Школьная обида

Я люблю смотреть ток-шоу. Интересуюсь политикой. И часто в политических и исторических диспутах вижу Григория Амнуэля - скандального политолога, впадающего в истерику и бьющегося в припадках антисоветчика и русофоба. Когда я вижу Григория Амнуэля, то невольно вспоминаю бывшего мужа и причину его антисоветских убеждений. И мне становится смешно...

70-е годы 20 века. Средняя школа. Актовый зал. Собраны старшеклассники. Должны в торжественной обстановке принимать в ряды ВЛКСМ тех, кому исполнилось 14 лет. Но церемония задерживается: опаздывает секретарь горкома ВЛКСМ.

Убранство зала праздничное: портрет Ленина, стол для президиума на сцене, покрытый красной скатертью, на нем стоят цветы в глиняных горшках и графины с водой. За столом поставили ряд стульев: это несколько соединенных между собой мягких откидных кресел (как в кинотеатрах).

Во все времена подростки есть подростки. Они в ожидании какого-то "перца" от комсомола шумят и ищут себе развлечений. Восьмиклассник Славка пробирается на сцену и, прячась под столом, ослабляет крепления у стульев, на которые должны были сесть члены президиума. Одноклассники с интересом следят за маневрами Славки.

Начинается торжественная церемония. Стоя все слушают гимн. Вносят красное знамя. "Прошу садиться!" - говорит комсомольский начальник. И ... все члены президиума падают на пол, инстинктивно хватаясь за скатерть и опрокидывая на себя цветочные горшки и графины с водой.

Зал замирает на мгновение, а потом юные ленинцы начинают хохотать, сгибаясь пополам... Из-под стола вылезают школьные и комсомольские начальники, грязные, мокрые и злые...

Торжественная церемония сорвана. "ЧП районного масштаба"...

Славку, конечно, вычислили на раз, два, три... В комсомол его не взяли. Разборки ему и его родителям устроили нешуточные.

С тех пор Славка считает себя обиженным советской властью, терпеть ее не может, а заодно и Россию. Иначе как "убогой страной" её не величает. И в спорах впадает в раж, как Амнуэль. Кричит: "Коммунисты сделали из меня человека второго сорта! (Он разумеет: в комсомол его не взяли.) Из-за детской шалости сломали мне жизнь! (Он разумеет: характеристику плохую написали, поэтому сначала пришлось окончить техникум, только потом - институт.) На старте подбили мне крылья!" И невозможно человека убедить, что его "шалость" - обыкновенное хулиганство, а советская власть дала ему хорошее образование и хорошую профессию. От таких возражений Славка начинает истерить почище Амнуэля...

По странному стечению обстоятельств, мой экс-супруг и внешне похож на своего кумира - Григория Амнуэля. Тот же типаж, та же манера держаться. Но когда я слышу и вижу Амнуэля, я думаю: "А что стало точкой отсчета антисоветизма и русофобии для этого человека?" Я представляю сценку в актовом зале... И мне становится смешно...


Рецензии