Продолжение 4. Курганцы

   Я поставила перед собой непростую задачу собрать воедино не только библиографические данные о нашей семье, но и воспоминания третьего поколения, поколения внуков, к которому принадлежу сама.
Так странно, что мы, внуки, сегодня сами выступаем в роли бабушек и дедушек. Нынешнее время таково, что гаджеты как помогают общению, так и отвлекают от него. Уверена, что ни у четвёртого поколения - наших детей, ни у пятого - наших внуков, не хватит терпения и времени выслушать наши истории. Зато мы можем их записать и понадеяться, что кто-то из родни однажды заинтересуется своими корнями и с удовольствием прочтёт книгу о нашей семье, над страницами которой сегодня я провожу всё свободное время.
Сегодня своё авторство я уступаю воспоминаниям моей двоюродной сестрёнки, старшей дочери Виталия и Лидии Дегтярь, Ирине Вавиловой.

*****

«Недавно прочитанное высказывание о том ,что пока живы наши родители, мы взрослеем, а с их уходом мы стареем, заставило  задуматься  и вспомнить моих родителей самыми добрыми словами.

   Мой отец, Дегтярь Виталий Тимофеевич, и моя мама, Дегтярь Лидия Андреевна,  в девичестве Метелёва, прожили в браке 45 лет. Поженились сразу после празднования нового 1960 года, а 3 августа 1961 года родилась я.

   В последнее время мои детские воспоминания всё чаще всплывают в памяти.
    Вот крестные Михеевы, тётя Нина и дядя Коля (почему крестные,  я же некрещёная?) пришли к нам в гости в дом, на улице М.Горького,  видимо,  после очередного Нового года решили поздравить родителей с праздником.  Рассказали мне сказку про зайчика,  которого они встретили по дороге к нам,  как он просил передать  мне гостинец - большой, блестящий пряник в форме деда Мороза.

      Через какое-то время я узнала, что у меня будет братик или сестрёнка. Ощущений своих не помню, но  мама готовилась. Помню чёрный чемодан с  вышитыми распашонками и кучу пелёнок.

   Родилась Наташа,  моя сестра. Имя долго выбирали, обсуждали всем семейством, включая бабушку и Надю.  Мама укачивает Наташу, сидя на кровати с панцерной сеткой, а на меня «шикает»,  чтобы я не шумела. ..

   И вот мы  уже справляем новоселье в новой отдельной  квартире...

     А однажды меня знакомят с большим  мужчиной в сером костюме:
   - Иди, Ира, не бойся, это - твой дедушка!

   Дед (а это был  Тимофей Васильевич) взял меня на руки и вручил кулёк из коричневой бумаги с  конфетами. А потом ещё и куклу, сказав:

   - Посмотри,  какие у неё синие глазки, значит она - Синеглазка! Она умеет их закрывать и говорит «ма-ма».

   Больше мы не встречались. Много позже я спрашивала у мамы про её отца. Она рассказала, что помнит его плохо, так как маленькая была. Он ушёл на войну и погиб в феврале 1943 года под городом Ржев.  Что похоронен в братской могиле,  - это уже из запроса узнали.  Растила маму старшая сестра Александра,  всегда о ней заботилась и любила, как мама.

     ...А вот мы с мамой идем записывать меня в школу. Строгая учительница в очках спрашивает  меня, хочу ли я в школу?

   Вспоминаю, как мы готовились к школе, покупали форму и портфель. Как потом долго тянулось время до первого сентября.
Но школа, как-то, с первых дней меня ничем не удивила и не вдохновила. Так и прошли мои школьные годы без особого энтузиазма. Хотя,  были и яркие моменты. Например, учительница французского языка Мазур Раиса Александровна оставила самые теплые воспоминания,  как педагог. До сих пор помню слова Марсельезы, которую мы выучили.

   Или соревнования по спортивному ориентированию, где я заняла 2 место среди школьников своей группы,  или туристический слёт - первый поход на природу с ночёвкой. А потом пионерский лагерь по путёвке от папиной работы
"имени Павлика Морозова" ...
Эх, и беззаботное время было! Ездила в этот лагерь два, а может, и три раза. Потом был пионерский лагерь «Черёмушки», тоже, наверное, раза  два. Почти каждое лето,  то на первую, то на третью смены ездила отдыхать. После  каждой смены появлялось много друзей. Родители и государство заботилось о детях,  об их отдыхе и учёбе.

А еще были смотры художественной самодеятельности , литературные вечера. Интересная и насыщенная жизнь кипела в школе.Учителя боролись за успеваемость каждого ученика. Учились в две смены.

   После переезда в отдельную квартиру на ул. Пролетарская,  ходить до школы стало немного дальше, но зато веселее. Компания подобралась из одноклассников, живущих в соседних домах. Ватага - человек десять. И зимой, пока не перемеряем все сугробы и не вываляемся в них,  до дому обычно не доходили,  не принеся домой сюрпризы в виде снега в портфеле.

   Летом приезжали родственники из Свердловска, моя сродная сестра и тёзка Иринка Патёкина. Вот было время: мы, то на дачу, то на пляж.  То к старшему брату Вовке (сыну дяди Жени) на Набережную.
О, это отдельная история, мой сродный брат Вовка! Он был старше меня и, как будущий мужчина, заботился обо мне. Припасал то конфету,  то пряник.

   Родители наши дружили, бывали друг у друга в гостях. У дяди Жени все пили чай с вареньем ,а я брала с подоконника жестяную банку со школьным мелом (тётя Люся, его жена, была учительницей русского и литературы) и ела. Мама говорила огорчённо:
«Чего то не хватает в организме. Аппетит плохой.»
Я и потом мел любила (будучи беременной).

   На Набережной было всегда интересно. Там была лодочная станция. Было организовано катание по Тоболу на лодках. Лодки брались напрокат. А вечером все они стояли на приколе на берегу. Вот мы по ним и лазили. Бывал и Вовка у нас, даже ночевал несколько раз. А когда ему купили большой велосипед «Урал», так он запросто приезжал к нам в гости, просто так. Вот с этого-то велосипеда он и упал, повредив колено. Лежал в больнице в Клинике Илизарова, но нога так и не выпрямилась, всю оставшуюся жизнь после травмы он прихрамывал.

   А потом случилось  наводнение. Такого сильного не было больше никогда. Тётя Люся, Вовкина мама,  и маленькая Таня приехали к нам переждать наводнение. Уровень воды был до половины их дома, говорили, что метров одиннадцать. Вещи все подняли под потолок, и дядя Женя пережидал наводнение дома, к нам не поехал, плавал на лодке, караулил вещи.

   Помню, как приезжал дядя Вася Макаров  с курорта, откуда-то с югов. Привез чудные орехи, рассказал стих про чинару и угостил орехами. Мы их жарили и пробовали. Больше я таких никогда не видела и не пробовала.

   А с Сизиковыми  после переезда мы стали ещё дружней. Пока у них не было детей, они часто вечерами забегали к нам в гости. Часто меня брали к себе ночевать. Потом родилась Оля.

    Как это мы раньше часто встречались, не созваниваясь? Ума не приложу...

   Сизиковы построили дачу. Но вначале купили мотоцикл без коляски, «Восход» назывался. Довольные были. Покатались немного, купили Яву, вот где круть... Ну, а там и на машину накопили. Мы, по их примеру, тоже дачу взяли. Теперь у нас была забота садить и поливать. Беда только, что на себе всё таскать приходилось .

   Транспорта-то у нас не было.  Дачку отстроили, участок обиходили. Пошёл приход в виде ягод. Все это, не смотря на  блага, было очень хлопотно. Здоровье стало подводить родителей. У папы - язва, у мамы - почки, а потом и камни в желчном пузыре. Дачу продали. После операции она едет в санаторий Байрам-Али.

      Мне двенадцать лет, а Наташе почти пять. И тут  моим родственникам почти одновременно приходит идея посетить давно покинутую родину и попроведовать старшую сестру Веру и брата Владимира.

   Сказано - сделано. У Сизиковых отпуск, билеты заказаны. Мы едем  впятером: я, Наташа, папа и Надя с Володей. Откуплено купе. Ехать шесть или семь суток. Было выписано расписание движения поезда и время прибытия на промежуточные станции.

   Первые суток трое я ещё как- то следила за движением поезда , а потом пошла смена часовых поясов, и я спала круглые сутки. Стащат с полки, покормят,  и опять сплю. Наконец-то, приехали.  Не помню, как до дома добрались,  но первый пункт - село Екатеринославка. Здесь живёт брат Владимир с семьёй.

   Встретили нас тепло. Вымыли в бане, накормили, спать уложили. Взрослые, конечно, долго разговаривали. Ну, а мы с Наташей спали.

   На другой день начали осматриваться.
   В доме жили дядя Володя с тётей Таней.  Во дворе стоял мотоцикл с коляской «Урал». 
И ещё там была злая собака, которая всё время на нас лаяла. Чтобы пройти в летнюю кухню, ее надо было чем-то отвлечь. Вот Наташа её и задабривала, чем придётся, вкусненьким.

   Первые дни по приезду лил  дождь.  Потом распогодилось.  Я с  Наташей  отпросились пройтись по деревне. Мы даже познакомились с одной женщиной, она коз пасла.  У меня в безделушках, взятых  из дома, был колокольчик, и мне так захотелось его подарить одной белой козочке. Женщина не отказала. Приняла колокольчик и надела на козу. А вечером, выйдя на веранду (папа курил), я услышала странные звуки . Не то журчание , не то стрекотание. Папа сказал, что это поют лягушки. Разноголосый с переливами хор, похожий на стрекотание цикад.  Такого хора-кваканья я больше в своей жизни не слышала.

   Погостили в Екатеринославке и поехали в Шимановск, к тёте Вере и дяде Васе. Опять встречины и задушевные разговоры на всю ночь.

   Марина  решила угостить нас мороженым. У нас-то дома оно в стаканчиках, а тут - развесное. Бери, сколько хочешь. Ну, мы и купили трехлитровый бидончик. Наелись до отвала. Откуда-то взялись витаминки-горошинки, мы и их «приговорили». Что-то нам с Наташей  стало плохо от такого количества съеденного...

   При хорошей погоде решено было пойти в лес за грибами. Лес отделяла полоса орешника, но он был  зелёный.  На поле цвели саранки, так их называла  Надя.  Она всё порывалась выкопать их и увезти к себе на дачу. Отговорили. В  лесу мы фотографировались на память.
На фотографии Надечка, рядом с ней сижу я, Ирина Дегтярь (Вавилова), Марина Макарова с палкой, далее моя младшая сестра Наташа Дегтярь и наш папка Виталий Тимофеевич Дегтярь.

   Помню, в какой-то магазин ходили, наверное, сувениры домой покупали. Наташе папа купил плащ клеёнчатый, чёрный, с капюшоном и панамку со звездой, в виде буденовки. Кроме этого, в подарок Наташе достался солдатский ремень с блестящей пряжкой. Сестра была счастлива. С этого времени у нас появился «сынок» - Наташа.  Она категорически отказывалась носить платьице, только шорты и рубашки. Никаких бантиков и панамок, только кепки. Папа прямо сиял, глядя на Наташу. Ну, это мы терпеливо пережили.

   Наташа пошла в первый класс. В школе она прилежно училась, проблем родителям не создавала. Они не знали, как в школу дверь открывается. Всегда собранная, организованная, очень ответственная и спокойная. Не то, что  старшенькая  я - егоза и непоседа. То и дело мама бегала в школу.

    Папе достали по большому блату дефицитные уколы от язвы, в таких маленьких
бутылочках, темно-коричневая таблетка. Упаковок было много. Он прошел курс уколов, потом отпуск и профилакторий на базе железнодорожной больницы. Потом курорт Пятигорск. Язва зарубцевалась и беспокоить так сильно  перестала.

   Работа для папы всегда была на первом месте. Папу уважают на работе и ценят, как хорошего работника. Периодически, к праздникам и, как победителю соцсоревнования, ему дают грамоты и премии.

   И вот, после очередной хорошей премии, я с папой иду в магазин, и мы покупаем кинокамеру.  Мы её долго выбираем, читаем инструкцию. И, наконец-то, берём. Но оказывается, это еще не всё, еще нужен проектор, всякие бачки для проявки, фиксаторы, проявители, закрепители и ещё куча всяких необходимых мелочей. Здесь же мы купили два готовых коротких фильма,  про Карандаша (был такой клоун Румянцев), назывался фильм «Управдом Карандаш», и мультфильм,  «Чьи в лесу шишки».  Всё без озвучки, но как интересно! Это хобби на несколько лет полностью захватило интересы папы.

    В это же самое время, у Сизиковых Владимир  занимается почти на профессиональном уровне фотографией. Он снимает всё:  как растёт Оля, как появляется Женя, как на даче, как в лесу. При этом не забывает про своих любимых родственников. На все праздники, во все гости он берёт фотоаппарат и снимает, снимает, снимает. А потом, закрывшись в ванной,  проявляет и печатает фотографии. И любой наш приход в гости начинается с просмотра новых фотографий. Именно поэтому у Сизиковых очень много фотографий из разных периодов их жизни.

   Как-то летом в Курган приезжает Саша, сын дяди Володи. Он тоже мой сродный брат, только очень взрослый.
Начинаются походы по родственникам. Не очень подробные рассказы про работу и службу. А служил он в то время на космодроме Байконур. Одно название уже рисует  в голове запуск ракеты, а тут старший двоюродный брат оттуда! Папа очень гордился своим племянником. Вот он, какой молодой  красавец, уже в высоком звании и при такой почётной должности. Саша приглашал в гости к себе, на Байконур. Засела эта мечта в голове у папы. И вот,  наконец-то, свершилось! Родители с ответным визитом поехали к нему в закрытый городок Ленинск. Исполнилась папина мечта побывать на Байконуре. Ездили они вдвоём с мамой. Привезли фотографии городка и, конечно, кино. Что можно было снимать, всё папа снимал. Сейчас эти фильмы хранятся у меня, как и кинокамера с проектором.

     В последующие годы мы съездили в Москву.  Гуляли на ВДНХ, павильон Космос был досконально изучен нами. Были в Зоопарке.  Папа успел по путёвке съездить в Прибалтику, по местам боевой славы. Был в Риге, в мемориальном комплексе Хатынь.

       Годы пролетели незаметно. Вот уже и мой выпускной в школе.  Как положено, встретили рассвет, получили характеристики. Всё, вперёд, в свободное плавание!

    Уже осенью я поступила в училище.  Мне предстоял год обучения на чертёжника. Какой же это был насыщенный год! Новые знакомства, новые предметы. Несмотря на короткий срок обучения,  было две практики и зимние каникулы, на которых мы группой ездили по путёвке в Прибалтику.  Рига, Вильнюс, Каунас, Паневежис. На память остались фотографии  Домского собора в Риге, Костёла Петра и Павла в Вильнюсе.

   Учёба закончилась,  и я поступила на работу в Архитектурный институт. Проработала год и ушла на Главпочтамт учеником телеграфиста. Что бы там ни говорили, а, видимо, есть какая-то связь в нашем роду с почтой. Всё сложилось, как нельзя  лучше. Коллектив - отличный. Работа - по графику, в четыре смены. Да и зарплата побольше. И карьерный рост присутствовал: с телеграфиста третьего разряда дошла до первого. На работу ходила  с удовольствием, и пешком, как  папа. Он тридцать пять лет в любую погоду ходил пешком на работу и с работы . Никогда не ездил на транспорте, хотя, по расстоянию от дома, это километр туда и километр обратно.

    Наташа тоже в положенное время закончила школу и поступила в институт в далёком Новосибирске. Родители очень за неё переживали.  При том, что Наташа ничего у них не просила. У неё всегда всё было нормально. Но маму не обманешь.
«Иди-ка, отец, отправь Наташе, хоть немного,  денег. Мы-то тут дома, а она где, что возьмёт?Что она там кушает?»

   Родители отмечали юбилей, моему папе исполнилось сорок лет. Приехали свердловчане,  и приехал старший брат Владимир из Екатеринославки, привез подарки. Одним из подарков был новый телефонный аппарат ярко оранжевого цвета. Дядя Володя его профессионально установил. И поставил какую-то коробочку, чтобы можно было отключать телефон. Отец работал по двенадцать часов день и ночь, отдыхал перед сменами и после. Телефон выключали, чтобы его не беспокоить.»

P.S. Лидия и Виталий навсегда останутся в памяти не только их дочерей и внуков, но и тех родных, с которыми им довелось общаться при жизни.
А сегодня, через эти воспоминания, с ними познакомилась и остальная часть наших родственников, а так же других людей, прочитавших сегодня лишь малую часть страниц, которые войдут в будущую книгу о нашей большой семье.

***Сродный - двоюродный.


Рецензии