Свои геростраты

               
     У современной России были сразу два своих Герострата: первый и единственный советский президент и такой же первый, но чисто российский. Их имена, как и имя персонажа из греческой древности, навсегда останутся в мировой летописи, как бы ни желало большинство их соотечественников вымарать этих людей из истории своей страны. Обоих – непомерно тщеславных – природа и обстоятельства отметили физиологическими и телесными особенностями. У одного на черепе было огромное родимое пятно, о котором иногда говорили, как о «поцелуе дьявола». У другого на одной из рук не хватало двух пальцев. Юрий Николаевич Коротков – один из тех старичков, что любят посудачить о политике, – связывал физиологические особенности этих современных геростратов с их поведением в жизни – столь же неординарным, как и их физический облик.
 
     Коротков отвергал всякие упрёки в свой адрес в том, что прибегает к запрещённому приёму, переходя на личности, что в критике недостойно обращаться к физиологическим особенностям оппонента. На это он отвечал, что слишком уж велики жертвы, принесённые ими на алтарь своих амбиций. – Их не мучила совесть по поводу миллионов разрушенных человеческих судеб, людей погибших в межнациональных конфликтах, а то и просто от безысходности. – Так что я готов использовать все средства для морального уничижения этих человеческих особей, разумеется, с оглядкой на закон, – заключал Коротков.

      У нынешнего правителя страны тоже есть, если не физиологическая отметина, то, по меньшей мере, некая особенность: он сопровождает свою ходьбу взмахами только левой рукой, правую же держит почти неподвижно. В этой внешней манере сегодняшнего хозяина России Юрий Николаевич был пока не склонен всерьёз искать какой-то тревожный для страны знак или скрытый смысл. Тот по-прежнему отвечал его представлениям о руководителе государства, в котором он жил. – Если перечислять всё, что тот сделал, заступив на президентский пост, для восстановления государства, разрушенного упомянутыми выше современными геростратами, не хватило бы пальцев руки – говорил Коротков. И всё же с каких-то пор некоторые сомнения относительно мер, к которым прибегал или не прибегал президент в своей работе на посту управляющего государством, душу Короткова стали посещать и даже глодать. Юрий Николаевич отмечал для себя, что тот так и не вычистил до конца невиданно загаженные прежними хозяевами страны авгиевы конюшни. Даже добавил что-то своё.

     Двадцати лет не хватило, чтобы однозначно вернуть народу недра. Неизменной остаётся статья 9 Конституции РФ в действующей редакции (судя по всему, она остаётся в силе и на будущее), по которой «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Сторонники этой формулировки успокаивают несогласных: мол, природные богатства независимо от формы собственности так или иначе всё равно принадлежат народу через разного рода налоги, фискальные взимания и ограничения в отношении реальных владельцев добытых ископаемых. Возможно, это и так, если говорить о конкретном отрезке времени правления, когда природные богатства таким образом, быть может, и впрямь принадлежат народу. Но ведь был и другой правитель, при котором по той же самой Конституции известные олигархи, уже не ограниченные в своих действиях правителем, просто грабили страну. Разве существует гарантия того, что один из будущих преемников нынешнего главы государства не окажется к ним куда более благожелательным, чем он?! Потому-то Юрию Николаевичу очень хотелось, чтобы в Основном законе не было по этому поводу двусмысленностей, чтобы было чётко, ясно и понятно для всех записано, как в статье 11 брежневской Конституции СССР 1977 года: «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса».

     По словам Короткова, его смущает также кадровая политика президента. «Птенцы его гнезда» проводили, а то и продолжают проводить болезненные эксперименты над образованием, медициной и армией, где сходятся самые ранимые народные интересы. За два десятилетия в стране уже повзрослело то поколение потребителей, задачу воспитания которых формулировал в начале 2000-х один из его «птенцов», в то время возглавлявший министерство образования. Наставляя молодёжь, он тогда говорил, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Этот потребитель теперь не знает историю своей страны, испражняется на Вечный огонь, зажжённый в память о павших за страну предков, кается в немецком парламенте за «невинно погибших» в России гитлеровцев.
 
     Только спустя годы президент заметил ущербность затеянной медицинской реформы, одним из ключевых слов которой была «оптимизация». В связи с пандемией коронавируса Коротков услышал массу хвалебных слов президента в адрес медицины, ещё сохранившей в какой-то своей части просоветскую ипостась. И у Юрия Николаевича появилась надежда, что это подтолкнёт его вернуться к испытанной милосердной и сострадательной просоветской, но уже осовремененной системе здравоохранения.
 
     Был ещё один выпестованный им выдвиженец: министр обороны. Бывший мебельщик, которого кадровые военные называли за глаза не иначе как «Табуреткин» за его военную некомпетентность. Выдвиженец как-то по-особому не жаловал своих подчинённых, назвав их однажды «зелёными человечками», вложив в это определение совсем иной, оскорбительный, смысл. Не тот, что он обрёл после крымских событий, когда те самые «зелёные человечки», или «вежливые люди», обеспечили мирный переход полуострова в состав России.

     Разумеется, было бы неверно отвергать принцип командной работы, когда руководитель может доверять своим соратникам, подбирая их по своему разумению. Но уж слишком мало среди них, на взгляд Юрия Николаевича, бессребреников. Одному из них как-то указали на его просто запредельную заработную плату, на что тот, не умерев от скромности, ответил: «Я штучный товар!». Да и в том, что за принципом командности видится порой краешек кумовства, тоже нет ничего хорошего. У людей, знающих или узнающих об этом, меркнут все высокие слова президента о патриотизме как национальной идее.
 
     Странным для Юрия Николаевича казался либерализм руководителя к внешним и внутренним врагам государства. Несколько резких внешнеполитических движений, – а затем тот будто пробует ногой лёд, чтобы не провалиться. Осторожность, порой невнятность, не позволяющие понять, где имеет место трезвый расчёт, а где что-то иное. Замечено, что он неохотно признаёт свои управленческие промахи и ошибки и излишне лоялен, на взгляд Юрия Николаевича, к ошибкам подчинённых. Потому порой трудно понять, кто повинен в тех или иных государственных бедах. Казалось, признай ошибки публично, исправь их – и оттает озлобленный народ. Может однажды так и произойдёт.
 
     Одним из «спонсоров» восстановления храма Артемиды Эфесской, сожжённого преступником Геростратом, был легендарный военачальник Александр Македонский. – Хотелось бы, – размышлял Юрий Николаевич, – видеть таким же спонсором восстановления – теперь уже России – тоже военачальника. Пока не легендарного. – Свою правую руку тот удерживает при движении неподвижной и опущенной, будто стрелок-ганфайтер с Дикого Запада, или как чекист, привыкший держать оружие наготове в опущенной правой руке, чтобы своевременно поражать врагов, – подумал Коротков.  – А ряды их становятся всё теснее.
   
23 июля 2020 года               


Рецензии
Путин – бывший КГБешник и этим все сказано.
Кто его выдвинул на власть, у того в самом деле мозгов не хватило, чтобы о России подумать глубоко с человеческой точки зрения, не говоря уж о более прогрессивных, общечеловеческих…
Но, однако же, Путин не поддается требованиям лютой тоталитарщины. Не так уж заметно, чтобы он глушил, давил и истреблял оппозицию.
А это что-то значит. Может, бывших КГБешников, действительно, есть за что уважать!?..

Неагент09   23.06.2020 18:48     Заявить о нарушении