ярко и подробно описано в повести. Возможно, юноша постыдился писать о столь постыдном эпизоде, но откуда тогда узнала о нем писательница? Вызывает сомнения и возможность того, чтобы школьника 30-х годов 20 века приговорили к порке ротангом. Мне кажется, писательница тут дала волю своей фантазии. Я не счел возможным включать эти эпизоды в свой текст. В конце концов, в дневниках и без того достаточно событий (в том числе и предельно неприличных, чтоб не сказать - запретных по меркам нашего времени), не вошедших в оригинальный текст. Я вообще старался в минимальной степени использовать текст и язык повести. Кому интересны пропущенные события - текст повести есть на Литресе.

В итоге у меня получилась своя версия происходившего. Кое-где в этой версии использованы прямые цитаты из дневников, некоторые события, описанные в дневниках разных авторов, я описал от третьего лица.

Дело, как ясно из имен и дат, происходило в довоенной Польше летом 1931 года. Хотя в текстах встречаются и явные анахронизмы. Возможно, они кажутся анахронизмами из 21 века. В конце концов, что мы знаем о повседневной жизни Польши тридцатых годов?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В повести встречаются сцены телесных наказаний молодых людей обоего пола.


Рецензии