Литература Возрождения

"Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя. Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя", - Эразм Роттердамский, видный деятель в области филологии и педагогики, как никто другой смог отразить все мысли образованных людей своего времени, сердца эпохи Возрождения, на бумаге. Все искусство того врмени: живопись, литература, музыка, скульптура, архитектура - все человеческое сознание было нацелено не поиск себя, на определение места Человека в мире и самого мира во Вселенной. На мой взгляд, оно, искусство Возрождения, сравнимо с более новым литературным течением - акмеизмом. Греческое "akme" - расцвет, вершина, остриё. Отражение мира столь же точное, детальное, почти касающееся недостижимого идеала.

Но Возрождение - это внимание к человеку не как к герою для всех, а как к одному из многих, стремящихся постичь себя, как к герою для самого себя. В этом ренессанс отходит от изначальной, античной идеи. Именно здесь в уже известные идеи Древней Греции вмешивается христианское мировоззрение. Теперь природа воспринимается таким же созданием Бога, как и сам человек. И государственная, общественная деятельность понимается как нечто человеческое, а не божественное. Важен уже сам человек, его отношения с Богом. Насколько Человек значим? Кто такой Человек, что Бог его должен хранить?

Есть Бог, есть мир, они живут во век,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.   (Н. Гумилев, начало ХХв.)

Именно культура Ренессанса поставила литературу, точнее поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. "Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть", - Эразм Роттердамкий раскрывает и причину подобного возвышения слова над визуальным образом. Литература становится основой формирования сознания людей, поиска истинного в душе человека, в его разуме: "Я мыслю, следовательно, существую", - говорил несколько позже Эразма Роттердамского Рене Декарт.

По сути, именно благодаря возвышению литературы в эпоху гуманизма начинается и формирование национальной литературы, которая в каждой стране основывается на принципах, введенных ранее: выделение конкретного человека, исследование души отдельной личности, необходимое для понимания закаонов жизни, которые всегда ведут к Богу.


Рецензии