Семендер у Каспия

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Также Селиндер; М-с-н-др- у Иосифа; Чдар-Болкар по идентификации Артамонова; Кизляр у Вестберга; Такрки у Васильева и Гевонда. Город Мира.
     В одном из арабских источников город назван Селиндером, когда в 722-м году хазары отступали под натиском арабов, и столица Хазарии Селиндер была взята. Лишь благодаря поражению арабов на берегах реки Боланджир спасло Хазарию и особенно её территории на Северном Кавказе от полного опустошения.
     Семендер с начала 6-го века был форпостом Иранских шахов на пути появившихся в то время тюркоязычных кочевников. Тогда же он и получил своё именование, которое с персидского означало Последние ворота, а у тюрков Белый город. Пришедшие хазары, булгары и савиры, оценили значимость укреплений, заключили союз с персами, взяв Семендеро-Дербентский переход под свой контроль.
     Город этот стоял недалеко от побережья Каспия, где сейчас находится Махачкала. Артамонов располагал его у реки Сулак. Арабы размещали его где-то между Дербентом и Итилём.
     Истархи отмерял от Дербента до Семендера 4 дня пути, от Итиля было 7 дней пути. Масуди утверждал, что от Дербента 8 дней пути, от Итиля до Семендера 7 дней.
     Мукадесси указывал, что город расположен был у какого-то озера между рекой хазар и Дербентом.
     Многие местные исследователи размещают его у города Махачкала, где рядом селом Тарки археологи раскопали городище с культурными слоями начиная с конца 7-го века, а также сложенную из камня стену по самому гребню склона к морю, почти такую же, как и в Дербенте, что указывает на единый зодческий план по которому обе крепости были построены при Царе Хосрове Ануширване в 6-м веке по Рождеству Христову.
     В таком случае Семендер был крайним укреплённым пунктом персидских шахов на севере своей страны, который должен был преграждать путь северным кочевникам Царства Гуннов. Город располагался весьма выгодно на перекрестье пеших и морских торговых путей, что позволило городу стать одним из самых богатых среди других городов хазар. Некоторое время здесь даже находилась ставка Кагана, возможно, и хазарских Царей.
     Многие исследователи размещают город на месте Шелковского городища, где и была основана первая столица Хазарии.
     Худуд ал-Алам, как и Царь хазарский Иосиф размещает Семендер на берегу моря. Но поскольку они составляли свои письмена на два века позже, то, по всей видимости, они имели ввиду второе место расположения столицы Хазарии, уже на берегу Каспия.
    В конце 7-го века Семендер становится крупным торговым центром между Закавказьем и Нижней Волгой.
     В 8-м веке хазары сюда, в Семендер, ближе к морю, перенесли свою столицу из Самандара. Здесь уже существовала крепость, построенная по указанию персидского шаха Хосрова Ануширвана в 560-м году, когда хазар тут не было, а были тут подданные персов и полукровки ещё индоарийской лексики сарматы, которые шли через Кавказ в Малую Азию. В то время владения Ирана достигали гребня Кавказских гор, и Шахам Персии нужно было обезопасить свои владения от северных кочевников.
     Семендер по своему зодческому конструкту схож с Дербентом. Укрепления этих городов со стенами, спускающимися по гребню холма к морю, строили по единому проекту.
     Здесь в то время проживало племя забендеров, которое имело на этом месте своё поселение М-н-д-р, то есть проход через горы.
     Феофилакт Симокатта отмечал, что в 598-м году ходили к Византийскому императору Маврикию послы хана Дяньгу, чтобы подтвердить союз с Византией против Ирана. Упоминалось при этом и племя забендер, которое было родом из yap и хунни, и которых тюркюты, видимо хазары будущие, включили в свой союз после ухода мятежных унров в сторону запада. Говорил этот народ на одном из индоиранских наречий, хотя был родственен и аварам.
     Артамонов предложил отождествлять этих забендеров с семендерцами. С персидского языка слово «семендер» означает крайняя дверь. Семендер и его жители были крайними на пути в сторону Северного Кавказа. Судя по тому, что семендерцы быстро срослись с булгарами, их социокульты были блики друг к другу. Вся дальнейшая их история, так или иначе, была связана с хазарами, которые их ассимилировали.
     Забендерцы, по всей видимости получили своё имя по той роили, которую они выполняли на поселении М-с-н-д-р, будучи приставленными контролировать проход по прикаспийской дороге.
     Рядом с Махачкалой есть посёлок Семендер. Это наводит на мысль, что здесь могли жить забендеры, племя, давшее именование городу Семендер, либо в этих краях и находился этот город.
     Языковеды пытаются сблизить именование Семендера с названием булгарского племени Чдар-Болкар, упомянутом Новом списке Армянской географии 7-го века, где Семендер обозначен как М-с-н-д-р.
     Но сравнение Семендера с Чдар-Болкар весьма приблизительно, оно ближе по смыслу к Булгарскому Чору, то есть Булгарским воротам в Чоре. Это название могли дать путешественники Дербенту или Семендеру, от того, что там жило много хазарских булгар.
     Согласно другой версии слово «семндер» трактуется с персидского как крайняя дверь, что вполне сообразуется с его расположением на дербентском проходе Чор.
=========================
     Семендер считался центром страны Беленджер. Начиная с 8-го века Семендер считался вторым крупным городом Хазарии. Развивалось тут и местное земледелие, были сады виноградные, хорошо налаженное орошение.
     Страна Беленджер граничила с Хазарией по реке Уг-ру, то есть по Тереку. Это означает, что именно здесь, у семендерских булгар стоял Семендер.
     Известно из летописей, что хазарский Семендер находился в труднодоступном месте, так что арабы не могли его достичь, не понеся серьёзных потерь. За свою недосягаемость врагам его называли Городом Мира.
     Не случайно, что Цари хазарские выбрали это место для себя. За проход через крепость хорошую дань брали, а тут больше негде пройти, если, конечно не в одиночку.
      Вестберг и Артамонов не исключают того, что этот город находился вблизи нынешнего Кизляра. Семендер хорошо локализуется в низовьях Терека у современного Кизляра. Хотя под именем Семендер могли существовать несколько городов, а слово «семендер» могло обозначать понятие любого города на проходе через Кавказ.
     Вестберг на основе расчётов Масуди размещал Семендер в низовьях Терека, у Кизляра, где много виноградников, которые могли достаться в наследство от Семендера. Место у города Кизляр для расположения тут Семендера вполне обосновано, исходя из того, что армиям Мервана в 737-м году было намного удобнее соединиться именно в низовьях Терека.
     По Васильеву и Гевонду Семендер должен был находиться у села Тарки в Махачкалинском районе Северного Дагестана. Здесь есть остатки поселения хазарских времён, есть каменная стена, спускающаяся к Каспию, ровно, как и у Дербента.
     Арабские авторы отмечают, что Семендер находился где-то между Дербентом и Итилём.
     Истархи отмерял от Дербента до Семендера 4 дня конного пути, то есть 200 километров, у Масуди на конях было ехать не менее 8-ми дней. От Итиля до Семендера по Истахри и у Масуди на лошадях ехать 7 дней. По сообщениям арабов Семендер отстоял от города Серир на расстоянии в 2 фарсаха, то есть в 17-ти километрах.
     Мукадасси располагал Семендер у какого-то озера между хазарской рекой и Дербентом.
     В Худуд-ал-Алам и у Царя Иосифа тоже говорилось о большой воде, на берегу которого стоял Семендер.
     Царь Иосиф в одном из своих писем упоминает долину Тизул, возможно это страна Т-д-лу, в конце которой находился Семендер.
     Всегда, когда арабы приходили на Северный Кавказ, то сначала они достигали Беленджера, а потом только шли на Семендер.
=========================
     В 7-м веке, согласно списку Географии никакого города на Нижней Волге ещё не было. Формирование там города стало происходить только после нападения Джарраха в 721-м году.
     В примечании к списку «Новой Географии», переведенной де Боором, есть только города Хвалис и Тарку (Семендер) на Ретеге (Тереке). При этом Г.Вернадский располагал этот Хвалис на хазарском берегу Каспия, но между Итилём и Семендером.
     Масуди отмечает, что Семендер лишился статуса одной из столиц Хазарии в 642-м году после похода на Северный Кавказ ибн-Рабиаха. А окончательно, по его словам, каган перебрался в Итиль в 653-м году после второго похода ибн-Рабиаха.
     Артамонов считает, что в конце 7-го века или в начале 8-го века именно в Семендере возникла первая община хазарских иудеев, несмотря на то, что Семендерский мэр был мусульманином. Предполагается, что тут был и Семендерский Князь из христиан. И именно из Семендера иудаизм распространился среди вельмож Хазарии.
     Масуди полагал, что в 737-м году царём Семендера был мусульманин из арабского рода Кахтан, и звали его Салифан.
     Истахри и Ибн Хаукаль приблизительно о том же времени сообщают, что царь Семендера был родственником Царя хазарского и что был он из иудеев.
=========================
     Во время первой атаки арабов под руководством Джарраха в 722-м году, городу удалось выстоять, по всей видимости потому, что арабы потратили много сил на взятие другого крупного центра Хазарии – Беленджера.
     Есть легенда, что когда в 721-м году Джаррах, предводитель арабского войска, захватил Беленджер, то его правитель вместе со своей свитой скрылся в Семендере, оставив свою семью Джарраху. Возможно, это был выкуп за жизнь сахиба Салифана, правителя Беленджера.
     По правилам того времени вся военная добыча должна была делиться поровну между воинами, но Джаррах выкупил всю семью сахиба Салифана у солдат за 100 тысяч диргемов, отправив их сахибу в Семендер, чем попытался расположить его к себе. Это ему удалось, поскольку хазары подготовили Джарраху несколько ловушек на его пути к Семендуру, о чём сахиб и предупредил Джарраха. Это заставило Джарраха отступить.
     В 710-м году, согласно армянскому автору Гевонду, арабы, взяли Дербент, а затем приступили городу Семендеру. По всей видимости, в источник вкралась ошибка, поскольку дальше Гевонд описывает противостояние между хазарами и войском Масламы, которое не могло произойти раньше 729 года.
     Так или иначе, никаких особых военных действий под Семендером ни арабы, ни хазары в тот год не предпринимали, только состязались в борьбе и стрельбе из лука. Однако за месяц стояния хазарская армия пополнялась новыми отрядами, а арабская только теряла своих бойцов.
     Семендер и в этот раз выстоял, Маслама ушёл в Грузию, бросив и свой походный гарем, набранный из хазарок.
     Но в 737-м году Семендер пал в результате какого-то хитроумного плана Мервана, будущего Халифа. С этого времени Хазарские вельможи перебрались на Итиль, подальше от неспокойной границы с сильным противником. Семендер же сохранил за собой статус хазарской окраины на юге Хазарии, однако горные народы не стали заселять освободившиеся кварталы города, здесь по-прежнему оставались хазары, по большей части булгары.
     Арабские писатели утверждают, что в 732-м году и Хамзин, и Беленджер, и Семендер были оставлены хазарами при приближении Мервана. Надо полагать, что были оставлены эти города войсками, но не жителями.
     В 737-м году Мерван шёл одновременно и через Дарьял, и через Дербент, чтобы встретиться у Семендера. Каган в драку не вступал, он был на своей территории и рассчитывал изморить арабов, как это удалось ему 10 лет назад.
     После взятия Семендера, Мерван пошёл на ал-Бейду на Волге, но взять весь город с ходу не смог, вода никогда не была стихией арабов. Причём эти же арабские писатели считали, что именно Семендер в это время был столицей Хазарского Государства.
     Артамонов полагал, что после разгрома Варачана, ныне здесь Буйнакск, арабы называли этот город Беленджер, столица хазар была перенесена на Волгу, а Семендер остался главным городом гуннов на Востоке Кавказа.
     Арабы, сообщая о походе Мервана на Хазарию, отмечали, что столицей Хазарии был город на Волге Ал-Бейда, а Семендер был древней столицей, который находился недалеко от Серира.
     Относительно Серира арабские писатели сообщают, что он находился в 12 фарсахах от владений хазар и в 2 фарсахах от города Семендер.
     Более достоверная версия заключается в том, что Каган и Царь перебрались окончательно в Итиль только после серии арабских атак, после 737-го года.
=========================
     У арабского писателя Масуди, который трудился в первой половине 10-го века, страна гуннов называется царством Джидан. Центром же страны он называл Семендер. Джидан Масуди считал самым сильным царством того времени на Восточном Кавказе в прибрежье Каспия. Причём, семендерцы, к тому времени уже значительно ассимилированные хазарами, сильно притесняли дербентцев.
     В 9-м веке, в связи с усилением Каганата и отступлением арабов с предгорий южного Кавказа, город обретает второе дыхание, и, сохранившиеся тут ремесленники, в основном аланские, а также сельские жители, в основном виноградари, создают новый крупный торговый центр, торговой площадкой которого становится вся Хазария.
=========================
     Вся территория вокруг Семендера являлась главным центром осёдлости народов Северного Дагестана. Это позволило Семендеру привлечь на свои посады многие родовые ремёсла, которые к моменту их поселения в Семендере уже имели большой опыт в производстве разных изделий, необходимых в воинском деле, в земледельчестве, скотоводстве, в изготовлении украшений.
     Жили здесь, как и в Итиле, представители местного язычества, хазары тенгрианского типа, мусульмане, христиане и немного иудеев. Все они были объединены в свои общины. Иудейскую общину поддерживали хазарские цари, тоже иудеи.
     Жилищами в Семендере и Дербенте служили палатки и лёгкие строения из дерева с горбатыми кровлями. Было также жильё было шатрового остроконечного типа из дерева, камыша, смазанного иногда глиной, или известью Повсюду попадаются хозяйственные ямы, в которых хранили зерно и продукцию с местных полей.
     Мукаддаси отмечал, что Семендер значительно обширнее Хазара, под которым он понимал Итиль. Однако жилищная архитектура была схожей у обеих столиц. Было в городе и пригородах много рынков.
     Христиан здесь было больше, чем в других городах Хазарии, которые посещали хазарские Цари, по всей видимости потому, что цари сюда не приходили. Без них христианам тут было спокойней.
     В городе по слухам был свой мэр, которого избирали жители. Но сидел тут и какой-то родственник Царя, которому принадлежал Джидан, область вокруг Семендера, но не сам город.
     По Мукаддаси Семендер был наполнен большим количеством небольших мечетей, несмотря на то, что тут было много христиан, наверное, большинство даже.
=========================
     В 10-м веке Царь хазарский Иосиф в своей переписке с испанскими иудеями упоминал несколько городцов в Крыму, хазарского владения. В своём списке среди городов Северного Кавказа Царь Иосиф привёл только Семендер, хотя в то время там были и другие хазарские города. По всей видимости, они были малозначительны в то время по сравнению с Семендером.
     Писатели 10-го века отмечали, что Семендер отличался от всех и хазарских, и кавказских городов наличием большого количества виноградников, причём, это отличие они относили и ко времени 7-го века.
     Масуди сообщал, что в его время, а это был 944-й год, Семендер оставался ещё центром царства Джидан, союзного Хазарии. Он также указывал, что царём Семендера был Салифан из арабского рода Кахван, и был царь этот мусульманином.
     Отмечается также у Масуди, что Семендер состоял в подчинении Хазарии, но Итилю не подчинялся, он подчинялся непосредственно царю Хазарии. Именно поэтому хазарский царь во время летнего кочевания не доходил до его границ и не вступал на землю, занятую кочевьями семендерцев.
     Ибн Хаукаль сообщает, что в 968-м году Святослав, возглавлявший по его мнению норманнов, взял все части Итиля вместе с Хазараном, Болгаром. Взял он также и Семендер, который в это время был хазарским, жители которого бежали на Мангышлак, а люди с Итиля разошлись по островам устья Волги.
     После ухода Святослава город подвергся разграблению местных горцев, после чего он уже не смог восстановиться.
     Семендер продолжал существовать, но уже как небольшое поселение, постепенно оскудевающий своим населением.
=========================
     В 985-м году сын Святослава Владимир положил конец Хазарии. После крушения Каганата, Семендер утратил свои городские функции, здесь больше не было таких государств, которые могли бы предоставить возможности для развития и торговли.
     Путешественники начала 11-го века отмечали, что в Семендере у Каспия продолжалась какая-то жизнь, поддерживаемая гнездившимся тут иудейским княжеством, которое сумело в 1030-м году защитить свой город от Фадлуна, правителя Ганджи.
     В 1238-м году в Семендер пришли монголы и обнаружили, что это княжество ещё существует.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии
Арабы не могли раскусить этот крепкий орешек. Как же это удалось Святославу, а потом и Владимиру . Пехота , кавалерия(и то при поддержке печенегов, наверняка). Осадных машин у полян, радимичей, вятичей и викингов (варягов) ,каких-то мощных как у византийцев не было. Подкопы рыли? Им помогала "пятая колонна" внутри города, как и в других хазарских городах? Ваше мнение?

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.02.2023 11:08     Заявить о нарушении
Их время закончилось. Пришли новые социокультурные технологии строительства отношений между людьми, сообществами. Все стены крепостей когда должны упасть. И это не всегда заслуга осаждающих. Кстати, ворота Семендера и раньше падали под ударами и персов, и турков, и тюркют, и хазар.

Олег Данкир   13.02.2023 16:27   Заявить о нарушении
ПРиглашаю вас ознакомиться с мой повестью БЕРСЕРК. Там я пробую разработать сво. гипотезу.

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.02.2023 16:32   Заявить о нарушении