Повесть. Мальчик, который видел сны. Глава 13

                Глава 13

     В последний день похода была запланирована экскурсия в бывшую дворянскую усадьбу, расположенную у северо-восточной границы заповедника, где уже был отреставрирован большой господский дом, малый флигель и церковь святого Дмитрия Солунского с кельями. Забегавший накануне вечером проверить всё ли в порядке у походников лесничий сказал, что договорился с местной жительницей Клавдией Владимировной, историком по образованию, рассказать ребятам историю здешних мест и показать достопримечательности. Туристы должны были встретиться с Клавдией Владимировной в половине одиннадцатого у крыльца господского дома. А поскольку путь им предстоял неблизкий – почти полтора часа в одну сторону – то решили выйти сразу после завтрака, не задерживаясь.
     На сей раз в лагере остался дежурить дедушка Майка, который, пока все спали, успел на рассвете сходить на водохранилище порыбачить. Старый полковник всегда во все поездки брал с собой спиннинг и не упускал случая, чтобы заняться любимым делом – рыбалкой. Можайское водохранилище он хорошо знал и любил за разнообразие ихтиофауны. На сей раз ему особенно повезло – улов был богатый. Всего за какой-то час Николай Петрович выудил три леща, два подлещика, четыре небольших плотвички, довольно крупную щуку и огромного жереха – весом, наверное, около пяти килограммов. И теперь отставной полковник обещал сварить к обеду знатную уху.
     Причём, когда мальчишки увидели всё это богатство, плещущееся в ведре, то тут же стали просить Валентину Сергеевну вместо экскурсии отпустить их на рыбалку. И учительнице удалось обуздать их пыл лишь тогда, когда Николай Петрович заявил, что сейчас для рыбалки время уже неподходящее – рыба хорошо клюёт на рассвете, а сейчас солнце уже высоко, клёва не будет. Но пообещал ребятам организовать для них в ближайшее время рыбалку с помощью знакомых из клуба рыболовов-любителей. Там ребят всем премудростям рыбной ловли обучат и удочками снабдят, и даже соревнование на водоёме устроят.
     Майк тоже сначала обиделся на деда за то, что тот не разбудил его и не взял с собой на рыбалку.
    – Уж меня-то ты мог бы с собой взять! – в сердцах сказал он дедушке.
    – Как ты себе это представляешь? – возразил старый военный. – Тебя я бужу и говорю, давай, дорогой, собирайся – на рыбалку пойдём! А остальным говорю, спите дальше, вас это не касается?! Так что ли? Нет, негоже отрываться от коллектива!
И Майк должен был признать, что дед прав, и перестал обижаться.
     Итак, снова вооружившись камерами, чтобы по дороге сделать ещё несколько снимков, ребята вместе со взрослыми отправились в селение расположенное на северо-восточной границе заповедника. Клавдия Владимировна уже поджидала их в условленном месте.  Заметив ребят, ещё издали приветливо замахала им рукой.
    Клавдия Владимировна оказалась маленькой сухонькой старушкой, очень улыбчивой с лучистыми добрыми глазами, приятным голосом и, на удивление, быстрыми лёгкими движениями. Она тут же повела ребят в красивую кружевную беседку, где усадила всех на лавочки и начала рассказывать историю села, как строилась и кому принадлежала усадьба, начиная с 17 века и до наших дней. И только потом, увидев, что ребята немного отдохнули, повела их осматривать господский дом, флигель, кельи – всё, что удалось сохранить и восстановить после многочисленных пожаров, войн и погромов. Когда-то усадьба была очень большая, окружённая огромным липовым парком. Были и оранжереи, где выращивали персики, абрикосы, лимоны и апельсины, а также цветы и даже причудливые тропические растения. Даже свой театр был в усадьбе!
     Но сегодня от усадьбы мало что осталось, и она не произвела на Майка большого впечатления, а вот небольшая очень светлая и уютная церковь ему понравилась, и он успел её нарисовать в альбом, пока Клавдия Владимировна рассказывала её историю. Оказывается, первую, тогда ещё деревянную церковь святого Дмитрия Солунского купцы Камынины, владельцы усадьбы построили ещё в 1708 году. А спустя двадцать лет к ней пристроили придел во имя Архангела Михаила.
     При этих словах Витька хлопнул Майка по плечу и негромко сказал ему на ухо:
     – Прямо в честь тебя назвали!
     – Наоборот, – поправил его Майк, – это меня в честь архангела назвали. И отца и деда, и прадеда… Такая традиция в семье по линии отца – старшего сына в семье всегда Михаилом называют.
     –Ух, ты! – восхитился Заякин. – Значит, у тебя и отец Михал Михалыч, и дед, и прадед тоже? И какой же ты по счёту Михаил?
     – Седьмой…
     – Мальчики, прекратите болтать! Слушать мешаете! – одёрнула их Валентина Сергеевна.
     – А почему святой Дмитрий с копьём изображен и в одежде воина? – спросил Майк Клавдию Владимировну.
     Но тут вмешался Димон:
     – Да потому что он и был воин. Мне мама говорила. У нас дома и икона такая есть. Меня, кстати, в честь него Дмитрием назвали.
     – А почему он Солунский? Это фамилия такая что ли? – спросила Любочка.
     – Хорошо. Расскажу вам про этого святого подробнее, – улыбнулась Клавдия Владимировна. – Тем более что человек это был удивительный! Необыкновенной судьбы человек!
     И подведя ребят к храмовой иконе Димитрия Солунского, Клавдия Владимировна начала свой рассказ:
     – Давайте представим себе, что мы отправились в глубокую древность, в третий век!
     – На машине времени что ли? – опять встрял Димон.
     – Можно и так, – улыбнулась Клавдия Владимировна. – И попали во владения Римской империи, которая к тому времени уже полмира завоевала!
     – Я знаю, я про римских воинов фильм смотрел! Они жутко храбрые были, их все боялись! – не удержался от замечания Лёха.
     – И во всех завоеванных странах, – продолжала старушка, – римляне ставили своих военачальников, чтобы этими территориями управлять, за порядком следить. Называли таких людей консулы или проконсулы.
     – Ой, так ведь консулы – это дипломаты. Я знаю, у меня папа в консульстве работал, – удивилась Василина.
     – Сейчас – да, – согласилась рассказчица. – А раньше это были военные очень высокого ранга. И вот в Греции в Фессалониках или, как теперь говорят, в Салониках правил такой римский проконсул. И у него родился сын, которого нарекли Димитрием. А известен он стал позже как Димитрий Солунский по названию этой местности. Отец Димитрия был человек непростой. Хоть и занимал он высокий пост, но с политикой римского императора был не согласен. Не нравилось ему, что людей в рабство угоняют, убивают и продают.  И обратился он к вере Христовой, и сына воспитал настоящим христианином, исповедующим любовь к людям, веру в добро. Когда отец умер, римский император назначил Димитрия на должность его отца. И стал Димитрий новым проконсулом в Салониках. Только вместо того, чтобы подчинять всех жителей воле римского императора, он раздал бедным людям свои богатства и стал открыто проповедовать новые ценности: «Не убий! Не укради! Люби ближнего своего!» И очень многие люди присоединились к нему, стали христианами. Император же, когда узнал об этом, страшно разгневался, приказал схватить Димитрия и посадить в темницу.
     – Ой, как страшно! – испугалась Надя. – Неужели его убили?
     – Конечно, убили! – сказал Заякин. – У римлян по-другому не бывало. Небось, и мучили ещё!
     – Хватит вам тарахтеть! Дайте дослушать! – напустилась на них Любочка. – Интересно же, что дальше было!
     – Император Максимиан как раз возвращался с войны против славянских племён, – продолжила рассказ Клавдия Владимировна.
     – Прям как Гитлер, – не удержался Витька.
     – И решил заехать в Салоники, чтобы самому присутствовать на казни строптивого проконсула…
     – Вот гад какой! – воскликнул Димон.
     – Император приказал привести к нему на суд Димитрия, долго пытал его, но сломить дух бывшего проконсула не смог. Димитрий открыто заявил ему о своих верованиях и отказался отречься от выбранного пути. Максимиан велел отвести Димитрия снова в темницу и, чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей о неповиновении своего военачальника, приказал устроить на следующий день развлекательные гладиаторские бои. Любимый боец императора Лий всегда участвовал во всех боях и всегда всех побеждал. Так и в этот раз Максимиан рассчитывал увидеть триумф своего любимца. И, действительно, Лий побеждал каждого, кто поднимался на гладиаторский помост. Пока перед ним не встал Нестор, обычный житель, христианин, получивший благословение на этот бой от Димитрия. И – о чудо! – Нестор сбросил великана Лия с помоста. Тот упал на копья и умер. А разгневанный император приказал казнить и Нестора, и Димитрия. А после мученической кончины велел бросить тело Димитрия на съедение львам, чтобы от него ничего не осталось. Но львы забились в клетку и тело Димитрия не тронули. Пораженный этим обстоятельством император постарался побыстрее вернуться в Рим. А солунские христиане благоговейно погребли тело Димитрия и сохранили его окровавленные одежды. Позже над местом погребения святого была построена первая церковь в его честь.
     – Да император просто испугался, что и другие люди поднимутся и начнут его побеждать! – высказал своё предположение Витька.
     – А почему у нас в России почитают этого греческого святого? – спросил Майк.
     – Почему-почему, – откликнулся Витька. – Да потому что он сильный был и храбрый!
     – Ты угадал, – улыбнулась ему Клавдия Владимировна. – Этот святой у нас считается покровителем всех славян и воинов и пользуется особой любовью. В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с ханом Мамаем. А некоторые историки пытаются доказать, что Димитрий вообще был славянского происхождения. Так считают, например, сербы и болгары. И в русских летописях имя Димитрия встречается часто. Например, когда летописец-старец Нестор описывал взятие Константинополя войском великого князя Олега, то упомянул, что побеждённые греки, считали, будто победу русские воины одержали не только благодаря своему мужеству, но и во многом из-за заступничества святого Димитрия.
     – О, Димка, будем и мы тебя теперь Димитрием звать, – хихикнула Любочка.
     – А ты за нас за всех заступаться будешь, – добавила Маринка.
     – Спасибо, Клавдия Владимировна, но это сложная пока для ребят тема, – вступила в разговор Валентина Сергеевна. – Курс знакомства с мировыми религиями у них начнётся только в следующем году и мировая история тоже. Поэтому не стоит сейчас перегружать их неокрепшие юные души излишней информацией. Но ещё раз Вам огромное спасибо за очень интересный и подробный рассказ. Ребята, давайте поблагодарим нашего экскурсовода!
     – Спасибо большое! – раздался дружный хор голосов.
     Прежде чем отправляться в обратный путь, ребята подошли к местной речке-притоку Москвы-реки, на берегу которой и стояло поместье, пополоскали руки в прохладной, прозрачной и чистой воде и сфотографировались на фоне местных пейзажей. Поскольку дело близилось к обеду, и все уже основательно проголодались, то обратный путь пробежали быстро, почти нигде не задерживаясь. Никаких неприятностей больше не происходило, чему Майк был искренне рад.
     «А может быть, плохой сон и не сбудется, – подумал он. – Да, наверняка, не сбудется! Просто страшный сон…»
     Ему очень хотелось в это верить.


Рецензии