Костромские ЕВ 1885-1917

Первая попытка епархиального периодического издания была предпринята ещё в 1861 году при епископе Костромском и Галичском (05.02.1857) Платоне Фивейском (18.06.1809-12.05.1877), когда наряду с экономической, административной, военной, судебной, учебной и другими реформами предполагалась и церковная и высочайше продекларированная гласность подразумевала публикацию указов и отчетов духовных учреждений. Начали даже собирать редакционный портфель, но то ли издание показалось чересчур обременительным для епархиального бюджета, то ли потому, что в продолжение 1861 года по разным причинам сменилось три ректора Костромской духовной семинарии, руководивших подготовкой издания, то ли ввиду кончины костромского губернатора Ивана Васильевича Романуса (24.08.1803-08.07.1861) и затянувшегося ожидания его преемника, то ли по каким-либо иным причинам издание не осуществилось, и многочисленные рапорты благочинных о состоянии раскола в той или иной местности, проповеди священников и сообщения учителей семинарии и уездных духовных училищ по истории отдельных населенных мест, храмов и монастырей Костромской епархии и множество других материалов, подготовленных к печати в том году, так и осели в архиве Костромской духовной консистории, а ныне - в Государственном архиве Костромской области.
Успешной оказалась попытка, предпринятая двадцатилетие спустя при епископе Костромском и Галичском (06.08.1883) Александре (1826-16.12.1888), ходатайствовавшем перед Святейшим Правительствующим Синодом (31.10.1883) о «разрешении костромскому епархиальному начальству издавать по прилагаемой при сем программе «Костромские Епархиальные Ведомости».
Программа, разработанная ректором Костромской духовной семинарии и архимандритом Богородицкого Игрицкого монастыря (26.12.1875-22.12.1884) Иустином (1831-26.09.1903), предусматривала в официальном отделе публикацию высочайше утвержденных указов Святейшего Правительствующего Синода, распоряжений епископа, постановлений консистории, семинарского и училищных правлений и епархиальных и окружных съездов духовенства, всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода и всех учреждений епархии, объявлений консистории о назначении, увольнении, перемещении, наградах и смерти священно- и церковнослужителей, учителей семинарии, училищ и церковно-приходских школ, чиновников консистории и канцелярии епископа, а также списков церковных старост, наблюдателей церковно-приходских школ, народных домов, библиотек и читален, стипендиатов епархиальных учебных заведений, жертвователей, пожертвований и пр., в неофициальном – слов, бесед и поучений, произнесенных в храмах, статей «богословского содержания с характером экзегетическим, церковно-исторического содержания с характером а) повествовательным, б) изъяснительным, в) местным церковно-археологическим (история церквей, монастырей, часовен, кладбищ и т.п.), г) нравственно-религиозным (очерки нравственно-религиозного быта народа в местной епархии, очерки по расколу, по миссионерской деятельности, народно-училищной жизни, некрологи, биографии замечательных людей и т.п.), д) административным – по разработке архивных дел местной консистории, монастырей, приходов и духовно-учебных заведений), е) палеографическим (описания редкостей древности, сохраняющимся по церквам и монастырям), ж) по разъяснению и улучшению быта местного духовенства и духовно-учебных заведений, з) сообщений о различных свежих событиях в церковно-училищной жизни епархии (описания освящения церквей, юбилеев, празднеств и т.п.), и) педагогическим, а также библиографических заметок или одних объявлений о книгах, полезных для духовенства, семинарии и училищ, сообщений о разных замечательных явлениях в церковно-училищной жизни нашего общества, уроков преподавателей и лучших сочинений воспитанников семинарии и пр.»
Первым редактором «Костромских епархиальных ведомостей» (03.10.1884-01.01.1887) был кандидат богословия Киевской духовной академии (1869), священник Александро-Невской церкви и законоучитель костромской Григоровской женской гимназии (08.11.1873) Гавриил Иванович Гусев (1846-?), а цензором (29.10.1883-29.10.1885) - магистр богословия Московской духовной академии (11.11.1850) и протоиерей костромского Успенского кафедрального собора (26.06.1867-16.08.1902) Иоанн Григорьевич Поспелов (19.09.1821-20.03.1910), которого сменил ректор Костромской духовной семинарии и архимандрит Богородицкого Игрицкого монастыря (11.09.1885-27.01.1890) Сергий (20.07.1852-05.08.1904), вскоре обратившийся к епископу с донесением о том, что «в статьях, представляемых на цензуру, то приходится читать неуместные обличения духовенства, то сообщения из жизни духовенства, могущие ронять оное в глазах общества, то непрошенные порицания семинарской корпорации, то предложения, клонящиеся к возбуждению распрей между учреждениями и лицами епархии, то советы, противные каноническим правилам, то, наконец, скрытные желания обличить действия самой епархиальной власти».
Вследствие этого издание в 1886 году прекратилось, а со следующего года для его улучшения и повышения статуса редактора возобновилось и впредь осуществлялось под редакцией ректоров Костромской духовной семинарии.
Соответственно, редакторами «Костромских епархиальных ведомостей» в дальнейшем являлись (28.02.1890-01.01.1897) архимандрит Менандр (1856-04.10.1907), затем (05.03.1897-15.02.1902) протоиереи Иоанн Яковлевич Сырцов (1840 – не ранее 1909) и (01.01.1903-01.05.1905) Михаил Иванович Щеглов (1851-?), за ними (15.05.1905-01.10.1906) архимандрит Николай (1874-18.05.1907) и (23.10.1907-15.06.1917) протоиерей Виктор Григорьевич Чекан (11.11.1862 – не ранее 1918), а цензором (21.12.1886-30.07.1907) – протоиерей Павел Вениаминович Богословский (1835-20.10.1908), после которого редактор и цензор вновь соединились в одно лицо. 
Цензура в «Костромских епархиальных ведомостях», впрочем, была преимущественно конфессиональной, нежели политической, судя по тому, что иногда пропускала то, что в «Костромских губернских ведомостях» появиться не могло. Например, положительный отзыв о политических ссыльных в Костроме Василии Васильевиче Берви-Флеровском (28.04.1829-04.10.1918) и Петре Григорьевиче Зайчневском (06.09.1842-19.03.1896) в анонимных «Воспоминаниях о семинарии» или направленный против Распутина «Вынужденный ответ», а главное, слово «По поводу избиения 19 октября в городе Костроме учащегося юношества» Иоанна Яковлевича Сырцова.
Все редакторы и цензоры «Костромских епархиальных ведомостей», кстати сказать, были их корреспондентами и опубликовали в них от нескольких до нескольких десятков сочинений, как те же Иоанн Яковлевич Сырцов и Иоанн Григорьевич Поспелов. Из наиболее пространных следует назвать «Послание святейших патриархов Восточной церкви о православной вере» архимандрита Менандра, «Отличительные признаки истинного пророчества» и «Идеал христианина, начертанный апостолом Петром в его 1-м соборном послании» Михаила Ивановича Щеглова, «Мировоззрение наших предков русских славян-язычников до крещения Руси (в 988 году)» и «Богомилы» Иоанна Яковлевича Сырцова и «Разбор учения графа Л.Н.Толстого о вере и правилах жизни человека» Иоанна Григорьевича Поспелова.
Непременными сотрудниками «Костромских епархиальных ведомостей» были все костромские иерархи, ценившие печатное слово и не пренебрегавшие возможностью обратиться ко всей своей пастве одновременно. Из этих публикаций впоследствии сложились такие книги, как «Несколько слов, поучений и речей Александра, епископа Костромского и Галичского», «Сборник слов, поучений, бесед, речей и кратких благочестивых размышлений» епископа Костромского и Галичского (24.01.1889-01.01.1892) Августина (03.07.1838-30.11.1892), «Поучения, говоренные в Костроме» (десять выпусков) епископа Костромского и Галичского (14.12.1891-30.05.1905) Виссариона (15.03.1823-30.05.1905), «Собрание слов и размышлений» епископа Кинешемского, викария Костромского (09.04.1883-13.06.1905) Вениамина (28.02.1819-13.06.1905), и другие.   
Обширной и разнообразной была и неофициальная часть издания, открывавшаяся обычно словами, поучениями и беседами на предстоящие воскресные и праздничные дни и недели, толкованиями на Божественную литургию и паремии из Священного Писания, наставлениями для священников и прихожан и другими произведениями, среди авторов которых, кроме вышеназванных, наиболее часто встречаются имена священника костромской Спасо-Подвязной церкви (30.08.1893-01.11.1900) и законоучителя Костромского химико-технологического училища имени Ф.В. Чижова (14.09.1894-01.11.1900) Павла Петровича Европина (12.01.1868- 1918?), законоучителей церковно-приходских школ и священников кологривского Успенского собора (16.11.1862-31.08.1909) Феоктиста Иоанновича Иорданского (1821-12.06.1914), Троицкой церкви погоста Чудца Галичского уезда (01.12.1871-16.09.1912) Аркадия Флоровича Левашова (20.01.1838-не ранее 1917) и Макариевской церкви села Хмелевиц Ветлужского уезда (14.09.1866-08.02.1895) Алексея Иоанновича Либерова (1841-08.02.1895) и преподавателей гомилетики и литургики (01.09.1880-25.08.1910, 11.12.1913-22.12.1914) Алексея Ивановича Рейпольского (09.03.1845-22.12.1914) и обличительного богословия (11.01.1901) и всеобщей и русской истории (18.08.1910-29.03.1912) Сергея Николаевича Романовского (1861-29.03.1912) из Костромской духовной семинарии. Последний к тому же был известен своими многочисленными собеседованиями с глаголемыми старообрядцами, как и епархиальные миссионеры (09.06.1897-15.01.1903) Иоанн Афанасьевич Иванов (21.08.1856-15.01.1903) и (14.09.1903-03.06.1914, 31.08.1916-1917) Евфимий Космич Зубарев (1868-не ранее 1917).
Бессменным редактором неофициальной части (01.01.1887-15.06.1917) являлся кандидат Киевской духовной академии (1876), преподаватель словесности и логики Костромской духовной семинарии (21.02.1879-20.01.1918), действительный член (16.09.1897) и товарищ председателя (05.03.1905) Костромской губернской ученой архивной комиссии, действительный член Костромского церковно-исторического (06.03.1912) и Костромского научного (1917) обществ и участник II-IV областных историко-археологических съездов (1903-1909) Василий Иванович Строев (19.03.1850-20.01.1918), опубликовавший в «Костромских епархиальных ведомостях» свыше десятка статей, две из которых вышли также отдельными изданиями – «Крещение Руси» и «Праздник в честь Федоровской иконы Божией Матери», но главная его заслуга заключалась в том, что строгим отбором рукописей он добился высокого уровня публикаций в неофициальной части и не стеснялся отвечать своим корреспондентам так, как, например, одному молодому священнику: «Автору хочется доказать, что село Здемирово, судя по наименованию его, стоит на месте заключения Россией или каким-то удельным князем с кем-то какого-то мира, но с кем, когда заключен и в чем состоял мир, об этом в статье нет ни малейших сведений. Самое предположение о каком-то мире основывается только на созвучии слов: «Здемирово» и «здесь-мир» и на какой-то затерянной каменной плите с неизвестной надписью. Это отсутствие в статье определенности и более или менее положительных доказательств в пользу предвзятого предположения вынуждает Редакцию отказать в напечатании оной. Статья может быть возвращена, если будут высланы четыре 7-коп. марки на пересылку».
Зато в «Костромских епархиальных ведомостях» свои основные публикации осуществили самые незаурядные исследователи истории края – Павел Александрович Алмазов (24.06.1877-не ранее 1919), Павел Ксенофонтович Алякритский (01.06.1830-01.02.1911), Иван Васильевич Баженов (20.06.1854-09.02.1920), Николай Николаевич Виноградов (10.11.1876-08.01.1938), Алексей Андреевич Воскресенский (1856-23.02.1921), Николай Александрович Новосельский (18.04.1866-03.03.1907), Николай Иванович Полетаев (1862-1897), Иоанн Александрович Стафилевский (1842-04.02.1910), Иван Михайлович Студитский (01.01.1858-не ранее 1918), Иоанн Капитонович Херсонский (14.11.1843-04.03.1912) и другие.
В неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей», наконец, были опубликованы «Опись старым нотным рукописям Костромской епархии, высланным в канцелярию Его Преосвященства для передачи в дирекцию Московского синодального хора» и монография, удостоенная Макариевской премии Святейшего Синода, «О пении в православных церквах греческого Востока, с древнейших до новых времен» видного музыковеда, священника костромского Успенского кафедрального собора (30.01.1894-16.09.1909) Иоанна Иоанновича Вознесенского (05.09.1838-19.12.1910), а также подробные некрологи, кроме вышеназванных епископов Августина, Александра, Вениамина, Виссариона и Сергия, замечательным уроженцам костромского края Никону (Софийскому), Порфирию (Успенскому), Сергию (Серафимову), Сергию (Спасскому) и другим.


Рецензии