На всю оставшуюся жизнь
- Коней на переправе не меняют… И чем, они там наверху, думают? - рассуждал вслух капитан-инструктор, затягивая на себе корсет высотно-компенсирующего костюма. – Хоть бы дали учебный год закончить…
- Интересно, откуда он взялся? – поинтересовался авиационный инженер тех. поддержки в звании старшего лейтенанта. – Штабная крыса, наверное… Провинился, там наверху, вот и сослали в тьму тараканью.
- А я слышал он боевой лётчик, профессионал экстра класса - сказал гражданский, руководитель полётов.
- Ладно, чего гадать, время покажет - сказал капитан-инструктор.
- Товарищи офицеры – скомандовал старлей, первым заметивший вошедшего.
Все тут же вскочили и стали по стойке смирно.
- Товарищ полковник! Педагогический состав, вверенного Вам высшего, краснознамённого, лётного училища имени Героя Советского Союза А. К. Серова, готовится к приёму экзаменов по итогам учебного года.
- Вольно.
Полковник Тищенко – представился “новоиспечённый” начальник училища.
- Можно взглянуть на полетное задание?
- Вот, пожалуйста – капитан протянул планшет.
Полковник пробежал глазами по пунктам, достал из внутреннего кармана карандаш и дописал ещё один.
- ППК мне.
- Простите?
- Противоперегрузочный костюм. Я хочу лично проэкзаменовать первого курсанта.
- А ему не поплохеет? – спросил капитан, когда полковник направился к самолёту.
- Что он дописал в полётное задание? – спросил авиаинженер.
- Неконтролируемый спуск с высоты двадцать тысяч метров – “штопор”.
- Так ведь там запредельные перегрузки, при выходе из пике.
Бортовой компьютер настроен на шесть же.
- А на практике все восемь будет – заметил капитан-инструктор. - Пусть теперь пеняет на себя. Сам напросился...
- Предполётный тест систем и оборудования завершён – прозвучал доклад в шлеме нового начальника училища. – Товарищ полковник, разрешите взлёт?
- Тебя как зовут?
- Курсант Синицын.
- Звать как, спрашиваю?
- Коля, Николай.
- Включай форсаж тёзка – полная тяга...
За плечами Николая был уже не один десяток часов налёта...
Но каждый раз, когда отжимал от себя до отказа рычаг управления тягой двигателей, и десятки тысяч лошадиных сил под ним било копытами и ревело от нетерпения сорваться в небо...
Волосы под шлемом становились дыбом, и его тащило, плющело, колбасило и просто рвало на части от эйфории.
II
- Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень, - регулировщик радио-электронной аппаратуры шестого разряда повысил голос, – стабилизаторы напряжения бывают двух типов: компенсационные и параметрические.
В компенсационных, выходное напряжение, через отрицательную обратную связь, подаётся обратно на вход - на базу управляющего транзистора.
А в параметрических…
Что ты на меня уставился, как баран на новые ворота? Как будто я Америку для тебя открываю…
- Я не знаю, что такое стабилизаторы – признался юноша.
- Как тебя зовут, парень?
- Коля – ответил худенький подросток с коротким ёжиком на голове.
- Чем же ты занимался четыре года в проф-тех училище, Коля, если не знаешь что такое стабилизатор напряжения?
- В каком училище?
- В радио-электронном!!! Не в лётном же...
- Я не занимался в радио-электронном училище.
- Что??? - регулировщик подошёл к телефону внутренней связи и набрал номер отдела ИТР.
- Слушаю – послышался мелодичный голос начальницы отдела.
- Слушай сюда, Маша – распалился работяга.
- Я тебе говорил, что не педагог и не наставник молодёжи. Для этого у вас целый сектор в отделе существует...
- Михал Петрович, Михал Петрович...
- Но ты уговорила меня взять ученика...
- Ну, Михал Петрович, ну послушайте...
- Что Михал Петрович? Я уже пятьдесят пять лет, как Михал Петрович...
Ты кого ко мне привела? Парень даже ПТУ не закончил.
А у нас сложнейшая аппаратура, на оборонку работаем... Это я тебе объяснять должен?
- Михал Петрович, миленький, Коля сын моей лучшей подруги ещё со школы.
Я его с пелёнок знаю...
Он связался с дурной компанией: наркотики, грабежи...
У него уже есть условный тюремный срок…
И, если не начнёт работать, и честно зарабатывать деньги его посадят... – женщина всхлипнула на другом конце провода.
- Михал Петрович, вы лучший… Я у вас в до конца жизни в должниках ходить буду…
Помогите!
- Да ну тебя…
III
Регулировщик РЭА вернулся на своё рабочее место уставленное пирамидами из измерительных приборов, и поднял указательный палец вверх.
- Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень!!! Электроника - это наука о контактах и связях.
Есть только две основных причины, по которым изделие не работает – регулировщик к указательному пальцу добавил средний.
- Либо нет контакта там, где надо, либо есть там, где не надо.
На этом стеллаже стоят блоки канальных адаптеров НЦ-32. Их только что подняли из сборочного цеха. И не один из них не работает...
И не потому, что их собирали бракоделы… А потому, что человеку свойственно ошибаться.
Здесь толстые жгуты с сотнями проводов, каждый из которых должен быть припаян к нужному контакту своего разъёма.
Десятки текстолитовых плат, с тысячами медных дорожек и сотнями радиоэлементов… Каждый из которых должен быть впаян согласно цоколю на своё место.
Может быть, когда то, радиоэлектронную аппаратуру будут собирать роботы и профессия регулировщика станет не нужной.
Но пока разъёмы, транзисторы и резисторы, диоды и терристоры, конденсаторы и трансформаторы..., паяют монтажницы по восемь часов подряд с перерывом только на обед - ошибки неизбежны.
Это робот – безмозглая, бесчувственная машина никогда не ошибается.
А человек может отвлечься, задуматься, плохо себя почувствовать, да мало ли…
Допустит ошибку и блок останется мёртвым или начнёт функционировать не правильно.
Работа регулировщика заключается в том, чтобы найти и разорвать не нужные и восстановить необходимые связи.
Так и в жизни....
Нужно изо всех сил укреплять положительные, а отрицательные находить, и немедленно разрывать. И десять раз подумать, перед тем, как заводить новые.
Иначе и свою жизнь погубишь и связанных с тобой близких людей искалечишь.
Чтобы не начинал объяснять регулировщик, индуктивность, ёмкость, или защиту дросселей от паразитных токов Фуко - вступление всегда было одно и то же:
“Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень”...
Будто именно этот момент был наиважнейшим, краеугольным камнем всей электроники.
Может быть именно поэтому, ученик, всего через полгода, щёлкал сложнейшие РЭП как орешки.
И хоть ни разу не открыл учебник по электронике, мог все услышанное пересказать и через тридцать лет, если бы его разбудили посреди ночи.
А когда получил повестку в армию, накрыл поляну для всего цеха …
А Петрович поднял полный стакан водки и сказал:
- Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень, чем бы ты не занимался в жизни, не достаточно всё делать хорошо, нужно стремиться стать лучшим. Иначе жизнь промчится мимо, как скорый поезд....
И сейчас, спустя тридцать лет, бывший ученик регулировщика РЭА, вспомнил своего наставника...
Именно, благодаря наставнику, жизнь не промчалась мимо, а летела прямо перед ним.
На остром, как гарпун, носу истребителя. Бывало, и на тройной скорости звука.
А сейчас...
Сейчас, впервые, находился в кресле второго пилота “Сушки” , как пассажир.
Его правая рука не сжимала ручку управления истребителем, а большой палец не лежал на гашетке крупнокалиберного пулемёта.
IV
Полковник, как в анекдоте, расслабился и получал удовольствие от добротного пилотажа курсанта.
Глазами, он по инерции искал на локаторе кругового обзора цель, а умом понимал, что всё это уже в прошлом.
Непрерывный бой , длиной в четверть века окончен.
Он не был воином, сражавшемся за правое дело.
В последнее время, сам чёрт не разберёт, какое дело правое, а какое левое.
Он был бойцом, как боксёр профессионал, выступающий за свой клуб - ЦСКА.
Противников себе не выбирал, и ненависти, как к врагу, к ним не испытывал.
Боксёр, что бы доказать, что он лучший, должен войти в ринг, а исстребитель, подняться в небо. Вот и всё…
И он валил всех.
И “Фантомы”, и “Миражи”, и “Харриеры”...
И не потому, что его любимая “Сушка”, была лучшим исстрибителем в мире, а потому, что лучшим был он.
А потом, руководство клуба решило, что пришло время “повесить перчатки на гвоздик “ и заняться подготовкой молодой смены.
Ну, что ж, подумал полковник, и в этом деле можно быть лучшим.
Как там называется это училище,.. - имени А.К. Серова?
Ну что ж … Значит теперь лучшим быть ему.
V
Колокол...
Чакра Фролова ...
Ранверсман...
Хаммерхед....
...
...
...
Называл курсант очередную фигуру, перед выполнением.
Капитан – инструктор наблюдал за своим воспитанником из окна диспетчерской вышки и непроизвольно раскачивался, будто находился в кресле истребителя.
- Кто пилотирует истребитель? - спросил руководитель полётов.
- Курсант Синицын?- ответил капитан.
- Молодчина!
- Кто Николай?! Он ещё на гражданке, в аэроклубе норму мастера спорта по воздушной акробатике выполнил...
- Сплюнь, чтоб не сглазить – отозвался старший лейтенант.
- Да что там сплёвывать, остался “штопор”. Это что, фигура высшего пилотажа?
“Сушка” как ракета ушла вертикально вверх на двадцать две тысячи метров, замерла на секунду и камнем сорвалась вниз, словно подстреленный коршун.
Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе,.. хотелось запеть курсанту... Он обожал состояние невесомости, которое испытывает пилот во время свободном падении.
Хотя за фонарём кабины, почти ничего невозможно было разглядеть.
Земля вращалась как в центрифуге и, казалось, весь мир вокруг катится в тартарары.
Ещё минута и он возьмёт ручку на себя…
Бортовой компьютер, сориентирует самолёт, вращение прекратится и его вдавит в кресло до потемнения в глазах. – Любишь кататься, люби и саночки возить…
Но…
К огромному удивлению Николая ничего не произошло, истребитель продолжал пикировать по нарастающей…
Бросив взгляд на потухшую приборную панель, курсант весь покрылся холодным потом.
- Товарищ инструктор, товарищ полковник…– заорал курсант в микрофон шлема - обесточена вся панель управления бортовой компьютер тоже не работает.
Не получив ответа, курсант перешёл на ручное управление. Ему удалось остановить вращение и сориентировать истребитель носом вниз.
На это ушло ещё секунд десять, за которые истребитель продолжал набирать вертикальную скорость по направлению к земле.
Когда он потянул ручку на себя, кровь отлила от глазных яблок, и он на мгновение полностью ослеп.
- Земля, вышка, я борт 007, у нас отказ бортового компьютера, Земля, вышка, я борт 007, у нас отказ бортового компьютера... – кричал он
выйдя из пике у самой земли.
Но в наушниках, кроме потрескивания эфира, слышался только фоновый свист чёрного ящика.
Оглянувшись назад, за перегородкой фонаря он увидел полковника, болтавшегося на ремнях, как кукла в кресле второго пилота.
“Катапультироваться” - вспыхнула мысль, поскольку посадить истребитель без бортового компьютера и навигационной поддержки земли - один шанс из тысячи…
И тут же погасла… Ах да, приборная панель обесточена…
Курсант набрал высоту и прикинул на глаз, сколько у него осталось топлива.
Минут на пять, может семь. А что потом?..
- Дорогие папа, мама и братишка – заговорил он осипшим голосом в чёрный ящик – я вас всех очень люблю. У меня осталось мало времени…
Позвоните, пожалуйста, Кристине и передайте, что…
- Эка тебя понесло, парень… - раздался в наушниках голос полковника. – Стоило мне вздремнуть, маленько, как ты панихиду по себе заказывать начал?
- Товарищ полковник, товарищ полковник, у нас нештатная ситуация. Бортовой компью…
- Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень!!! Если уж ты решил выбрать эту профессию…
Каждый боевой вылет, это и есть нештатная ситуация – это и есть один, сплошной форс-мажор.
Смертельная драка на высоте нескольких десятков тысяч метров – это теперь для тебя самая штатная ситуация.
Бывает электроника глючит из-за наведенной помехи по всему диапазону частот, а случается осколком ракеты жгут кабелей перебьёт, всего не предугадаешь…
И если это не твоё, иди в гражданскую авиацию, стюардессам под юбки заглядывать...
- Я не хочу в гражданскую авиацию - заорал курсант в микрофон.
- Тогда прекрати истерику и почувствуй состояния кайфа...
Когда все чувства и ощущения обостряются до состояния лезвия бритвы!!!
Когда крылья истребителя ты начинаешь чувствовать, как свои собственные, а закрылки и стабилизатор становятся продолжением твоих рук и ног…
Когда мозг начинает работать быстрее бортового компьютера…
Ну!!!
- Я буду сажать самолёт!!!
Хотя, даже на минимальной скорости срыва потока с плоскостей, без навигационной поддержки…
Удар, скорее всего, будет такой силы, что шасси сломаются, как спички.
- На четырёхстах километрах ты даже на глиссаду не выйдешь. Гробанёшься так, что куски самолёта по всей взлётной полосе собирать будут.
- Что же делать?!
- Думать и побыстрей… От чего зависит скорость срыва потока???
- От плотности воздуха…
- А плотность воздуха?
- От высоты… Точно!!! У земли она в разы больше!!!
- Ну вот... А ты говоришь... Зайди на полосу раньше и начинай снижать скорость пока не почувствуешь воздушную подушку . Эффект экраноплана проходили по аэродинамике?
- Конечно… Я всё вспомнил!
- Давай парень, керосина хватит на две попытки, третий заход будет последним.
- Я постараюсь…
- Да уж пожалуйста… В мои планы не входит, что бы первый день в новой должности, стал последним.
VI
- Вот это да!... Какой позор!.. – сокрушался капитан-инструктор.
Это же надо...
Что бы после трёх лет учёбы!!!
Это ж как можно было умудриться!!!
Промазать мимо посадочной полосы!!!
Что новый начальник училища подумает???!!!
- Не переживай так - успокаивал его старлей. - Зато со второй попытки посадил, как корзину с яйцами.
- Да что толку – махнул рукой капитан, всё равно не сдал. Поехали встречать…
Полковник проворно сбежал вниз по приставной лесенке и сделал вид что не
заметил подставленную руку.
- Товарищ полковник, я сам не могу поверить, что …
- Не-не-не, всё нормально… – оборвал капитана новый начальник училища и поспешил к подкатившему УАЗику.
- Товарищ капитан – приложив руку к шлему докладывал курсант – во время неконтролируемого спуска отказал бортовой компьютер и …
- А почему он сейчас работает?
- Не знаю… Как на рулёжку вырулил он и включился…
- Ты что же, хочешь сказать, что истребитель вручную посадил?
- Так точно.
- Дааааа Синицын… А получше отмазку не смог придумать?
- Так я…
- Слушай, иди уже… - сказал капитан-инструктор и надел шлем. – Кто следующий по списку на полёты?
А после окончания экзаменационного дня в комнату лётного состава заглянул авиаинженер.
- Да… Похоже мы с новым начальником не соскучимся.
- Чего ещё? - спросил капитан.
- А то, что парень не врал. Я когда показания самописца снимал…
- Почему же у меня всё нормально было? Целый день отлетал…
- Потому что “полкан” разъёмы питания отсоединял.
- Да откуда лётчику знать, где находятся эти чёртовы разъёмы???
- Распределительный щиток находится как раз за спиной второго пилота. Похоже, он “сушку”, знает, как свои пять пальцев…
VII
- Кристина!!! – курсант с синими погонами на плечах широко расставил руки и девушка повисла у него на шее.
- Как я соскучилась…
- И я тоже…
- Ну что сдал пилотаж?
- Сдал!!!
- На сколько?
- На тройку.
- На тройку?! А почему ты такой счастливый?
- Потому, что она для меня дороже всех пятёрок вместе взятых…
- Почему???
- Потому, что этот экзамен я запомню "На всю оставшуюся жизнь".
Свидетельство о публикации №220062301542
Владимир Харченко 17.02.2023 15:44 Заявить о нарушении