Новая жизнь

                Судьба способна очень быстро
                перевернуть нам жизнь до дна.               
                И.Губерман

    Вот уже полтора года Роза и Фима живут в Канаде в семье сына. И Роза все никак не может привыкнуть к этой жизни.  Всё ей не нравится: и продукты, и постоянные дожди, и отсутствие подруг, и  непонятный язык... Она чувствует себя неуверенной и беспомощной. Роза привыкла быть главной в доме - хозяйкой.

    Живут они в городе Ричмонде, который  входит в Большой Ванкувер. Ричмонд по количеству проживающих в нем китайцев ( около 50 % населения города) является самым "китайским " городом на всём Североамериканском континенте. Всюду видишь китайцев.

    И надписи на магазинах- по-китайски, и автоответчик в телефоне после английских фраз говорит это по-китайски. Но самое главное  - внук у неё тоже китаец!  Когда их сын  Марик женился на китаянке по имени Джейн и прислал им в Одессу свадебную фотографию, Розу чуть не хватил удар. Её Марик!  Красавец!   
И рядом какая-то чёрненькая косоглазая мышка!  "Вэй! Бедная Роза! - всплеснула руками ее подруга Рая. - И что же теперь будет!"

    Но Марик сказал по телефону, что он любит Джейн, что они  купили дом с 3-мя спальнями, который называется "таунхауз", и что деньги на первый взнос дал папа Джейн, которому Марик очень понравился.  "Еще бы!  Наш Марик!" - подумала Роза.  И еще Марик сказал, что он забирает их в Канаду, и  Джейн не возражает.

    И они с Фимой начали собираться к любимому сыну. Потребовалось больше 3-х лет, пока все документы были оформлены. В Канаде, как убедилась Роза, никто никогда никуда не спешит. Это у Марика все получилось быстро. Он работал в Ванкувере дальнобойщиком по рабочей визе, женился на Джейн и получил статус. Пока Роза с Фимой ожидали свои документы,  Джейн родила Марику сына, которого  Марик назвал Мишей в честь деда (на английском языке — Майкл). Марик регулярно посылал им фотографии Майкла. Ну,что сказать? Китаец - он всегда китаец! Роза не нашла во внуке ничего от Марика. О таком ли внуке она мечтала!?  Но Марик уверял её, что все китайцы сразу видят его след. И глаза у Майкла не такие узкие, и нос не приплюснутый, и крупнее он своих сверстников, и волосы у него не черные, а с коричневым отливом... И все китайцы спрашивают Джейн: "У тебя муж европеец?"
    Роза, как она думала, всё знала о жизни. Она покидала Одессу с тревогой.

    Фима же  - напротив - радовался, что будет жить с Мариком и его семьёй. Фима был моложе Розы на 3 года и быстро понял, что ему в этой жизни не надо ни о чём думать, принимать какие-то решения. Все решала Роза, и ему стало очень даже удобно так жить. Их отношения хорошо отражены в одесской шутке: " Сарочка, дорогая! А диалог еще возможен или ты уже однозначно права?"  Когда мама Фимы умирала, она поручила его Розе: " Розочка, - сказала она, - ты же видишь,какой он у нас!  Вся моя надежда на тебя. Не бросай его, заботься... А ты, Фима, слушайся Розу, как свою маму. И я буду там за вас спокойна, мои родные."
     И Фима не раз убеждался, что его Роза всегда всё знает.
     - Фима,- говорила Роза, - возьми зонтик. Будет дождь.
Фима не брал, и дождь случался.
     - Фима,- говорила Роза, - не ешь немытый виноград с "Привоза". Будет понос . 
Фима ел, и понос случался. Роза часто бранила его. Ну, совсем, как мама. Если бы Фима что-то знал о поэте Губермане, он бы сказал Розе:

                « Не брани меня ,подруга,
                Отвлекись от суеты.
                Все и так едят друг друга,
                А меня - еще и ты!»

     Но Фима ничего не знал о поэте Губермане, и когда его спрашивали, счастлив ли он , он отвечал: "А шо делать?"

     Фима все прощал своей Розе и был бесконечно счастлив, когда Роза родила Марика.

     И вот Марик и Джейн уже встречают их в аэропорту. Такого аэровокзала Фима даже не представлял!  Деревья, птички, водопад, речка с мостиком, текущая через зал, скульптуры... Не зря говорят, что аэропорт в Ванкувере ( его построили в Ричмонде в 1996 г.) - самый замечательный на Американском континенте.

     Когда Роза увидела Джейн и Марека в зале, она еще раз подумала:"Ну что, что он нашел в этой мышке? Мой Марик! Такой большой, такой красивый!." Дома она наблюдала за Мариком и ловила его взгляды, полные нежности, которые он устремлял на Джейн.

    Джейн всегда улыбалась Марику, и Роза никогда не слышала, чтобы она разговаривала с ним  раздраженным тоном. И к Розе Джейн относилась с заботой и вниманием. Она часто делала Розе маленькие подарки: пудру, крем для рук, шарфик... Даже цвет губной помады угадала! И постепенно Роза начала расслабляться и выходить из той боевой стойки, которую она приняла после выхода из самолета. Но был еще Майкл.  Ох, Майкл!

    Фима и Майкл полюбили друг друга с первого взгляда. И Майкл не отходил от Фимы ни на шаг! Долговязый Фима ползал по траве на дворике позади дома, изображая боевого коня, а Майкл сжимал ногами его тощие бока и задорно покрикивал. Они играли в прятки, в мяч, рассматривали яркие картинки в книжках и удивительно понимали друг друга. Если не шёл дождь, они шли гулять по дайку возле реки.
Это такая насыпь вдоль берега реки, которая имеет длину больше 40 км. Они рассматривали черепах, греющихся на камнях в канавке, протекающей параллельно дайку, кормили уток, чаек... На высоких деревьях, растущих вдоль дайка, гнездились редкие белоголовые орлы, привлекающие любителей-орнитологов.

    В период нереста лосось из океана плыл в реку Фрейзер. Она как раз здесь впадала в океан. За лососем приплывали стаи морских котиков. Фима с Майклом смотрели, как лосось выпрыгивает из воды, а котики хватают рыбу уже в воздухе. Это было увлекательное зрелище. Цирк!  В музейной деревне Steveston Village они посещали домики, где жили японцы, основавшие здесь первый в Канаде  рыбоконсервный завод. Во время войны он снабжал солдат консервами из сельди. Сейчас он превращен в музей. Перед мостиком, ведущим в японскую деревню, стоит бронзовый японец с лососем в руках. В домиках жили только японцы - элита, а китайские рабочие - в больших бараках, где рядами стояли топчаны. В домиках были вещи, которыми пользовались люди, жившие 100 лет назад. Фима узнавал их. Вот ручная кофемолка, которую он видел у своей бабушки, алюминиевые тазы, стиральная доска, патефон...И японцы становились ему как-то ближе.

     В Steveston Village  еще был причал, единственный в Ванкувере, откуда уходили в океан катера с желающими посмотреть на китов. Стоило это дорого, но Джейн обещала отвезти всю семью на эту прогулку в день рождения Майкла. Дождливой зимой жизнь здесь замирала. Ведь в  Steveston Village не было жилых домов. Но летом!  Пестрые  толпы заполняли улочки, устремляясь на  единственный, в своем роде, в Ванкувере рыбный рынок, действующий в субботу и воскресенье. Рыболовные шхуны пришвартовывались прямо к причалам и торговали свежим уловом. Здесь было много всего интересного. Роза обычно покупала свежие креветки и какую-нибудь рыбину, а Фима с Майклом глазели на  разнообразных рыб и обитателей океанского дна. Однажды продавец-китаец угостил Фиму свежим морским ежом, расколов его панцирь.  Фима с опаской набрал ложкой что-то из половинки ежа и попробовал. По студенистой консистенции, цвету и вкусу это ассоциировалось с соплями, и Фима с отвращением выплюнул ежа на помост. " И почему эти китайцы платят такие деньги за эту дрянь?"- подумал он. После рынка приехавшие гости разбредались по сувенирным магазинам и бесчисленным кафе и ресторанам, которых на этом небольшом пространстве было больше сорока.

     Фима радовался всему, что он видел, своей новой жизни и особенно своей любви к Майклу и ко всем. Но Роза...

     Джейн работала кассиром в большом магазине " Bay" и оставляла дом и Майкла на Розу с Фимой. Марик иногда отсутствовал по 3 дня, так как гонял свою фуру в Америку. Когда Роза ещё была в Одессе, одна женщина, приехавшая в Одессу из Канады навестить родных, как раз работала кассиршей в Канаде. Она рассказывала, что является самым трудным в ее работе: " Понимаете,- говорила она, - там нужно все время улыбаться. К концу смены рот так устает и болит!  А не будешь улыбаться - уволят!  И так уже на меня было  2 жалобы от двух полоумных баб. Я, видите ли, смотрела на них с недовольным видом!  А одна даже заявила, что я агрессивна!  И менеджер меня уже предупредил, что при следующей жалобе меня уволят. Вот так."

     Роза помнила свою первую встречу с внуком. Когда она растянула свои постоянно сжатые губы в приветливой (как ей казалось) улыбке, и навстречу Майклу сверкнули два её золотых зуба, Майкл в страхе убежал, решив, что перед ним ведьма с железными зубами, знакомая ему по сказкам.  И начались проблемы. Он убегал от нее и не давал себя одеть, накормить...Прятал ее очки, тапочки, зубную щетку... Однажды он решил помыть губкой компьютер Джейн и вылил воду на клавиатуру. Роза перепугалась - не досмотрела!

    И отшлепала Майкла. Крик и визг стоял страшный!  Когда вечером пришла с работы Джейн, Майкл рассказал ей, что Роза его побила. Джейн страшно переполошилась. Она что-то упорно втолковывала Розе, но Роза не поняла. На другой день вернулся Марик и объяснил ей, что законы в Канаде запрещают бить детей и что, если бы вмешались соседи и вызвали полицию, Розе грозило бы тюремное заключение, а, возможно, и высылка из страны. А при повторном случае ребенка могут забрать у родителей и передать на воспитание в другую семью. Роза была в ужасе. Значит, ребенок может делать всё, что ему вздумается!  А как же его воспитывать?! Ведь она шлепала Марика, а вот какой замечательный вырос!  И Джейн им довольна!  Всем известно, что подзатыльник в нашей стране был самым коротким способом передачи информации от поколения к поколению.

     Но вот пошла черная полоса. Магазины "Bay" в Канаде стали уходить с рынка,  и Джейн перешла на неполный рабочий день, и ожидала со дня на день увольнения. Кстати, после того, как Фима постриг всю семью и сделал Джейн отличную стрижку  (Фима работал в Одессе парикмахером), Джейн оборудовала ему в кладовке место для стрижки. Купила зеркало, специальный стул, и Фима начал стричь ее знакомых китайцев. Майкл сидел в этой комнатке на полу и смотрел, как Фима стрижет. Удалить его оттуда не было никакой возможности.  Джейн сама приводила клиентов и запретила Розе и Фиме кому-то говорить о том, что Фима стрижёт. А  то будут большие неприятности. Китаянки обожали Фиму, улыбались ему, даже пытались пригласить в гости... Роза заволновалась и посмотрела на Фиму отстранённым взглядом. Он был вполне ничего. Высокий, с густыми волосами на голове, с приветливым лицом ..."А вдруг!"- подумала Роза и посмотрела на себя внимательно в зеркало. Она попросила Марика купить ей тренажер, надеясь похудеть, сделала красивую стрижку у Фимы и купила новый фартук. Она даже пыталась улыбаться Фиме, и он отметил произошедшие в ней положительные перемены.

     После того, как Фима с Розой заполнили налоговые декларации, Джейн повезла их в Фудбанк. Она объяснила им, что там дают бесплатно продукты. Принесут домой рис, макароны, чай, кофе, какие-то консервы и овощи, хлеб... Все не покупать, а у них сейчас напряженка с деньгами, и за дом надо выплачивать. Ох, как многих иммигрантов выручал фудбанк  в самом начале их жизни в Канаде!

               Мы прибыли в страну -  Канада.
               Ну как иметь здесь все, что надо?
               Не дрейфь, прибывший иммигрант!
               С едой здесь выручит фудбанк!       

     Роза восприняла поездку в Фудбанк как выход в свет. Она надела любимое платье с ромашками  (прибавила в весе и еле втиснулась  в него) и любимую шляпу с роскошным натюрмортом из фруктов, купленную еще в Одессе, которая сразу же привлекла внимание всей очереди. Они  получили жёлтенькую карточку и, наконец, вошли в зал. По периметру большого зала стояли столы, заполненные различными продуктами. Они двинулись в путь по часовой стрелке и подошли к первому столу.  За столом сидела старушка, которая улыбнулась им и показала на стол: " Only one, sir"(онливансе), сказала она и указала на стол, на котором стояли баночки, бутылочки и коробочки с непонятными надписями.
" Что она сказала,Роза?" - спросил Фима, который нисколько не сомневался, что Роза всё поняла.Все слова слились для Розы в одно, но она что-то уловила,как ей казалось. 
 - Он или вам всё,- перевела Роза.
 - Он, - сказала она старушке и указала на Фиму.
 - Фима , открывай сумку!
      И Роза начала всё сгребать в сумку.  "Only onе,sir !"- забеспокоилась старушка.
     -  Ну, я же сказала, что он -  всё! -  повторила Роза.- Вот курица безмозглая!  Идём, Фима!   И они двинулись к следующему столику.
      - Nick!  Nick! - закричала старушка, подзывая менеджера. - They've taken everything !(Они взяли все)  И она указала на Фиму с Розой. Менеджер, высокий спортивный мужчина, подошёл к ним и сказал с улыбкой.: "Come with me !" (камвизми), приглашая пройти к его столу.

      - Что он говорит, Роза? - спросил Фима.
      - Там возьми!- перевела Роза
      - Где — там? - спросил Фима и оглянулся.-  Мы, вроде, все взяли!

      Менеджер сделал приглашающий жест, и они пошли за ним. Он предложил им сесть и спросил:" Who are you?"(хуарю)
      - Вот, подумала Роза.- И здесь выражаются. А говорили, что канадцы такие воспитанные люди!
      - Polish?  Ukrainian?  Russian? - продолжал спрашивать менеджер.  Узнав знакомое слово, Роза с Фимой дружно ударили себя в грудь и  хором закричали: " Раша! Раша!"
     -Ah,...Though...Wait...( азоувэйт) - попросил менеджер их подождать и пошел на улицу.
     - Роза, что он сказал? - спросил Фима.
     -  Он сказал "Азохен вэй!"
     - Да ты что? Так это наш человек! - воскликнул Фима. - А  смотри, как  он тут устроился!

       Появился Ник. Он привел с собой лысого мужика, который был очень похож на их соотечественника. Одет мужчина был в майку с изображением орла в полете и в желтые шорты с зелеными пальмами. На ногах у него были знакомые вьетнамки, а на предплечье была татуировка — сердце, пронзенное стрелой, под которым было имя — Валя. Ник указал ему на Фиму с Розой, их полную сумку, на стол №1 и спросил: "Is your Russian good?"

  "Гуд, раша  гуд!- произнёс мужчина и обратился к Фиме и Розе.- Какого хрена вы все это сгребли?  Ведь вам было сказано, что взять только одну хреновину!  Вот выпрут вас на хрен отсюдова, и жизнь у вас будет совсем хреновая! Тащите всю эту хрень взад!  И быстро, джуиши хреновые!"
     Фима  с Розой быстро потащили сумку к столу и начали, торопясь, выкладывать на стол ее содержимое.
    Ник с восхищением смотрел на мужчину: "Thank you for your help!  They"ve understood everything!  Oh, your Russian is very good!"(Спасибо за помощь! Они все поняли! Ваш русский очень хороший!)
    "А ты как думал, хрен собачий, - улыбнулся ему мужик. - Русский язык - самый великий и могучий!  Усек?!"

         

                Ирина Любофеева

               

     июнь, 2020

    
 

               


Рецензии
Спасибо, Ирина! Познакомился, немного, с жизнью эмигрантов в Канаде.

Рафаил Ситдиков   09.06.2022 10:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.