Остров Сокровищ

Читали с сыном какую-то книгу, в которой речь зашла о пиратах, когда я задумался, как ему получше рассказать, кто такие пираты, сразу в голове всплыла песенка из детства:

«Книжку про пиратов
Написал когда-то
Роберт Льюис Стивенсон
Остров Сокровищ».

А потом уже пришла мысль о капитане Бладе, но я решил, что про капитана Блада читать ему пока рановато, а вот советский мультфильм-мюзикл о пиратах, половину песен которого я до сих пор помню наизусть должен подойти. И вот несколько вечеров подряд, мы смотрели приключения пиратов, приобщаясь к прекрасной музыке, неподражаемому юмору, интересному сюжету и как выяснялось грамотной подаче нравственных ценностей. Хотя я и напевал различные песенки из этого мультфильма и раньше, но только сейчас понял какое сильное нравственное влияние они оказали на меня в детстве. Не могу сказать, что этот мюзикл единственное, что сформировало мои нравственные принципы, но безусловно в детстве сильно этому способствовал. И понял это я сейчас, когда уже в зрелом возрасте пересматривал мультфильм с сыном. Я и раньше напевал время от времени:

«Если хотите, поспорьте,
Но я скажу, наконец:
Кто себя выразил в спорте -
Тот молодец, тот молодец!
Бегать, скакать, кувыркаться
Каждый обязан уметь,
Нужно лишь только собраться
И захотеть, и захотеть!»

Или:

«Лорды, сэры, пэры,
Знайте чувство меры,-
Избегайте пьянства вы как западни;
Ждет нас путь не близкий
И, чем крепче виски,
Тем короче, сэры, будут ваши дни».

Или:

«Колумб Америку открыл -
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира, у костра
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом.
Минздрав предупреждает:
Куренье - это яд!
Минздрав предупреждает,
Минздрав предупреждает,
А Колумб, а Колумб, а Колумб
Ни в чём не виноват!»

Однако, только посмотрев весь мюзикл с сыном и всесторонне вместе обсудив его, я осознал насколько же этот мультфильм потрясающий, как грамотно сделан и каким хорошим средством влияния может быть. Я жил с мыслями и принципами из этого фильма почти сорок лет и не понимал, насколько глубоко они пустили во мне корни. Конечно, в детстве у меня не было компьютера с интернетом и возможности выбирать, что смотреть. У меня была возможность посмотреть телевизор вечером, борясь за разные программы с остальными членами семьи и в воскресенье, поэтому я смотрел то, что показывали. Однако я точно смотрел этот мультфильм несколько раз, но главное, что нравственное образование в этом мультфильме подано таким запоминающимся образом, что прочно отложилось на долгие годы.

Пересмотрев мультфильм, послушав песни нравственного содержания, посмотрев в восторженные глаза своего сына, я задал себе вопрос, а было ли создано, что-то настолько же шедевральное за последнее время или до этого. И честно говоря, не смог вспомнить что-то хотя бы отдалённо напоминающее «Остров сокровищ».

Режиссёр Давид Черкасский, кроме мультфильма «Остров Сокровищ», подарил нам и замечательные мультфильмы «Доктор Айболит» и «Приключения капитана Врунгеля». Были у него и другие идеи и другие проекты, в том числе и продолжение «Острова сокровищ» и полнометражный мультфильм о приключениях капитана Врунгеля, однако после развала СССР финансирование прекратилось, а замечательный режиссёр вынужден был снимать рекламные ролики. Да и в 2000-х многие его проекты так и не получив финансирования оказались замороженными. Конечно, я благодарен даже за один «Остров сокровищ», но немного жаль, что талант такого замечательного режиссёра не принёс и других плодов, тем более, что и идеи и зарисовки были.

Остаётся только благодарить Бога за то, что в своё время в одном месте сошлись талантливый режиссёр; несколько замечательных актёров; люди осуществившие озвучку, главных героев; мультипликаторы; музыканты; поэты, придумывающие на ходу так запомнившиеся мне песни; эпоха, когда всё ещё можно было многое и государственный заказ. И вот 30 лет спустя, и пересмотрев кучу мюзиклов и мультфильмов, я всё ещё напеваю, песенки из «Острова Сокровищ» и даже хочу, чтобы у моих детей был похожий опыт.

Ну и в качестве финального аккорда, песенка, которая вертится в голове уже несколько дней:

«Вот и все, и нету Билла,-
Жадность Билла погубила,
Он лежит на дне из ила,
В жизни мало что успев.

Жадность хуже, чем холера,
Жадность губит флибустьера,
Повторяйте с нами, сэры,
Этой песенки припев.

Раз-два-три-четыре-пять,
Знаете наверно,
Раз-два-три-четыре-пять,
Жадность - это скверно.
Раз-два-три-четыре-пять,
Скажем без подвоха,
Раз-два-три-четыре-пять,
Жадность - это плохо,
Жадность - это плохо,
Жадность - это, сэры, очень плохо».


Рецензии