Творчество Пимоненко Николая Гавриловича

      Николай Пимоненко.«Сваты», 1882.Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

     Николай Пимоненко(1862-1912)- известный украинский жанровый живописец, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
         Родился в семье иконописца. Сначала учился в КРШ Н. Мурашко (1879 – 1882), где познакомился с И. Репиным, который признал талант мальчика. 1882 – 1884 – годы учёбы в Петербургской АХ в мастерской будущего тестя В. Орловского.
               
     Проявил себя как очень талантливый ученик, уже за первый год обучения получил три медали. По возвращении в Киев продолжил активно заниматься живописью. С конца 1880-х основной темой творчества становится изображение жизни и быта украинского села. По приглашению Н. Мурашко занял должность старшего преподавателя Киевской рисовальной школы (1884 – 1900). Академик, член и экспонент ТПХВ (1904), а также разнообразных художественных объединений Парижа, Мюнхена, Берлина.

      Принимал участие в многочисленных академических, международных выставках, огромное количество музеев организовывали масштабные посмертные персональные выставки художника. Значительное количество произведений хранится в Национальном художественном музее Украины, который регулярно проводит выставки работ художника и постоянно экспонирует часть творческого наследия мастера. Работы представлены также во многих музеях Украины и России, в частности в ГРМ, Днепропетровском, Харьковском ХМ и др.

      Родившись в Киеве, Николай Корнилович Пимоненко получил начальное (пожалуй, и основное) художественное образование (1876—1882) в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко у И.К. Будкевича и Х.П. Платонова. С 1882 по 1884 год Н. Пимоненко находился на Педагогических курсах Академии художеств. К сожалению, здоровье молодого художника не позволило ему полностью выполнить свою программу пребывания в Петербурге. Получив малую и большую поощрительные медали и аттестат на звание учителя рисования, Н. Пимоненко отбывает в Киев, где преподает в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко и Киевском художественном училище.

       Однако он не забывает и заниматься живописью, в которой постоянно наращивает свое мастерство. Темы для своих бытовых картин он берет из окружающей его жизни малороссиян. Интересен перечень названий его картин на ежегодных академических выставках: "Засватанная" (1886), "В Чистый четверг", "В разлуке", "На каникулах", "Художник" (все — 1887), "Святочное гаданье" (1888), "Афанасий Иванович и Хавронья Никифоровна" (1889). В 1891 году за картины "Свадьба в Киевской губернии" и "Утро Христова Воскресения" Н.К. Пимоненко получает звание почетного вольного общника Академии художеств. В 1904 году ему присуждают звание академика.

         Пимоненко участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко был награждён золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картина, имевшая большой успех была приобретена Лувром. Художник был членом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899 года), Товарищества южнорусских художников, Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы.
       
       В 1904 году Николаю Корнильевичу Пимоненко Советом Императорской Академии художеств было торжественно присвоено почетное звание Академика живописи «за известность на художественном поприще».
        Работы Пимоненко высоко ценились во всей Российской империи, его картины охотно приобретались коллекционерами.
         
      26 марта 1912 года после тяжёлой и продолжительной болезни Николай Корнильевич Пимоненко скончался в Киеве. Похоронен был на Лукьяновском кладбище в Киеве.
          В письме к писателю Ясинскому Илья Репин писал: «Какая утрата для «Передвижников»! Он был истинным украинцем, и не будет забыт своей родиной за свои правдивые и милые, как Украина, картины».
    
      В 1913 году в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка художника, на которой экспонировалось 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.


Рецензии