Эйфория

        В октябре 1992 года в морг местного медицинского института привезли тело покойника, обнаруженного случайными прохожими на одной из окраинных улиц города.
Следов насильственной смерти на теле не было, документов, определяющих личность при нем не оказалось и не бирке, которую привязал к большому пальцу ноги покойного, подвыпивший санитар, было написано корявым почерком "Неизвестный".
"Ещё один бедолага..." - подумал он, на всякий случай, тщательно обыскивая карманы одежды, снятой с трупа, - "Ни кошелька, ни документов...".
- Приходим-то в этот мир мы все без документов, а некоторые умудряются и уйти на тот свет без бумажки с печатью... - бормотал он себе под нос, готовя тело к передаче патологоанатому.
 - Скорее всего, он "бомж", - сделал он своё заключение.

        "Неизвестный", хоть и был без документов, но, в давно утерянном паспорте, значился Василием Лапиным, уроженцем города Тамбова, 1950 года рождения, и был он из категории хронических неудачников - родился без отца, молодая и легкомысленная мать поспешила избавиться от него, подбросив под двери приюта для грудных младенцев, затем трудное детство в детском доме, "выпуск во-взрослую жизнь", пугающую своей неизвестностью, и, даже, однокомнатная квартира, полученная им по окончании школы и призванная служить фундаментом  будущего счастья, сыграла свою минорную ноту в траурной музыке его жизни. А , ведь был он способным и смышлёным мальчиком и временами показывал очень хорошие результаты, часто обгоняя по успеваемости своих одноклассников. Но, учился он не ровно, без должной стабильности, часто жалуясь на головную боль, которая не давала ему сосредоточиться. С годами боль становилась всё сильнее и невыносимее, таблетки, выписанные врачом, перестали помогать и, однажды, он ... женился, поверив соседке Верке, которая убедила его, что головная боль проходит от регулярной семейной жизни. Верка была лет на пятнадцать старше него, давно мечтала выйти замуж за молодого, и, оказавшись по воле случая рядом с Василием, собрала в кулак остатки своего обаяния и нанесла решительный удар по ослабевшей воле очередного своего избранника. Василий женился и зажил, всячески пытаясь оправдать надежды Верки, но, вопреки ожиданиям, периодические боли в голове не исчезали, а, наоборот, становились всё сильнее и сильнее. Верка, тем временем, забеременела и не выдержав тяжелых родов, умерла от кровотечения. Родила она девочку, и Василий, сам выросший без родителей, категорически отказался оставлять девочку в роддоме, забрал её домой и с большим трудом её выкормил. И, в неустанных заботах о своём единственном и беззащитном существе, показалось ему, что и боль его головная, оставила его. Но, счастливая жизнь была не его уделом, в пятилетнем возрасте бесследно пропала ненаглядная русоголовая Наташка, поискали-поискали и записали в вечные списки "В поиске".

        С этого дня головные боли стали просто невыносимыми, Василий пытался забыться в пьяном угаре, но со-временем и водка перестала помогать и тогда, по совету "сердобольных друзей" пристрастился он к наркотикам, к анаше.
Дозу анаши, вначале, действительно приносившей облегчение, приходилось всё время увеличивать, денег катастрофически не хватало и, Василий, в конце концов, продал за бесценок свою квартиру и оказался на улице, "без определённого места жительства".

        Теперь он не мог ни дня прожить без наркотиков, и, оказавшись без средств, подался туда, где анаша росла прямо под ногами - в бескрайние казахские степи, где "колыхалось море конопли". Так оказался он на окраине небольшого южного городка, где даже без документов устроился работать на частной свиноферме рабочим. Наркотики, действительно, стали доступнее, но головные боли усиливались, превращая жизнь в сплошные страдания, Василий редко стал бывать в здравом уме и, однажды, когда на его глазах неизвестные люди застрелили хозяина свинофермы и бросили его тело на съедение свиньям, Василий почувствовал сильнейшую боль в голове и потерял сознание.

       Боль внезапно стихла, шум в ушах постепенно превратился в удаляющийся  свист и целое облако облегчения спустилось с небес и теплом разлилось по всему телу Василия. Увидел он себя на берегу чудесного моря, наблюдающим за закатом, сидя на золотом песке, вдвоем с Веркой. Он впервые в жизни жил без боли, первый раз почувствовал себя невероятно счастливым и вспомнив, услышанную случайно когда-то, фразу о том, что "Жизнь на земле это и есть Ад и прошедшие все круги Ада обязательно попадают, после смерти, в Рай", облегченно вздохнул, расслабился и попытался улыбнуться...

       - Сегодня вам повезло, есть свежий материал по теме занятия, - громко объявил профессор-патологоанатом, пропуская студентов-медиков в открытую дверь анатомического кабинета, затем, дождавшись, когда вся группа займёт свои места вокруг операционного стола, продолжил:
- Нам предстоит провести вскрытие тела "Неизвестного" для определения причин смерти, - с этими словами профессор аккуратно подвернул простыню и открыл лицо трупа.

       Умиротворенное выражение лица покойника не осталось не замеченным. Наступившую тишину нарушил взволнованный голос самой активной студентки:
- Смотрите, профессор! Он же ... Он улыбается! Почему?

- Предсмертная эйфория! - ответил профессор, - Причины и механизм до конца не изучены! Предположительно, отключение работы некоторых отделов мозга, вызывает ощущение счастья!

- А может быть он улыбается, потому, что видит, что попал в Рай? - не унималась студентка.

- Ну, кто его знает!? В литературе встречаются истории людей переживших клиническую смерть... -начал было профессор, но, почувствовав, что отвлекается от темы занятия, продолжил более серьезным тоном, взглянув поверх очков на студентку:
- А по-поводу Рая... Мы же с вами атеисты, не правда, ли?


Рецензии
В процессе чтения этого рассказа, перед моим мысленным взором проходила вереница лиц людей, с которыми я встречался на своем жизненном пути, и чьи судьбы имели сходство с судьбой "неизвестного", о которой автор повествует в данном произведении. При этом не столь важным оказывалось то обстоятельство, что детство этих людей редко совпадало с детством "неизвестного", но их судьбы, после появления у них сильного влечения к алкоголю и/или наркотикам, во многом, а иногда и полностью, оказывались подобными судьбе несчастного "неизвестного".
Автору удалось замечательно подметить все то, что является характерным в судьбах алкоголиков и наркоманов, и, в результате, написать этот великолепный рассказ.
Особенно большое впечатление произвела на меня превосходно написанная концовка данного рассказа.

Борис Пономарев 3

Борис Пономарев 3   07.08.2020 13:31     Заявить о нарушении