C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Хроники коронавирусного бытия. 17-24. 06. 2020

( Фрагменты из частной переписки )


17.06.2020

А. (племянница, проживает в Калифорнии):

«Интересно, что вы думаете про "moral neuroscience" - в смысле связи стыда, совести и мозга”.

-----------------------

18.06.2020

Здравствуй, дорогая А!

Большое спасибо за вопрос о "moral neuroscience". 

Я полагаю, что всякий человек, размышляющий, как поступить, опирается на свои представления о том, что морально и что постыдно. Стало быть, некие физические структуры – нейроны, ответственные за мышление и память, при этом активизируются. Можно предположить, что сбои в этом процессе повлияют на принятое решение. Алкоголь, наркотики, возрастные нарушения памяти, страх... Жизненный опыт, врожденные или внушенные психологические установки могут быть подавлены названными факторами, и голос совести в нужный момент может быть не услышан, и угрызения могут оказаться запоздалыми. Сожаление о содеянном и осознание греха – нередко единственное, что позволяет оставаться человеком и надеяться на прощение.

Мозг – основной инструмент обеспечения жизнедеятельности, в том числе планирования поступков, которые душа намеревается осуществить. Намерения активизируют определенные структуры (нейроны), и таким образом их можно детектировать. Но будет ошибкой полагать, что они в этом месте возникли. То есть, поддаться искушению поменять причину и следствие местами, коли они оказались так тесно связанными.

Чувство стыда, например, инициированное родителями, отчитывающими свое чадо, без сомнения вызовет активизацию тех или иных нейронных структур. Но это не доказывает, что эти структуры осуществляют моральную оценку совершенным поступкам – вызывают сожаление, осознание греха, надежду на прощение...

Как порой говаривал твой дедушка упражнявшимся в логике юным потомкам : "Все орлы - птицы, верно? Но ведь это еще не означает, что все птицы – орлы?..".

Душа наблюдает за поступками человека как бы со стороны. Временами осуждает, как прокурор, а изворотливый ум, уподобляясь адвокату, строит объяснения в свою пользу, пытаясь оправдаться, естественно, задействовав определенные структуры. Какие именно? Нейроны изворотливости? Центры лжи, лицемерия, бессовестности, наглости, подлости, немилосердия?.. Всевидящая душа не принимает оправдания, и человек несет на ней тяжесть совершенного грешного поступка, пока ему не представится возможность его искупить. Например, извиниться. Извинение принято, и сразу на душе полегчало.

Исследователи, похоже, еще не догадались воспользоваться весами, а ведь как просто – там, где полегчало, там душа! "Soul's weighting science":-)

Рад буду узнать твое мнение.

------------------------

24.06.2020

А:

Для меня это довольно сложный вопрос. Я довольно много прочитала по neuropsychology, но глубоко не изучала. Я внимательно следила за тем, как формировались мировоззрения, мораль и личность моих детей. Было очень интересно смотреть, что из этого было изначально заложено (ДНК? Богом?), на что я могла влиять, на что - внешние события.
Я верю в Бога. Просто потому что верю. Потому, что так легче. Потому, что я еврейка и, значит, должна быть примером для других. Наверное?

При этом, я не уверена, что у человека есть свобода воли. Вольна ли я решить что-то так или иначе в данный момент, или это предопределено генами, всем опытом моей предыдущей жизни, Богом, погодой, болью в желудке или солнечными бурями? Если человек совершает проступок, я не уверена, что он виноват. Его нужно наказать соответствующим образом, чтобы в будущем это не повторялось, но не потому, что он виноват. Человек сам себя наказывает чувством стыда (полезный механизм в мозгу? в душе?), и этим помогает предотвратить подобные проблемы в будущем. Мне бывает стыдно, и это хорошо и помогает заметить проблему и решить. Но бывает, когда стыдно за то, что не исправить. Достаточно ли молитвы? Когда стыд так просто не уходит, организм начинает разваливаться - ухудшается иммунитет, пищеварение, появляются депрессии и пр. Тогда я становлюсь в тягость окружающим. Зачем такой стыд? Приходится убеждать себя, что на этом фиксироваться нельзя и "прощать самой себя".

Я считаю, что все люди хорошие. Кому-то из нас повезло больше, кому-то меньше. Когда начинаешь ближе узнавать человека, то понимаешь, что он не просто эгоист или жадина, а что так сложилась его судьба. А как быть психопатам - если я правильно понимаю, то у них нет моральных установок из-за генетических отклонений в строении мозга.

Что есть душа? Внутри или снаружи? Какова связь понимания божественного и реакции на ЛСД? Очень интересно.

Важно ли это? Или достаточно того, что я следую своим моральным установкам, которые я стараюсь менять во благо развития себя/семьи/общества? Или я подсознательно подстраиваю мои моральные установки так, чтобы мне было комфортно? ;) 

Недавно прочитала вот эту книгу [1]:

Многое стало понятнее. Очень интересно и неоднозначно. 

-----------------------

24.06.2020

Здравствуй, дорогая А.,

Большое спасибо за отклик!

Похоже, дистанционный вариант работы получает обоснованное коронавирусом распространение. И ты была в числе тех, кто проложил ему дорогу.

С появлением Youtube я перестал понимать, зачем нужны тысячи профессоров и лекторов математики, физики… если суть курсов одна и та же, различаются в основном шутливые авторские комментарии. Например, давным-давно был опубликован замечательный многотомный курс лекций по физике, прочитанный Ричардом Фейнманом, переведенный на многие языки. Пусть будут еще два-три упрощенных курса — для техников и гуманитариев, и один сухой фундаментальный. В дополнение к нему регулярные выпуски, посвященные новым результатам, гипотезам и открытиям. И все это бесплатно доступно каждому на планете. В любой момент можно остановить лекцию, попить кофе и отмотать назад, если что-то не успел уловить. Ну, а всевозможные задачки с решениями, они уже давно всем доступны. При этом всякий аспирант (и не только) может поупражняться на Youtube по избранной им теме, в надежде кого-нибудь заинтересовать своими результатами или идеями, что и так происходит.

Что до диссертаций и докторских дипломов, открывающих карьерные перспективы,  то кое-где теперь это можно купить за деньги (в отличие от знаний и опыта). Так, конечно, не должно быть, но если очень хочется… «научные труды» вам составят из фрагментов чужих статей, и вот вы уже заведуете кафедрой университета или целым НИИ. Ваш уход из этого мира, скорее всего окажется незамеченным, разве трюк с дипломом будет разоблачен. А какой-нибудь неуч и бандит, не озаботившийся приобретением диплома, прославится на весь мир после злосчастной попытки не заплатить за товар в магазине. Его похоронят в золотом гробу, в его память будет создано движение BLM, калечащее и насилующее, громящее машины и магазины, похоже, на радость демократам, предшественниками которых в XIX веке, по иронии судьбы, были южане-рабовладельцы, ку-клукс-клан, суды Линча. Это к вопросу о судьбе...

А действительно, нужно ли так много профессоров-лекторов и очных университетов в эпоху Youtube и Zoom?..

Прилагаю свои комментарии к твоим тезисам и вопросам.

- Для меня это довольно сложный вопрос. Я довольно много прочитала по
neuropsychology, но глубоко не изучала. Я внимательно следила за тем, как
формировались мировоззрения, мораль и личность моих детей. Было очень интересно
смотреть, что из этого было изначально заложено (ДНК? Богом?), на что я могла
влиять, на что - внешние события.
Я верю в Бога. Просто потому что верю. Потому, что так легче. Потому, что я
еврейка и, значит, должна быть примером для других. Наверное?

Принято считать, что все телесное в детях есть результат случайной комбинации генов, доставшихся от пра-пра-бабушек и дедушек, и я не пытаюсь с этим спорить. Душа же — кого Бог послал (взгляните на выросших в разлуке близнецов). Она раскрывается (прорастает) из «зародыша», постигая окружающий мир через органы доставшегося ей тела. Поначалу осваиваются навыки пользования телом — хватание руками, ползание, хотьба, затем языки общения с окружающими, затем правила поведения. Некоторые генетические дефекты могут ограничивать те или иные возможности, и как результат потенциал души может быть раскрыт и реализован в этом воплощении не полностью.

Окружающие влияют на складывающиеся представления о мире, в котором душа оказалась, о людях, целях существования, средствах их осуществления, о морали. Иными словами, программируют, заполняют своего рода ПЗУ ответами на базовые жизненные вопросы. Иные строптивые сопротивляются программированию, требуют доказательств, отказываются принимать действующую мораль на веру и за норму. Перепрограммирование же, если до этого дойдет, — сложный, болезненный процесс. Запрограммированные белыми сражаются с запрограммированными красными, не щадя самой жизни, вместо того, чтобы попытаться разобраться. Достаточно вспомнить трагедию Льва Толстого, когда на закате жизни он осознал, что религиозные постулаты, воспринятые им с детства, ошибочны, что Бог — един, и надо следовать Ветхому завету (Торе), остальное в Библии — плод человеческой фантазии («Исповедь»). См. : [2], а также Фрагменты из книг Талмуда, включенные Львом Толстым в сборник «Мысли мудрых людей на каждый день» [3].

Вера человека в Бога — это тоже дар Божий. Язычники, не только политеисты, но и атеисты, по своей собственной воле не допускают Бога в себя, в свою душу. Настойчиво ищущие Его — находят, обнаруживают в своих мыслях и судьбе, иные обиженные на судьбу — отвергают, самоуверенные атеисты превращаются в богоборцев. Религии по-своему извращают все, что связано с Богом, в корыстных интересах (оттого так много религий и конфессий), не стесняясь средств и не боясь греха, воюют друг с другом за неокрепшие души, подобно американским демократам и республиканцам.
По поводу происходящего у вас был впечатлен статьей Я. Фрейдина [4].  Ты тоже так все видишь, как он?

- При этом, я не уверена, что у человека есть свобода воли. Вольна ли я решить что-
то так или иначе в данный момент, или это предопределено генами, всем опытом моей
предыдущей жизни, Богом, погодой, болью в желудке или солнечными бурями?

Влияние всевозможных факторов и жизненных обстоятельств на поступки человека и его судьбу не поддается математическому моделированию и точному предсказанию. Между тем, несмотря на несовершенство человеческого мышления, едва ли не всякий пытается поразмыслить, прежде чем что-то предпринимать в конкретных обстоятельствах. Атеист верит в силу логики и не желает признавать, что охватить все обстоятельства, часть из которых не в его власти, ему не под силу и стоит прислушаться к другим мнениям, не говоря уже о мудрецах прошлого. Например, в периоды гражданских войн и революций гильотины, не подчиняясь логике, переходили из рук в в руки — короли, саддамы и муаммары с земных небес вмиг падали в геенну, не успев понять, как такое могло с ними «великими» произойти, а противоборствующие стороны не успевали хоронить своих мертвецов. Что это, как не безумие самонадеянных атеистов?..

Уповающий на Бога, вверяющий Ему свою судьбу, тоже размышляет, вспоминая о своих грехах, но полагается на помощь свыше — надеется, что на него снизойдет, как ему поступить, и веря, что не зависящие от него обстоятельства непостижимым образом в руках Божьих (как обещанная защита Израиля от врагов). Так и одаренный (свыше) поэт, обмакнувший перо в чернила и по привычке сосредоточенно уставившийся в лист бумаги, смиренно ждет очередного сеанса встречи с музой. Важно не забывать, как ни банально это звучит, что дни жизни на этой планете не бесконечны, и миг завершения земных испытаний никому не ведом, потому во всякий день стоит избегать греха и страшиться геенны, Божьего наказания. Отсюда знаменитые изречения, ставшие поговорками: «Утро вечера мудренее» и «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Иными словами, не злоупотребляйте свободой воли, вверьте свою судьбу в руки Творца всего сущего, а разумение и мыслительные способности свои направьте на то, чтобы заботиться о ближних, успешно выполнять сегодняшний план работ, избегать грешных поступков и молиться, размышляя о Вечном.

- Если человек совершает проступок, я не уверена, что он виноват. Его нужно
наказать соответствующим образом, чтобы в будущем это не повторялось, но не
потому, что он виноват. Человек сам себя наказывает чувством стыда (полезный
механизм в мозгу? в душе?), и этим помогает предотвратить подобные проблемы в
будущем. Мне бывает стыдно, и это хорошо и помогает заметить проблему и решить.
Но бывает, когда стыдно за то, что не исправить. Достаточно ли молитвы? Когда
стыд так просто не уходит, организм начинает разваливаться - ухудшается
иммунитет, пищеварение, появляются депрессии и пр. Тогда я становлюсь в тягость
окружающим. Зачем такой стыд? Приходится убеждать себя, что на этом фиксироваться
нельзя и "прощать самой себя".
Я считаю, что все люди хорошие. Кому-то из нас повезло больше, кому-то меньше.
Когда начинаешь ближе узнавать человека, то понимаешь, что он не просто эгоист
или жадина, а что так сложилась его судьба.
А как быть психопатам - если я правильно понимаю, то у них нет моральных
установок из-за генетических отклонений в строении мозга.

В основном согласен. Вот какими словами начинается вечерняя еврейская молитва, которую я впервые услышал из уст твоей прабабушки:
«Властелин мира! Вот я прощаю всех, кто гневил меня и досаждал мне или согрешил предо мной, нанеся ущерб телу моему, либо достоянию моему, либо чести моей, либо всему, что есть у меня, – по принуждению или по своей воле, неумышленно или злонамеренно, словом или делом, будь то в этом или в другом воплощении души моей, – прощаю всех людей, и да не будет наказан из-за меня никто. Да будет воля Твоя, Бог, Бог мой и Бог отцов моих, чтобы не грешил я больше, и не повторял грехов своих, и не гневил Тебя снова, и не делал дурного в глазах Твоих, а то, в чём согрешил я перед Тобой, сотри в милосердии Твоём великом, но не посредством страданий и болезней тяжких. Да будут угодны слова уст моих и помышление сердца моего перед Тобою, Бог, Твердыня моя и Избавитель мой!»
Дополнительно тут : [5].

- Что есть душа? Внутри или снаружи? Какова связь понимания божественного и реакции
на ЛСД? Очень интересно.

Если есть искренний интерес к этой теме, советую почитать произведения Е. Блаватской, Е. Рерих и их последователей (журнал «Грани эпохи»). Дополнительно узнаешь кое-что о медиумах и о Небесных Учителях, направляющих обращающихся к Небесам за советом и помощью (к вопросу о свободе воли). Правда, за сто лет со времени их опубликования появились новые результаты исследований. Например, стало понятно, как человек с помощью маятника или лозы «определяет» месторождения тех или иных элементов или близко подходящие к поверхности водоносные слои, чтобы копать колодец. Так, Л. Пучко в качестве инженера-исследователя, аспиранта и научного работника занималась изучением этих явлений с помощью измерительных приборов. В своих книгах она объясняет в том числе, как человек может получать информацию свыше о себе самом и окружающих. Описывает волновое устройство живых существ (Внутри или снаружи?). Предлагает методику диагностики отклонений в состоянии здоровья, определения факторов, негативно повлиявших, и… исцеления. Благодаря ее книге «Биолокация для всех», я освоил четверть века назад маятник. НО. Евреям в Торе Бог запретил обращаться к душам, пребывающим в мире ином, и не случайно, ибо не всякий может различить, кто именно «вышел на связь» - об этом много написано. Евреям заповедано молитвенное обращение к Всевышнему напрямую, без посредников. И тут маятник оказывается весьма полезным инструментом. Заинтересует — почитай. И да осилит дорогу идущий.

- Важно ли это? Или достаточно того, что я следую своим моральным установкам,
которые я стараюсь менять во благо развития себя/семьи/общества? Или я
подсознательно подстраиваю мои моральные установки так, чтобы мне было комфортно? ;)
Недавно прочитала вот эту книгу : [1].  Многое стало понятнее. Очень интересно
и неоднозначно.

Моральные установки необходимы, но их понимание и следование им никогда не бывает достаточным. Всегда остается неудовлетворенность, непонятое, желание докопаться до истины, до корней явления, короче, духовному развитию нет предела, как нет предела знаниям, постигаемым наукой. Это нормально, и Бог в помощь — «ищущий да обрящет».

Большое спасибо за ссылку.

Вот сегодняшняя новость: «Впервые в мире: в Израиле использована пассивная вакцина от «короны»»: [6].

Будьте здоровы.
Б.

------------------
P.S.: Кривая роста числа зараженных у нас после снятия карантина уверенно идет вверх. Две недели назад насчитывали десяток-другой новых случаев за сутки, вчера таковых оказалось 420. Число безработных — зашкаливающее. Увеличили штрафы за появление без маски (около 150 долларов) и утвердили слежку за перемещениями зараженных средствами электронной разведки. Называют это второй волной и прогнозируют тысячи новых случаев в сутки.

------------------
1 - https://books.google.co.il/books/about/
The_Righteous_Mind.html?id=ItuzJhbcpMIC&redir_esc=y

2 - https://five-lives.com/статьи-и-эссе/
дух-льва-толстого-продолжает-творить/

3 - https://five-lives.com/мудрецы-торы-ученикам/

4 - https://www.isrageo.com/2020/06/22/chtoprois/

5 - https://five-lives.com/статьи-и-эссе/
о-вселенской-любви-и-нелюдях-в-человеч/

6 - https://detaly.co.il/vpervye-v-mire-v-izraile-
ispolzovana-passivnaya-vaktsina-ot-korony/


Рецензии