Асы кубанского неба ч. 37
Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс. В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробовал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированною аэродрома взлетел Савицкий. В небе Германии он одержал последние 3 победы, доведя счет до 22 самолётов, сбитых лично. 2 самолёта уничтожил в группе. Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й иак за два года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта. Характерный для этого аса случай произошел в июне 1945 г., когда Як-3, пилотируемый Савицким, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам. Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе.
Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощённая во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком-космонавтом, совершила два полёта в космос. В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором книг ("В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом"), но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 г и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком. Дважды Герой Советского Союза (11.05.44; 02.06.45). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями, иностранными орденами.
САФРОНОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
Родился 25 августа 1918 г. в селе Пилекшево Нижегородской губ. Окончил 7 классов, аэроклуб, в 1938 г. - Энгельсское военное авиационное училище. Служил на Сахалине на И-15-бис и И-16. Судьба этого лётчика символична: учлётом выполнив один из своих первых полётов вместе с Валерием Чкаловым, он прошёл войну от Сталинграда до Германии, после войны работал в Саратовском аэроклубе, где ему выпало быть наставником первого космонавта - Юрия Гагарина. Свои первые победы Сафронов одержал вскоре после прибытия на фронт - 24 октября 1942 г., лично сбив один и в группе 2 самолета противника. На следующий день уничтожил Ме-109. За 2 недели боев под Сталинградом он сбил на своем Як-1 с "несчастливым для них" бортовым номером 13 лично 7 самолетов противника. Был подбит, но сумел посадить машину и погасить пламя. С апреля 1943 г. сражался на Кубани на именном "яке" с надписью - "От колхозников колхоза имени Мичурина". Здесь ему удалось сбить 6 самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Активно действующая советская авиация захватила инициативу в районе плацдарма, которым овладели части наступающей 18-й армии.
За неделю с 17 по 24 апреля лётчики уничтожили 152 самолёта противника. В последующем эта цифра была удвоена и утроена. Сражение за господство в воздухе продолжалось. Здесь наносили разящие удары по врагу Александр Покрышкин и его однополчане. В те дни газета "Красная звезда" поведала своим читателям о подвиге 6 лётчиков-истребителей: Бориса Бугарчева, Алексея Рязанова, Ильи Шмелёва, Николая Логвиненко, Григория Олейника и Сергея Сафронова. Они сбили 74 фашистских самолёта. Позднее штурман 293-го иап (287 над, 4 ВА) майор Сафронов участвовал в Курской битве, освобождал Новгородскую и Псковскую обл., Прибалтику. В боях был дважды ранен и контужен. Всего провёл 165 боевых вылетов, 65 воздушных боёв, лично сбил 24 и в группе 4 самолёта противника. Демобилизовался в 1945 г. С 1947 по 1975 гг. С.И. Сафонов работал в Саратовском аэроклубе, где судьба свела его с Ю.А. Гагариным. Последний скажет потом в его адрес немало хороших и тёплых слов, как об одном из своих учителей. С 1975 г. проживал в Горьком. Умер в сентябре 1983 г. Его именем названа одна из улиц города. Герой Советского Союза (24.08.43). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., медалями.
СЕМЕНИШИН ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ
Один из лучших авиационных командиров и организаторов воздушного боя, Семенишин и сам был грозным воздушным бойцом, чей многогранный ратный талант с особенным блеском проявился в кубанских боях. Если бы не его трагическая гибель 29 сентября 1943 г., когда, сбив 3 самолета противника, он покинул свою горящую "Аэрокобру", но повреждённый парашют не раскрылся, ему наверняка дано было бы войти и в число лучших советских асов и стать крупным военачальником. Владимир упал на "ничейной" полосе. Видевшие этот бой наши пехотинцы тотчас же послали к лётчикам своих представителей узнать, кто же это из советских богатырей так бесстрашно сражался и кого уже погибшего, но в глазах советских солдат и офицеров по-прежнему живого, их святой долг доставить в своё расположение. В свою очередь и немцы стремились во что бы то ни стало овладеть телом советского аса. Двое суток немцы не подпускали к телу Владимира наших воинов, непрерывно обстреливая "ничейную" полосу. Не давали приблизиться к нему немцам и советские бойцы. Наконец ночью наши пехотинцы сумели вынести мёртвого Владимира. В Мелитополе в ту пору шли жестокие бои, а Мариуполь был уже освобождён.
Узнавшие о гибели командира полка майора Семенишина рабочие "Азовстали", жители Мариуполя попросили командование похоронить Героя в их городе, защищая который, он отдал свою жизнь. Семенишин родился в Петербурге 15 июня 1910 г. После окончания семилетки стал работать в гараже. Когда пришла пора службы в армии, маленького расторопного и понятливого шофёра направили в школу механиков-водителей. Однако уже тогда его всецело увлекла мечта стать лётчиком, овладеть управлением аппарата, наиболее сложного и изящного из всех созданных человеческим гением. Он был направлен в Качинскую военную авиашколу, которую окончил в 1936 г. В предвоенные годы Семенишин служил в частях Дальневосточного и Западного Особого военных округов. В 1940 г. воевал с финнами. В ВОВ первые боевые вылеты он сделал в июне 1941 г. на И-16. В составе 131-го иап участвовал в боях под Белой Церковью, Ростовом, Таганрогом. 11 мая 1942 г. в воздушном бою получил 18 (!) ранений, но, истекая кровью, посадил повреждённого "ишачка" на свой аэродром. После излечения капитан Семенишин был направлен в 25-й зап, где освоил "Аэрокобру" П-39К и попал в состав 298-го иап (с 24 августа 1943 г. - 104-й гиап) на должность штурмана полка. 298-й иап, которым с 18 июля 1943 г. стал командовать майор Семенишин, оказался в эпицентре гигантской воздушной битвы на Кубани. С 17 марта, когда самолёты полка приземлились на аэродроме Кореновская, и до 20 августа, когда полк вошёл в состав 9-й "покрышкинской" гиад, лётчики полка сбили 167 самолётов противника, потеряв 30 своих...
Майор Семенишин не был сбит в этих, в полном смысле слова, истребительных боях. Одну из своих ярчайших схваток он провёл 3 мая, когда, сковав своей тройкой 12 истребителей прикрытия, дал возможность паре В. Дрыгина сбить трёх "лаптежников" и сорвать бомбометание. Сам В.Г. Семенишин сбил в этом бою 2 Ме-109. 27 мая он отметил присвоенное ему звание Героя, сбив в этот день 4 самолёта. Герой Советского Союза гв. полковник А.А. Вильямсон рассказывал о своём командире: "Мы, ветераны полка, очень придирчиво относились ко всем вновь прибывшим. Но этот крепко сложенный, во всём очень строгий и обстоятельный майор сразу пришёлся всем по душе. Я летал с ним в качестве ведомого... Летал он много и очень здорово. С первых же дней полётов я понял, что Семенишин - это вихрь, огонь! Врагов он бил с ходу, из любого положения. В бою ходил на предельных скоростях, с громадными перегрузками и никакой враг не в состоянии был уйти от него. Мне оставалось только одно: зорко охранять его от случайных атак противника. Мы с ним быстро научились понимать друг друга и уверенно ходили парой в любой бой. После первых же боёв наши лётчики поняли, что нам здорово повезло, - полком командует замечательный ас, достойный человек! Вот так он вошёл в нашу боевую семью". В выпущенной "Воениздатом" книге полковника А. Калинина "Истребители над "Голубой" линией" многократно упоминается имя В. Семенишина.
Также говорится о сложившейся на Кубани обстановке: "Немецко-фашистским войскам удалось закрепиться на заблаговременно подготовленных рубежах и остановить продвижение советских войск на Новороссийском направлении. Сузив фронт и перегруппировав свои силы, войска противника перешли к упорной обороне, продолжая поспешно укреплять занятые рубежи. Так в низовьях Кубани возник плацдарм, представляющий собой сложную систему инженерных сооружений. Главная полоса обороны противника - "Голубая линия" - проходила от берега Азовского моря через многочисленные мелкие реки, каналы, озёра. Эти водные рубежи были основательно укреплены и усилены дотами и дзотами и представляли серьёзную преграду на пути наступавших советских войск... СВГ поставила войскам СКФ задачу уничтожить кубанскую группировку противника". А. Калинин приводит и выдержку из газеты 4-й Воздушной армии "Крылья Советов" за 19.04.1943 г.: "Все наши истребители должны действовать в бою так, как прославленные гвардейцы П. Крюков, А. Приказчиков, А. Покрышкин, Б. Козлов, как дерутся братья Глинки, В. Семенишин, Н. Лавицкий, И. Ерошкии и А. Закалюк". Гв. подполковник Семенишин успел провести около 300 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 23 самолёта противника лично и 7 - в паре. Герой Советского Союза (24.05.43). Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст.
Продолжение следует в части 38 http://proza.ru/2021/02/04/967
Свидетельство о публикации №220062400043