Советские авиаторы в испанском плену

На фото: советские авиаторы, побывавшие в плену, верхний ряд: И.А. Волков, В.С. Акуленко, А.А. Шукаев, Г.Н. Тупиков, нижний ряд: М.Г. Зайкин, А.Ф. Черкасов, А.А. Маркин, Ф.А. Шумилов и М.И. Смертин.

Очерк можно назвать продолжением статьи «Советские истребители в испанском плену» - http://proza.ru/2020/06/18/1270.
Война в испанском небе 1936-1939 годов была жестокой и кровавой, далеко не все с нее возвращались победителями, да и вообще, возвращались не все. Одним из малоизученных и весьма интересных аспектов той войны были регулярные обмены пленными (в первую очередь, авиаторами).

Для испанской гражданской войны было характерно особое отношение к пилотам, как весьма ценным с военной точки зрения, специалистам. Это касалось всех сторон конфликта.
Выражалось оно в исключительном уважении, щедрых наградах для "своих" и нескрываемой ненависти к "чужим" летунам.
В начальной фазе конфликта для противоборствующих сторон к "свалившимся с неба" летчикам применялась особая жестокость. Как правило, с ними расправлялись даже без допроса. Ярким тому примером стали судьбы советских пилотов С.Тархова и В.Бочарова. Не отличались "ангельскими нравами" и республиканцы, правда, они казнили больше своих земляков-фалангистов.
Все переменилось к началу 1937 года, когда командование противоборствующих сторон осознало: конфликт затянулся, а летчики – это ценный источник информации и... материал для обмена.
К сожалению, в открытом доступе очень мало материалов по военнопленным и механизмам по их обмену во время гражданской войны в Испании. Констатировать можно лишь следующие характерные общие черты:
– к этому процессу был подключен Красный Крест;
– всех военнопленных предварительно судили и приговаривали к расстрелу либо длительным срокам каторги (как фалангисты так и республиканцы);
– обмены были не единичным явлением и производились раз в 3-4 месяца;
– обменивались (либо репатриировались через Францию) не только "приглашенные специалисты"-иностранцы, но и испанские летчики;
– пленным при необходимости оказывалась медицинская помощь;
– по-видимому, первый обмен состоялся 11.05.1937., а последний 08.02.1939.

Иллюстрацию к быту пленных советских авиаторов автор нашел в абсолютно неожиданном источнике. В 1939 году в Берлине была опубликована книга «Испанские письма о воинстве» иеромонаха  Иоанна (Шаховского)*, который в начале 1937 года был духовным руководителем (капелланом?) добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франко и посетил советских военнопленных в тюрьмах Саламанки.
Выдержки даю по интернет-публикации «Русские священники на испанской войне: Две России»:  Стилистика и пунктуация оставлены без изменений.

«Первый советский летчик, с которым я встретился в Испании, в новой саламанкской тюрьме, был очень напуганный и буквально раздавленный происшедшим русский 24-летний юноша. Он все время ожидает расстрела, и каждый вызов из камеры его трагически пугает.
Успокаиваю его, как могу. Меня деликатно оставляют с ним наедине. Говорю ему, что нахожусь здесь проездом, что посещаю отдельно живущих, не имеющих своей церкви русских людей, и, узнав, что находятся здесь пленные русские люди, вознамерился непременно их посетить. Как священнику, мне это было разрешено. Спрашиваю его имя-отчество, откуда он, кто остался в России… Он — москвич. Расспрашиваю про некоторые знакомые места Москвы. Пленник немного приободряется, видя простоту моего разговора и доброжелательный взгляд мой…»

«…Когда мы вышли из комнаты, где происходило наше свидание, русский легионер, бывший переводчиком на допросах, осведомился у пленника, не нужно ли ему чего. Конфузясь и как бы не веря в возможность просьбы со своей стороны, он, после повторного предложения, высказал маленькое пожелание. Оно было исполнено в тот же день…»**

«…Легионер-переводчик рассказывал мне, что красные пленники раньше были совершенно убеждены, что над ними белые проявят свое «белое зверство», о котором им много говорили. Каково же было их изумление, когда, тотчас по пленении их и обыске, найденная у одного из них сумма денег была взята… под расписку. Но и это не все. Пленнику сообщили в заключении, что он может располагать этой суммой по мере надобности.»

«Второй, еще более юный советский летчик лежал в больнице. При падении из аппарата, он сломал ногу и теперь лежал в отдельной комнате военного с госпиталя, пользуясь прекрасным и внимательным уходом. Ногу его положили в гипс. Настроение его было гораздо более бодрое, чем у других. Он решил заняться испанским языком, и — единственный из всех троих — улыбался. Широкое простое русское лицо. Впрочем, на этот раз, не без маленькой — тоже русской — хитринки. Родом он из Курска. Был у родителей его малый домишко в Курске. Из-за этого обстоятельства пришлось ему переехать в Москву… Будучи в Курске, певал в церковном хоре…»

А теперь, очень интересное сообщение для любителей авиации, –  прим. автора:

 «…Сбили их — как он мне рассказывал — следующим образом: вылетело их четверо на разведку; полетали над белой территорией, на высоте 4000 метров. Вдруг, видит он, «задний», — поднимаются к ним с земли два истребителя. Дает знать пилоту: «давай ходу», а сам готовит пулемет. Но ход что-то мало прибавляется, а истребители все ближе и — «начинают»… Надо отвечать, а пулемет «заело»… Тут вспыхивает мотор на красном аппарате, обжигая передних, которые бросаются с парашютами вниз. Собеседник же мой замедлил несколько, но сильный толчок выбросил и его. Вылетая, он зацепился за аппарат и сломал ногу. Парашют смог раскрыть совсем около земли. Один из красных летчиков разбился. Трое были взяты в плен…»***

«…Третий, старший летчик — главный пилот — содержался в старой тюрьме, и, по-видимому, несколько строже. Он произвел очень неблагоприятное впечатление на следователей. Почти ничего не говорил, скрывал малейшее, во всем отговаривался незнанием, — даже по своей специальности. Известно только было, что он, как и другие, прибыл на пароходе в один из французских северных портов, откуда был направлен в Париж, где получил испанский паспорт, с коим переехал в Испанию. В СССР им предложили «исполнить ответственное задание». До Ленинграда они даже не знали — какое. Этому «старшему» было 26 лет. На допросах он был сух и сумрачен. Меня встретил более чем сдержанно, даже совсем холодно. Нас опять оставили наедине…
С благодарностью вспоминаю это выражение внимания и доверия к православному священнику со стороны преданных своей церковной культуре испанских властей.
Должен сказать, что начавшейся с внешнего разговор с этим коммунистом быстро нашел свою глубину, и был идейнее, чем разговоры с двумя младшими его товарищами, людьми более бытовой складки. Как человек Георгий Михайлович (так он мне назвал свое имя) был, несомненно, цельнее и ярче. Не знаю, обстановка ли, мое ли искреннее доброжелательство, или что другое, но он снял с себя маску замкнутости. Он потеплел. Стал задавать мне идеологические вопросы социально-религиозного порядка. Я старался ему отвечать применительно к его психологии, к его понятиям. Трудно пересказать весь наш разговор, или хотя бы передать его непосредственность…
… Чуть приоткрыв дверь, нас попросили закончить наше свидание. Я, каюсь, в этом разговоре немного потерял чувство времени, и, только благодаря особому уважению испанцев к лицам священного сана, мы могли пробеседовать столь продолжительно…»****

Выводы, как говорится, делайте сами.
Судя по фото опубликованным Олегом Каминским, медицинскую помощь в плену также получали М.Г. Зайкин и А.Ф. Черкасов.

Список военнопленных дан по хронологии событий:

1. Волков Иван Андреевич, 1911., лейтенант.
В РККА с 1932 года.
Летчик 9 лшаэ 114 ЛШАБр БВО.
В Испании с 19.11.1936., пилот легкого штурмовика Р-5ССС 15 группы республиканских ВВС.
02.12.1936. его Р-5ССС был сбит зенитным огнем при  штурмовке  аэродрома  Талавера-де-ла-Рейна (Talavera de la Reina), совершил вынужденную посадку, будучи раненным, попал в плен. Стрелок-бомбардир штурмовика лейтенант Акуленко В.С., находясь в гопитале, скончался от ран в плену.
Обменян 11.05.1937.
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., предполагалось, посмертно).
Участник Второй Мировой войны.
Батальонный комиссар И.А. Волков, военком 66 ШАП ВВС 24А Западного фронта, не вернулся с боевого задания на штурмовике Ил-2 из района Смоленска 07.08.1941.

2. Акуленко Василий Сидорович, 1909., лейтенант.
Стрелок-бомбардир, начальник химической службы 9 лшаэ 114 ЛШАБр БВО.
В Испании с 19.11.1936., стрелок-бомбардир легкого штурмовика Р-5ССС 15 группы республиканских ВВС.
02.12.1936. Р-5ССС, пилотируемый лейтенантом И.А. Волковым был сбит зенитным огнем при  штурмовке  аэродрома  Талавера-де-ла-Рейна (Talavera de la Reina), получил тяжелые пулевые ранения. После вынужденной посадки был взят в плен, доставлен в госпиталь, где скончался на следующий день.
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., посмертно).

3. Шукаев Александр Алексеевич, 04.11.1911. воентехник 2 ранга.
В РККА с 15.09.1933.
Мастер по вооружению 114 ЛШАБр БВО.
В Испании с 19.11.1936., мастер по вооружению в 15 группе республиканских ВВС.
04.12.1936. вылетел на боевое задание в качестве стрелка-бомбардира на Р-5ССС лейтенанта Никифорова Г.Н. В районе Торрихос-Навальмораль (Torrijos - Navalmoral) их машина была сбита истребителем франкистов (вероятно, итальянским Fiat CR-32 из 2а Escuadrilla de Caza del Tercio). По официальной советской версии, после вынужденной посадки, на земле произошла перестрелка, в результате которой пилот погиб, а раненный летнаб попал в плен. Книга «Испанские письма о воинстве» дает другое описание событий: экипаж выбросился с парашютами, Никифоров разбился, а Шукаев сломал ногу и попал в плен. Заявление последнего об уничтожении в бою истребителя франкистов и, особенно, об убийстве конвоира-испанца в январе 1937 также выглядят маловероятными.
Обменян 20.06.1937.
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., предполагалось, посмертно).
Участник Второй Мировой войны.
Полковник авиации в отставке (05.11.1960.)
Умер после 1990 года.

4. Тупиков Георгий Николаевич, 23.04.1907., капитан.
В РККА с 09.09.1926.
В Испании с 11.09.1936., прибыл с первой группой советских авиаспециалистов. Пилот легкого бомбардировщика Breguet XIX в составе 1 добровольческой эскадрильи «Испания».
С прибытием из СССР легких штурмовиков Р-5ССС, 19.11.1936. был назначен командиром 1-го отряда (эскадрильи) 15 группы республиканских ВВС.
06.12.1936. его Р-5ССС был сбит зенитным огнем в районе Торрихоса (Torrijos), совершил вынужденную посадку на франкистской территории, попал в плен, его стрелок-бомбардир старший лейтенант Талов А.А. погиб в перестрелке на земле при попытке взять в плен.
Обменян 20.06.1937.
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., предполагалось, посмертно).
По возвращении на родину, в течение целого года, находился в «подвешенном положении», и только после вмешательства и заступничества друга и товарища В.Хользунова ему были возвращены звание и награды.
Участник советско-финской войны.
Участник Второй Мировой войны.
Генерал-полковник авиации (18.02.1958) умер 16.11.1961.

5. Зайкин Михаил Георгиевич, 1911., лейтенант.
В РККА с 1933 года.
В Испании с 31.05.1937., пилот бомбардировщика СБ 2 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС.
12.07.1937. его бомбардировщик СБ во время разведывательного вылета в районе Сеговии (Segovia) был сбит немецким истребителем Bf.109B из состава 2.J/88 Легиона Кондор. Был ранен, покинул самолет с парашютом. Взят в плен. Штурман самолета лейтенант В.Г. Лебедев пропал без вести (погиб), воздушный стрелок младший командир А.Ф. Черкасов также попал в плен.
Обменян 25.01.1939.
За спецкомандировку не награждался.
Участник Второй Мировой войны в составе 41 СБАП и 237 ИАП.
Старший лейтенант Зайкин М.Г., летчик-инструктор 237 ИАП 16 ВА не вернулся с боевого вылета на Як-1 в район Сталинграда 08.09.1942., как выяснилось позже, 13.09.1942. был доставлен в 58 ППГ, где скончался, не приходя в сознание через 2 дня.

6. Черкасов Алексей Фёдорович, 05.10.1914., младший командир.
В РККА с 29.02.1936.
В Испании с 14.06.1937., воздушный стрелок бомбардировщика СБ 2 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС.
12.07.1937. в составе экипажа СБ М.Г. Зайкина во время разведывательного вылета в районе Сеговии (Segovia) был сбит немецким истребителем Bf.109B из состава 2.J/88 Легиона Кондор. Был ранен, покинул самолет с парашютом. Взят в плен.
Обменян 25.01.1939.
Участник Второй Мировой войны.
Старший лейтенант авиации в отставке (18.02.1946.)
Умер после 1985 года.

7. Маркин Александр Андреевич, 21.11.1907., старший лейтенант.
В РККА с 05.08.1931.
В Испании с 30.12.1937., пилот бомбардировщика СБ 24 группы республиканских ВВС.
28.01.1938. во время налета на Саламанку (), из-за отсутствия кислородного оборудования при полете на больших высотах, штурман самолета лейтенант Ф.А. Шумилов терял сознание и в результате пилот потерял ориентировку и, заблудившись, совершил вынужденную посадку севернее реки Эбро (Ebro), взят в плен 30.01.1938. Весь экипаж попал в плен. Вероятно, авиаторы, кроме легких травм также получили обморожение, так как в течении двух дней пытаясь выйти к линии фронта.
Обменян 27.07.1938.
За спецкомандировку не награждался.
Участник Второй Мировой войны.
Полковник авиации в отставке (20.10.1953.).
Дальнейшая информация отсутствует.

8. Шумилов Федор Александрович, 02.03.1908., лейтенант.
В РККА с 10.10.1930.
В Испании с 30.12.1937., штурман бомбардировщика СБ 24 группы республиканских ВВС.
28.01.1938. в составе экипажа бомбардировщика А.А. Маркина совершил вынужденную посадку на территории мятежников севернее реки Эбро (Ebro), взят в плен 30.01.1938.
Обменян 27.07.1938.
За спецкомандировку не награждался.
Участник Второй Мировой войны.
Майор авиации в отставке (10.01.1946.).
Умер после 1976 года.

9. Смертин Михаил Иванович, 28.12.1912., старшина.
В РККА с 07.10.1934.
В Испании с 14.12.1937., воздушный стрелок бомбардировщика СБ 24 группы республиканских ВВС.
28.01.1938. в составе экипажа бомбардировщика А.А. Маркина совершил вынужденную посадку на территории мятежников севернее реки Эбро (Ebro), взят в плен 30.01.1938.
Обменян 27.07.1938.
За спецкомандировку не награждался.
Участник Второй Мировой войны.
Лейтенант Смертин М.И., младший летчик-наблюдатель 50 СБАП ВВС 24А Западного фронта не вернулся с боевого задания на бомбардировщике СБ в район Ельни Смоленской области 09.08.1941.

Таким образом, кроме 5 советских летчиков-истребителей в испанском плену побывало еще 9 советских авиаторов. Один из них умер в плену, остальные были обменяны. За редким исключением, факт пребывания «в лапах врага» негативно сказался на карьерах советских летчиков.

Автор заранее благодарен за конструктивную критику и исправление фактологических ошибок с указанием источника информации. Пишите комментарии.

С уважением Павел.
____________________________________

* Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, 23.08.1902. - 30.05.1989.) участник Гражданской войны в России, после пострига в монахи активный деятель русской православной церкви за рубежом.

** С высокой степенью вероятности, речь идет о лейтенанте Иване Андреевиче Волкове, сбитом 02.12.1936., хотя священник называет его «Василием Николаевичем», уроженцем Москвы., на самом деле - Дмитриева Московской области.

*** описание подходит воентехнику 2 ранга Александру Алексеевичу Шукаеву, уроженцу Риги, сбитому итальянским истребителем 04.12.1936.
Тут начинаются нестыковки в версиях: Шукаев утверждает в частном разговоре, что был сбит не один самолет: 1 летчик разбился, 3 (!) попали в плен, т.е. выходит 2 сбитых штурмовика Р-5ССС. Сам он получил ожоги и при прыжке с парашютом с малой высоты сломал ногу. Разбился при прыжке, можно предположить, его пилот Никифоров. Кто входил в экипаж второй машины и судьба авиаторов, в таком случае, требует отдельного исследования. В подтверждение слов Шукаева можно сказать следующее: итальянцы из 2а Escuadrilla de Caza del Tercio, в районе Торрихос (Torrijos) заявили без потерь со своей стороны уничтожение 2 Р-5-х.
По советской версии, самолет Никифорова-Шукаева подбит истребителем, совершил вынужденную посадку. Машина сожжена экипажем, подоспели франкисты и В ПЕРЕСТРЕЛКЕ на земле Никифоров погиб, а Шукаев… повредил ногу (?).
Также был потерян еще один Р-5ССС из этой группы: на обратном пути выпала и взорвалась заевшая над целью бомба. Самолет получил около 50 пробоин и вынужденно сел уже на республиканской территории. Экипаж  (летчик Н. Бога­чев и стрелок-бомбардир Ф. Домбровский) остался невредим.

**** речь несомненно идет о капитане Георгии Николаевиче Тупикове, командире отряда 15 группы ВВС испанской республики. «Михайлович» , так «Михайлович», однако, его неразговорчивость легко объяснима: не зная официальную позицию советской стороны, он рассудительно решил молчать, чтобы не проговориться о прибытии на Пиренеи в сентября в составе «нулевой» группы советских авиаторов.

Версия от 22.06.2020.


Рецензии
Уважаемый Павел, с интересом прочитала статью о наших лётчиках. Мне приходилось бывать в гостях в Испании. По соседству жил молодой лётчик-испанец, который очень уважительно относился к нашим лётчикам и к россиянам, а в Мадриде сохранился памятник советским лётчикам. Меня это удивило и вызвало чувство гордости за своих соотечественников. Спасибо Вам за такой труд!

Фания Мингазова   17.03.2021 20:07     Заявить о нарушении
Благодарю за позитивный отзыв.
Про авиаторов в Испании отдельно еще есть статья "События одного вечера (первые потери)"

С ув. Павел

Павел Селезнев   17.03.2021 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.