Интервью Писатель, редактор философ Юрий Тубольцев

Интервью с автором. Писатель, редактор, философ Юрий Тубольцев
Журнал PS №100 (июль 2020)
 
Вы любите писать рецензии. Что сложнее творить или оценивать чужое творчество?
Я пишу рецензии на стихи и прозу сетевой литературы каждый день, обычно одну в день. Пишу их с удовольствием и считаю себя литературным критиком. Еще я регулярно пишу рецензии на интервью интересных личностей.

Как критик, что посоветуете коллегам? Как авторам, так и критикам.
Я бы посоветовал всем, кто работает со словом, переписывать рассказы Чехова. Также очень эффективно слушать аудиокниги. Еще очень полезно иногда читать вслух. Ну и, конечно, обязательно надо учить как стихи, так и прозу наизусть.

Создание творческого окружения вокруг себя. В чем это проявляется?
Я добавляю интересных писателей себе в друзья в фэйсбук и в вконтакте, с некоторыми перехожу на скайпе. Мы с ними регулярно переписываемся и оцениваем работы друг друга. Я в 2008 году создал сообщество «абсурдософия» и общаюсь в кружке абсурдософов. Также я хожу в литературный институт на «Кружек Белкина» и посещаю он-лайн поэтический кружек «Личный взгляд».

Абсурдософия – звучит как названия нового философского течения. Много единомышленников?
Да, это и есть новое философское и литературное направление. Единомышленников у нас много. Мы в 2005 году открыли новый сетевой журнал «Речевые игры» и наши единомышленники публикуются в нашем журнале. Также у нас есть журнал «Звезды» и сообщество «Абсурдософия» на фэйсбуке и в вконтакте. Особенно много активных друзей у нас в нашем сообществе в фэйсбуке. Сейчас мы развиваемся в первую очередь через социальные сети.

Как вам опыт ведения собственных журналов? Редакторская деятельность сильно отличается от писательской?
Вести журналы — это один из способов социальной интеграции, адаптации и социализации в сообществе писателей. Быть редактором — это всегда ответственность, интрига и творческий вызов. Жизнь становится ярче и интереснее, когда берешь на себя функцию редактора. Приятно, когда помогаешь людям самореализоваться и самоактуализироваться в литературной сфере.

Как вы считаете, в наш век цифровых технологий, старый формат печатных изданий еще актуален или он уже изживает себя?
Традиционные печатные книги останутся. При чтении бумажных книг лучше концентрация внимания, легче запоминать информацию зрительно и тактильно и более эмоциональным является чтение и учеба. Также, как и письмо ручкой останется, так и всегда будут бумажные книги. Коэффициент полезной работы с книгой выше, когда книга традиционная.

Ваши журналы выходят в печати?
Я работаю в жанре «сетература» - сетевая литература, мои журналы виртуальные на основе самых популярных русскоязычных порталов proza.ru и stihi.ru. Длительное время ссылка на мои журналы была на главной этих сайтов и журналы посещало огромное количество читателей, намного больше, чем если бы они были на бумаге. И сейчас журналы активно посещают. Часто в интернете намного больше прочтений, чем офф-лайн. Еще одно преимущество - интернет-журнал бесплатный.


Ведя «Дневник писателя» вы начали сбор материалов для будущих произведений. Вы всегда так ответственно подходите к работе?
Да, я считаю, что писатель — это важная и нужная, ответственная работа и работать писателем надо даже во сне. Писатель всегда, каждую секунду собирает материал и думает о своем творчестве. Писатель должен быть очень зорким, внимательным и наблюдательным.

Писатель больше созидает свое, личное, или же заимствует из окружения?
Если писатель интроверт — то личное, если экстраверт — то из окружения, но настоящий писатель должен сочетать в себе качества интроверта и экстраверта. Также писатель должен занимать активную творческую позицию и быть в постоянном творческом поиске.

Вы создали на ютубе аудиокнигу «3000 афоризмов Юрия Тубольцева». Можно подробней об этом проекте?
Этот оригинальный проект — видеокнига. Он начался с идеи «наложить» свои фотографии на афоризмы. Такой «оригинальный формат» является авангардной формой подачи текстов. Я стал монтировать ролики по 3 минуты 30 секунд из 30 фотографий с афоризмами. Уже готово 83 эпизода. Аудиокниги у меня тоже есть на ютубе.

Аудиокниги сами озвучиваете?
И сам озвучиваю и приглашаю профессиональных дикторов. С одним из таких дикторов мы уже дружим 12 лет, это Андрей Кабилов из Тальятти.

А как опыт издания печатных книг?
Я издал две печатных книги тиражом 20 экземпляров и третью книгу в одном экземпляре для отдела «критики» журнала «Знамя».   Официально пока у меня три изданных книги. Строю планы издать четвертую книгу в хорошем издательстве.

У вас внушительный послужной список: и участие в конкурсах, и членство в литературных союзах. Тяжело ли вести такую активную творческую жизнь?
Образ жизни — это призвание. Я реализую свое предназначение, я на своем месте, я чувствую себя в своей тарелке, в своей нише. Для меня иначе не возможно. Я нашел себя, нашел свой путь, нашел свою роль. Я считаю, что каждый человек должен быть лучшей версией себя и жить своей жизнью.

Сейчас бушует пандемия коронавируса. Как вы считаете, она сильно скажется на творческой жизни общества или нет?
Пандемия спровоцировала творческую активность. Люди стали больше сидеть дома, и все свободное время начали уделять творчеству. Я думаю, что пандемия — период максимальной творческой активности  писателей.

Пандемия даст толчок развитию творчества? Может, появятся новые жанры, направления на волне борьбы со смертельно опасным вирусом?
Да, уже появился новый жанр — философия хрупкого мира. Философский факультет МГУ уже весь месяц проводит цикл лекций в этом новом жанре. 

Вы планируете написать полифонический роман, как у Достоевского, с элементами Кафки. Задумки уже есть?
Да, для начала я в последние 2,5 месяца написал около 100 мини-рассказов. Потом постепенно рассказы будут обрастать мясом. Как говорится — кости есть — мясо нарастет. Скелет будущего романа уже написан. Друзья мне говорят, что главное — удачно начать. А дописать «каркас» - это уже дело техники.

Интересный поход. Вы создаете небольшие рассказы, а потом связываете их в единый роман?
Да, это как бы «творческая серия», типичные и похожие рассказы можно объединять и как из кирпичиков складывать из них роман. Это метод «мозаики», метод коллажа.

Вы сказали, что никогда бы не написали о дне общества, о негативных, развратных моментах жизни, о грубости и о политике. Вам не нравится антиутопия?
Антиутопии я иногда читаю, но мой стиль — это позитив, конструктив и созидание. Я за конструктив. Я придерживаюсь теории социалконструктивизма, что реальность и факты являются социальной конструкцией, писатели конструируют жизнь словом, язык первичнее, чем реальность, т. к. именно через словесные шаблоны, нормы и речевые стереотипы возникает действительность, люди подражают тому, что видят в фильмах и читают в книгах. Поэтому я хочу, чтобы мои читатели брали пример с добрых, благородных образцов.

Да, но это позиция ярко контрастирует с мечтой о вашем романе. Произведения Кафки и Достоевского не блещут позитивом. Их герои проходят через тяжелые испытания, как физические, так и душевные. Последнее в большей степени. Не кажется ли вам, что работать в таком ключе будет сложно?
Писательская деятельность — дело не простое. Но я сложностей не боюсь. Я за философичность, мое творчество — это гибрид литературы и философии. Я беру пример с Бахтина и его «теории полифонического романа», когда нет единой идеи и единой гармонии, а есть разноголосица, борьба и взаимное пересечение различных точек зрения  и позиций, все голоса ведутся как самостоятельные партии, разные идеи конфликтуют и создают противоречия, а авторской позиции нет, все мнения и мировоззрения равноправны.

Не боитесь быть не понятым простым обывателем?
У каждого писателя есть «свой читатель». Моя «целевая аудитория» меня понимает, и это главное. Нельзя нравиться всем, но иметь постоянных читателей очень приятно. Мне пишут множество рецензий, и я получаю информативную, интересную обратную связь от своих постоянных читателей.

Есть ли современные авторы (классиков трогать не будем), чьим постоянным читателем являетесь вы?
Да, я постоянно читаю поэтессу и прозаика Виолетту Баша, поэта Ната Весенина, я на них подписан и они присылают мне ссылки на свои новые работы. Есть еще около пятнадцати постоянных авторов голландского русскоязычного сайта АндерсВал, которых я регулярно рецензирую, т. к. являюсь постоянным читателем этого сайта.
(с) Юрий Тубольцев


Рецензии