На всю оставшуюся жизнь

                I      


 - Коней на переправе не меняют…  И чем, они там  наверху, думают?  - рассуждал  вслух  капитан-инструктор, затягивая на себе корсет высотно-компенсирующего костюма. – Хоть бы дали учебный год закончить…
- Интересно, откуда он взялся? – поинтересовался авиационный  инженер тех. поддержки в звании старшего лейтенанта. – Штабная крыса,  наверное… Провинился, там наверху, вот и сослали в тьму тараканью.
- А я слышал он боевой лётчик, профессионал экстра класса - сказал гражданский, руководитель полётов.
- Ладно, чего гадать, время покажет - сказал капитан-инструктор.
- Товарищи офицеры – скомандовал старлей, первым заметивший вошедшего.
 Все тут же вскочили  и стали по стойке смирно.
- Товарищ полковник!   Педагогический состав,   вверенного  Вам высшего, краснознамённого,   лётного училища  имени Героя Советского Союза А. К. Серова,  готовится к приёму экзаменов по итогам учебного года.
- Вольно.
 Полковник  Тищенко – представился  “новоиспечённый”  начальник училища.
- Можно взглянуть на  полетное задание?
- Вот, пожалуйста – капитан протянул планшет.
 Полковник пробежал глазами по пунктам,  достал из внутреннего кармана карандаш  и дописал ещё один.
- ППК мне.
- Простите?
- Противоперегрузочный костюм.   Я хочу  лично проэкзаменовать  первого курсанта.
 
-  А ему не поплохеет? – спросил капитан, когда полковник направился к самолёту.
- Что он дописал в полётное задание? – спросил авиаинженер.
- Неконтролируемый спуск с высоты двадцать тысяч метров – “штопор”.
- Так ведь там запредельные перегрузки, при выходе из пике.
 Бортовой компьютер настроен  на шесть  же.
- А на практике все восемь будет – заметил капитан-инструктор. -  Пусть теперь пеняет на себя.  Сам напросился...



- Предполётный тест систем и оборудования  завершён  – прозвучал доклад в шлеме нового начальника училища.  – Товарищ полковник, разрешите взлёт?
- Тебя как зовут?
- Курсант Синицын.
- Звать как,  спрашиваю?
- Коля, Николай.
- Включай форсаж тёзка  – полная тяга...
 
   За плечами Николая  был уже не один десяток часов налёта...
   Но каждый раз, когда  отжимал от себя до отказа рычаг управления тягой двигателей,  и десятки  тысяч лошадиных сил под ним било копытами и ревело от нетерпения  сорваться в небо...   
    Волосы под шлемом становились дыбом,  и его  тащило,  плющело, колбасило и просто рвало на части  от эйфории.
 


                II

   - Запомни  на всю оставшуюся жизнь, парень, -  регулировщик радио-электронной аппаратуры шестого разряда повысил голос, – стабилизаторы напряжения бывают  двух типов: компенсационные и параметрические.
В компенсационных,  выходное напряжение,  через отрицательную обратную связь, подаётся обратно на вход - на базу  управляющего транзистора.
А в параметрических…
Что ты на меня уставился, как баран на новые ворота? Как будто я Америку для тебя открываю…
- Я не знаю, что такое стабилизаторы  – признался юноша.
- Как тебя зовут, парень?
- Коля – ответил худенький подросток с коротким ёжиком на голове.
- Чем же ты занимался четыре года в проф-тех училище, Коля, если не знаешь что такое стабилизатор напряжения?
- В каком  училище?
- В радио-электронном!!! Не в лётном же...
- Я не занимался в радио-электронном училище.
- Что???  - регулировщик подошёл к телефону внутренней связи и набрал номер отдела ИТР.
- Слушаю – послышался мелодичный голос начальницы отдела.
- Слушай сюда, Маша – распалился работяга.
- Я тебе говорил, что не педагог и не наставник молодёжи.  Для этого у вас целый сектор  в отделе существует...
- Михал Петрович, Михал Петрович...
- Но ты уговорила меня взять ученика...
- Ну, Михал Петрович, ну послушайте...
- Что Михал Петрович? Я уже пятьдесят пять лет, как Михал Петрович...
Ты кого ко мне привела? Парень даже  ПТУ не закончил.
А у нас сложнейшая аппаратура, на оборонку работаем...  Это я тебе объяснять должен?
- Михал Петрович, миленький,  Коля  сын моей лучшей  подруги ещё со школы.
Я его с пелёнок знаю...
Он связался с дурной  компанией: наркотики, грабежи...
У него уже есть условный тюремный срок…
 И,  если  не начнёт работать, и честно зарабатывать деньги его посадят... – женщина всхлипнула на другом конце провода.
- Михал Петрович, вы лучший…  Я у вас в до конца жизни в должниках ходить буду…
Помогите!
- Да ну тебя…


                III

  Регулировщик РЭА  вернулся на своё рабочее место уставленное пирамидами из  измерительных приборов, и поднял указательный палец вверх.
- Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень!!!  Электроника - это наука о контактах и связях.
  Есть только две основных  причины,  по которым  изделие не работает  – регулировщик к указательному пальцу добавил средний.
- Либо нет контакта там,  где надо, либо есть  там,  где  не надо.
   На этом стеллаже стоят  блоки канальных адаптеров НЦ-32.  Их только что подняли из сборочного цеха.  И не один из них не работает...
 И не потому, что их собирали бракоделы…  А потому, что человеку свойственно ошибаться.
  Здесь толстые жгуты с сотнями проводов, каждый из которых должен быть припаян к нужному контакту своего разъёма.
    Десятки текстолитовых плат, с тысячами медных дорожек  и сотнями радиоэлементов…  Каждый из которых должен быть впаян  согласно цоколю на своё место.
   Может быть,  когда то,  радиоэлектронную аппаратуру будут собирать  роботы и профессия регулировщика станет не нужной.
    Но пока разъёмы, транзисторы и резисторы, диоды и терристоры, конденсаторы и трансформаторы...,   паяют  монтажницы по восемь часов подряд с перерывом только на обед - ошибки неизбежны.
  Это робот – безмозглая, бесчувственная машина никогда не ошибается.
 А человек может отвлечься, задуматься, плохо себя почувствовать, да мало ли…
   Допустит ошибку и блок останется мёртвым или начнёт функционировать не правильно.
  Работа регулировщика заключается в том, чтобы найти и разорвать не нужные и восстановить необходимые связи.
 Так и в жизни....
  Нужно изо всех сил укреплять положительные, а отрицательные находить, и немедленно разрывать.  И десять раз подумать, перед тем,  как заводить новые.

  Иначе и свою жизнь погубишь и связанных с тобой  близких людей искалечишь.
 
   Чтобы не начинал объяснять регулировщик,  индуктивность, ёмкость, или защиту дросселей от паразитных токов Фуко - вступление всегда было одно и то же:
“Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень”...
  Будто именно этот момент был наиважнейшим, краеугольным камнем всей электроники.
  Может быть именно поэтому, ученик,  всего через полгода, щёлкал сложнейшие РЭП как орешки.
 И хоть ни разу  не открыл учебник по электронике, мог все услышанное пересказать и через тридцать лет, если бы его разбудили посреди ночи.
   А когда получил повестку в армию,   накрыл поляну для всего цеха …
 А Петрович поднял полный стакан водки и сказал:
- Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень, чем бы ты не занимался в жизни, не достаточно всё делать хорошо, нужно стремиться стать лучшим.  Иначе жизнь промчится мимо, как скорый поезд....
  И  сейчас, спустя тридцать лет, бывший ученик регулировщика РЭА,  вспомнил своего наставника...
  Именно, благодаря наставнику,  жизнь не промчалась мимо, а летела прямо перед ним.
На  остром, как гарпун, носу истребителя. Бывало, и на тройной скорости звука.
 А сейчас...
Сейчас, впервые,   находился  в кресле второго пилота  “Сушки” , как пассажир.
   Его правая рука не сжимала ручку управления истребителем,  а большой палец не лежал на гашетке крупнокалиберного пулемёта.


                IV

 Полковник,  как в анекдоте, расслабился и получал удовольствие от добротного пилотажа курсанта.
   Глазами,  он   по инерции искал на локаторе кругового обзора цель, а умом понимал, что всё это уже в прошлом.
 Непрерывный бой ,  длиной в четверть века  окончен.
 Он не был воином, сражавшемся за правое дело.
В последнее время, сам чёрт не разберёт,  какое дело правое, а какое левое.
Он был бойцом, как боксёр профессионал,  выступающий за свой клуб - ЦСКА.
Противников себе не выбирал, и ненависти,  как к врагу, к ним не испытывал.
 Боксёр, что бы доказать, что он лучший, должен войти в ринг, а исстребитель, подняться в небо. Вот и всё…
 И он валил всех.
И  “Фантомы”, и “Миражи”, и “Харриеры”...
  И не потому, что его любимая  “Сушка”, была лучшим  исстрибителем в мире, а потому, что лучшим был он.
 А потом,  руководство клуба решило, что пришло время “повесить перчатки на гвоздик “ и заняться подготовкой молодой смены.
 Ну, что ж,  подумал полковник, и в этом деле можно быть  лучшим.
Как там называется это училище,.. - имени А.К. Серова?
Ну что ж … Значит теперь  лучшим быть ему.


                V

Колокол...
Чакра Фролова ...
Ранверсман...
Хаммерхед....
...
...
...
Называл курсант очередную фигуру,  перед выполнением.
  Капитан – инструктор наблюдал   за своим воспитанником из окна диспетчерской вышки  и непроизвольно раскачивался,  будто находился в кресле  истребителя.
 - Кто пилотирует истребитель? - спросил руководитель полётов.
- Курсант Синицын?- ответил капитан.
- Молодчина!
- Кто Николай?! Он ещё  на гражданке, в аэроклубе  норму мастера спорта по воздушной акробатике выполнил...
 - Сплюнь, чтоб не сглазить – отозвался старший лейтенант.
- Да что там сплёвывать, остался  “штопор”.  Это что, фигура высшего пилотажа?
“Сушка” как ракета ушла вертикально вверх на двадцать две тысячи метров, замерла на секунду и камнем сорвалась вниз, словно подстреленный коршун.

    Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе,.. хотелось запеть  курсанту... Он обожал состояние невесомости, которое испытывает пилот  во время свободном падении.
   Хотя за фонарём кабины, почти ничего невозможно  было разглядеть. 
Земля вращалась как в центрифуге  и, казалось,  весь мир вокруг катится в тартарары.
 Ещё минута и он возьмёт ручку на себя…
  Бортовой компьютер, сориентирует самолёт, вращение прекратится и его вдавит в кресло до потемнения в глазах. – Любишь кататься, люби и саночки возить…
  Но… 
К  огромному удивлению Николая ничего не произошло,  истребитель продолжал пикировать  по нарастающей…
  Бросив взгляд на потухшую  приборную панель,  курсант весь покрылся холодным потом.
- Товарищ  инструктор, товарищ полковник…– заорал курсант в микрофон шлема - обесточена вся панель управления бортовой компьютер тоже не работает.
Не получив ответа, курсант перешёл на ручное управление.  Ему  удалось остановить вращение и сориентировать истребитель носом вниз.
На это  ушло ещё секунд десять, за которые истребитель продолжал набирать вертикальную скорость по направлению к земле.

  Когда  он потянул ручку на себя, кровь отлила от глазных яблок,  и он на мгновение полностью ослеп.
 - Земля, вышка,  я борт 007, у нас отказ бортового компьютера,  Земля, вышка,  я борт 007, у нас отказ бортового компьютера... –  кричал он
выйдя из пике у самой  земли.
Но в наушниках,  кроме потрескивания эфира,  слышался только фоновый свист чёрного ящика.
Оглянувшись назад, за перегородкой фонаря он увидел полковника, болтавшегося на ремнях, как кукла  в кресле второго пилота.
 “Катапультироваться”  - вспыхнула  мысль, поскольку посадить истребитель без  бортового компьютера и навигационной поддержки земли - один шанс из тысячи…
И тут же погасла…  Ах да, приборная панель обесточена…
Курсант набрал высоту и прикинул на глаз,  сколько у него осталось топлива.
 Минут на пять, может семь.  А что потом?..
- Дорогие папа, мама и братишка – заговорил он осипшим голосом в чёрный ящик – я вас всех очень люблю. У меня осталось мало времени…
Позвоните,  пожалуйста,  Кристине и передайте, что…
- Эка тебя понесло, парень… - раздался в наушниках голос полковника. – Стоило мне вздремнуть,  маленько,  как ты панихиду по себе заказывать начал?
- Товарищ полковник, товарищ полковник, у нас нештатная ситуация. Бортовой компью…
-  Запомни на всю оставшуюся жизнь, парень!!!  Если уж ты решил выбрать эту профессию…
Каждый боевой вылет, это и есть нештатная ситуация – это и есть один, сплошной  форс-мажор.
Смертельная драка на высоте нескольких десятков тысяч метров – это теперь для тебя самая штатная ситуация.
Бывает электроника глючит из-за наведенной  помехи по всему диапазону частот, а случается  осколком  ракеты жгут кабелей перебьёт, всего не предугадаешь…
 И если это не твоё,  иди в гражданскую  авиацию, стюардессам под юбки заглядывать...
- Я не хочу в гражданскую авиацию - заорал курсант в микрофон.
- Тогда прекрати истерику и почувствуй состояния кайфа...
Когда все чувства и ощущения обостряются до состояния лезвия бритвы!!!
Когда крылья истребителя ты начинаешь чувствовать, как свои собственные,  а закрылки  и стабилизатор становятся продолжением твоих рук и ног…
Когда  мозг начинает работать быстрее бортового компьютера…
Ну!!!
- Я буду сажать самолёт!!!
 Хотя, даже на минимальной скорости  срыва потока с плоскостей, без навигационной поддержки…
 Удар, скорее всего, будет такой силы, что шасси сломаются, как спички.
- На четырёхстах километрах ты даже на глиссаду не выйдешь. Гробанёшься так, что куски самолёта по всей взлётной полосе собирать будут.
- Что же делать?!
- Думать и побыстрей… От чего зависит скорость срыва  потока???
- От плотности воздуха…
- А плотность воздуха?
- От высоты… Точно!!!  У земли она в разы больше!!!
- Ну вот... А ты говоришь... Зайди на полосу раньше и начинай снижать скорость пока не почувствуешь воздушную подушку .  Эффект экраноплана проходили по аэродинамике?
- Конечно… Я всё вспомнил!
- Давай парень,  керосина хватит на две попытки, третий заход будет последним.
- Я постараюсь…
- Да уж пожалуйста…  В мои планы не входит, что бы первый день в новой должности, стал последним.
 
 
                VI
 
 
  - Вот это да!... Какой позор!.. – сокрушался капитан-инструктор.
 Это же надо...
 Что бы после трёх лет учёбы!!!
 Это ж как можно было умудриться!!!
 Промазать мимо посадочной полосы!!!
 Что новый начальник училища подумает???!!!
 
 - Не переживай так - успокаивал его старлей. - Зато со второй попытки посадил, как корзину с яйцами.
- Да что толку – махнул рукой капитан, всё равно не сдал. Поехали встречать…

   Полковник проворно сбежал вниз по приставной лесенке и сделал вид что не
 заметил подставленную  руку.
- Товарищ полковник,  я сам не могу поверить, что …
- Не-не-не,  всё нормально… – оборвал капитана новый начальник училища  и поспешил к подкатившему  УАЗику.
- Товарищ капитан – приложив  руку к шлему докладывал курсант – во время неконтролируемого спуска отказал бортовой компьютер и …
- А почему он сейчас работает?
- Не знаю… Как на рулёжку вырулил  он и включился…
- Ты что же,  хочешь сказать, что истребитель вручную посадил?
- Так точно.
- Дааааа Синицын… А получше отмазку не смог придумать?
- Так я…
- Слушай,  иди уже…  - сказал капитан-инструктор и надел шлем. – Кто следующий по списку на полёты?

 А после окончания экзаменационного дня в комнату лётного состава заглянул авиаинженер.
- Да… Похоже мы с новым начальником не соскучимся.
- Чего ещё? -  спросил капитан.
- А то, что парень не врал. Я когда показания самописца снимал…
- Почему же у меня всё нормально было?   Целый день отлетал…
- Потому что “полкан”  разъёмы  питания  отсоединял.
- Да откуда лётчику знать, где находятся эти чёртовы разъёмы???
- Распределительный щиток находится как раз за спиной второго пилота.  Похоже, он “сушку”, знает,  как свои пять пальцев…


                VII
 
-  Кристина!!!  – курсант с синими погонами на плечах широко расставил руки  и девушка  повисла у него на шее.
- Как я соскучилась…
- И я тоже…
- Ну что сдал пилотаж?
- Сдал!!!
- На сколько?
- На тройку.
- На тройку?! А почему ты такой счастливый?
- Потому, что она для меня дороже всех пятёрок вместе взятых…
- Почему???
- Потому, что этот экзамен я запомню "На всю оставшуюся жизнь".

 


Рецензии
Понравилось.Читается легко и ждёшь какую -то интригу. С уважением, Владимир

Владимир Харченко   17.02.2023 15:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.