Куряне - предки русского народа?

По верованиям наших предков Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается в качестве помощника курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.

Согласно языческой мифологии у Сварога с  богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.

Известно, что у Даждьбога (называемом курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!).

Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых  курян и их активную экспансию в Посеймье. Уже в 883-885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и  радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.

     Несмотря  на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим.  Это было ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна».

Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?

Чтобы ответить на вопрос, прежде всего, необходимо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть.  Реально к 980-х году русских земель было одиннадцать:  Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская  и  Волынская.  Вместе  с Уличской землей (союзницей Древлянского края еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?

     Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы  просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над религией славянских земель. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (Ремесло), Огонь и Гром, то получим сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое в действительности и было прославлено в Шестибожии.

 Не варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог, не имели такой власти и популярности среди славян как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.

     Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Б. Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI  веке нашей  эры союз жителей  Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке  Сейм) стал ядром  зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».

     Славянская руница, вошедшая в широкий обиход в период появления первого русского государства Русколань со столицей Голунь на курской земле, также указывает на факт происхождения русских племенных союзов с территории Посеймья. Об этом красноречиво говорят названия соседних народов. Так слово «вятичи» означает «покинувшие родину», «радимичи» - «переселившиеся в солнечные края». «Полянами» называли жителей Дикого Поля, живших на территориях южнее реки Сейм. Поляне окрестностей Киева, проживающие  в лесостепной  и  в лесной зонах, являются прямыми потомками переселенцев из курского края, перенесшими с собой и самоназвание племени.


Рецензии
Особо "актуально" повествование автора в данный момент по обстоятельствам нынешних событий в Курской области.К сожалению, история "региона" не вызывает положительных эмоций у мыслящих имперскими категориями "государственников". Не имеющий отношения (формально!) к рассматриваемым местностям фильм "Дружина" весьма однозначно освещает тенденции сепаратизма "русских земель" и нежелания их социумов централизации. Объединить их могла лишь сильная великокняжеская власть военным путём с последующей идеологической составляющей. При всех "минусах" христианства (они несомненны) оно имеет выраженное объединяющее начало в своих основных течениях после "Великой схизмы" 1054 года. Попытки же противодействия византийскому православию нельзя считать "прогрессивными", к каким бы традициям славян их последователи не апеллировали. Славянский политеизм ("язычество") есть тупиковая ветвь мировоззрения, хотя на этнокультурном уровне весьма привлекательная. Несомненная ценность оппозиционной Ипатьевской летописи с прославлением черниговско-северской ветви великих князей лишь подтверждает нежизнеспособность "не худа гнезда шестокрыльцев" к значительным политическим движениям в связи с недостаточно развитой центральной властью. "Языческий ренессанс" 12-го века не мог не сказаться на военных возможностях Русской земли. Серия поражений черниговско-северских князей от половцев привела к жёстким политическим решениям Владимира Мономаха (который сам изначально княжил в регионе). Конечно, "конкуренция" Чернигова с Киевом способствовала значительному развитию уникальной культурной среды Посемья. Храмовое и гражданское строительство определило неповторимый архитектурный облик южнорусских городов. А сепаратные тенденции во многом воплощены в тексте великой поэмы "Слово о полку Игореве". Но сепаратизм Посемья и вообще Юга Руси определил многовековое "нежелание" следовать в русле общерусской централизации, постоянное "многовекторность" населения, нашедшее отражение в термине уже московских летописцев "шатость". Не стОит забывать о поддержке населением региона всех Самозванцев Смутного времени и постоянные волнения этой южной окраины с выступлениями (то есть бунтами) против Москвы. Все эти исторические преценденты прямо или косвенно связаны именно с "исторической памятью" курян.

Вадим Леонов   12.08.2024 04:24     Заявить о нарушении