Наши киношедевры - Чистое небо
Значит ли это, что основной задачей постановки "Чистого неба" не является культ личности Вождя всех народов? Да, эта тема в картине присутствует, особенно во второй её половине, когда бывший военный лётчик Астахов пытается вернуться к мирной жизни после фашистского плена. Ему не верят, выгоняют из партии и человек теряет своё лицо. Жизнь главного героя висит на волоске, она и вовсе закончилась бы трагически, оборвалась не начавшись, если бы не сила любви женщины, которая посвятила ему всю себя, свою жизнь. Вот об этом фильм, о святой всепоглощающей любви, чистой, как весеннее звонкое небо!
Начинается фильм в мирные дни. Простая советская семья готовится к встрече Нового Года! И вот около полуночи на пороге появляется не Дед Мороз из сказки, а незнакомый мужчина, засыпанный снегом с зелёной веточкой душистого растения. Он, как и сказочный герой возникает ниоткуда, но в последствии становится самым родным и дорогим человеком, самого младшего члена этого семейства, для Сашеньки Львовой.
Очень трогательна и лирична любовь этой юной девочки, почти ребёнка, ко взрослому мужчине, военному лётчику. Поначалу всё кажется несбыточным. Она и сама не верит, что из её чувства вырастет их взаимная симпатия. Почему я говорю, что ЕЁ любовь? Потому что вначале фильма любит только она - Саша Львова. Астахов уступает её детскому чувству, которое сродни фанатизму. в какой-то момент оно даже экзальтированно, так бурно героиня проявляет свои эмоции!
И странно и немножко не ловко даже было сперва видеть этого юного ребёнка на постели рядом со взрослым дядей, да к тому же которого ещё играет Евгений Урбанский! Но дальше по сюжету начинаешь окрыляться этим её светлым чувством, проникаться её любовью и уважением, которые не имеют ничего общего с пошлостью или страстным безумием. Она любит - светло и преданно! И как же это точно и талантливо передано в фильме! Самые светлые воспоминания о кино про любовь у меня с детства были связаны именно с этим фильмом.
Дальше разлука, тяжёлые военные будни в тылу. Вся семья в эвакуации, кроме неё, Саши Львовой, отец на фронте. Одна из самых сильных и мощных сцен фильма - это проход поезда. На низкой платформе полустанка собрались женщины и дети, их много, целая толпа. Они ждут поезда в котором едут к фронту их близкие люди: мужья, сыновья, отцы... Им сообщили в телеграммах, что их родные проездом будут на этой станции, рядом со своим городом, вот и главная героиня такую телеграмму получила. Она стоит в этой толпе, ждёт... И вот подходит воинский эшелон, гремя колёсами на стыках. Он появляется из тумана, идёт мимо станции не сбавляя ход, понятно - время военное, дорога каждая минута, и потом так же в тумане исчезает. Но... за эти секунды его прохода мимо станции происходит что-то невообразимое. Такие сцены до Чухрая не снимали. Нет, это не просто массовка - там в этом бушующем безумием кадре показана вся война! Весь страх, ужас, потери и жизни промелькнули за секунды перед нами. Люди, глядя на вагоны кричали, плакали, вопили не своими голосами, заглушая вокруг всё пространство этим нескончаемым страшным воплем. Они хотели в хаотично бегущих вагонах серого состава разглядеть, хоть на мгновение, любимое и дорогое сердцу лицо, увидеть родного человека, может быть в последний раз. Вот и Саша в этом жутком безумии кричит: "Па-па!.." и бежит за удаляющимся поездом... Непередаваемо, и на словах описать эту сцену почти невозможно, это надо видеть и слышать.
Но возвращаюсь к началу разговора, вся вторая половина фильма посвящена борьбе за счастье, личное, общественное, за счастье самообладания и утверждения себя, как личности. Но сперва, было ожидание. Саша долгие годы ждёт возвращения своего любимого лётчика. Все уверены в его гибели, а она знает, что он жив, даже отвергает ухаживания своего бывшего одноклассника, страстно в неё влюблённого ещё со школьной парты. И вот он вернулся... но здесь не такой фильм, чтобы на этом закончить хеппи-эндом. Он вернулся, а жизнь сломалась и у него, и у неё. И дальше уже показан путь к себе, к своей семье, к любимой женщине, которая стала любимой именно теперь, после войны, так как ненавязчиво, но нам дают понять по ходу фильма, что вначале любила только она, героиня, а он лишь позволял себя любить. Теперь он тоже любит, возможно, не так как она, но в этой любви есть ответственность за сына, родившегося здесь без него ещё во время войны, за Сашеньку, за их семью.
После ряда неудач у героя опускаются руки и не только. он сам опускается на дно своей никчёмной, как он считает жизни. Ведь он лётчик, а до неба его не допускают, не верят: "Ведь ты был в плену!... - как говорит он про себя в одном из главных своих монологов. И сам же отвечает - Да, был, - виноват! Виноват! Виноват!... Простите!"
И это "виноват" - ещё долго будет преследовать его по ходу фильма.
Изломанные жизни подобных Астахову людей не могут оказаться на обочине осмысления в творчестве Григория Чухрая, бывшего фронтовика. Поэтому тема культа личности ненавязчиво присутствует вторым планом. И вот наступает развязка... Она проста, как всё гениальное - умирает Сталин в марте 1953 года и приходит настоящая весна, вскрываются на реках льды, их громадная масса разбиваясь, выкатывает на берег, потом в природе всё успокаивается и начинается "оттепель". Что означает этот термин помнят многие шестидесятники, именно к этому поколению относится и сам режиссёр картины. Далее и у героев всё налаживается в жизни: Астахова вызывают в Москву, он едет, сперва с тревогой, потом с надеждой. В поездке с ним его верная супруга Сашенька... Она стоит в ожидании возле казённого здания, ждёт у дверей своего мужа, не зная, что будет впереди, и вот он выходит к ней... Она подбегает к нему в ожидании чего-то неизвестного, а муж раскрывает зажатую ладонь, на которой лежит звезда Героя Советского Союза!
В этом фильме нет войны в кадре, нет массовых батальных сцен, танковых сражений, лётных подвигов, там не показан фронт, только тыл, но ощущение войны, её присутствие ощущается в каждом кадре, каждом эпизоде своей атмосферой в которой дым и порох, смерть и спасение, надежда и тягостное ожидание победы. Мы смотрим сегодня на этих героев с высоты сегодняшнего времени и нам многое в них кажется наивным, даже детским, но неизменно одно - Большая Любовь ко всему земному, к Родине, семье, родным и близким людям, то без чего нашей Великой Победы в 1945 году и не было бы! И плохое было в жизни страны и хорошее, но этого ничего врагу не хотели отдавать наши прадеды и деды, они оставили это всё себе и остановили врага, разбив его до основания... А затем, а что будет затем - это уже наше с вами дело, наша забота о том, будет ли мир на Земле безоблачным и вечным!
Свидетельство о публикации №220062401841