Общество потребления
Мне вообще кажется, что "Общество потребления" - это вроде "бабайки", которой принято всех пугать, но которую сам лично никто в глаза не видел: все знают, все осуждают, но пальцем показать конкретно никто не может.
Но я не об этом. Даже те, кто ныне восхваляет "брежневское" время, вынуждены признать, что в то, богатое талонами время, одежду нужно было "доставать" (по знакомству, по блату или с переплатой). Особой категорией тогда были люди, регулярно ездящие в командировки. Ибо они бывали в других городх, а том могло продаваться что-то такое, что не продаётся в твоём родном городе. Часто родственники снабжали командировочного деньгами и "списком на восемь листов". Когда я была совсем маленькая, мой папа часто ездил в командировки и порой привозил детскую одежду которой не было у моих сверстников. Вот об этой одежде и пойдёт речь.
Например, трикотажный шерстяной детский костюмчик. Его берегли (ибо дефицит!), надевали только по праздникам в гости или в театр. Почему-то в советское время принято было приобщать трёх-четырёх летнего ребёнка к прекрасному, приводя его в оперный театр - процедура для меленького ребёнка чрезвычайно тяжёлая. За 3-4 часа непонятного для меня балета я всегда уставала, хныкала, хотела спать. Меня ругали, но в следующих раз всё равно брали с собой - приобщать к прекрасному. По счастью такое приобщение происходило не чаще, чем раз в несколько месяцев.
Вот для таких культурных походов и пригождались привезённые папой из Сахалина (например) дефицитные костюмчики! В таком костюмчике можно было ещё сходить к родственникам в гости, где весь вечер тщательно следилось, чтобы не дай Бог пятно не посадить!
Итого, ребёнок надевал костюмчик пару раз в театр и раз или два - в гости. А на следующий год шерстяной костюмчик оказывался мал - ребёнок растёт быстро. Дефицитная вещь была в отличном состоянии, а поскольку в те времена Авито не существовало - её обычно отдавали родственниками, у которых были дети младше меня.
Однажды в гостях я встретила ребёнка в своём же костюмчике и громогласно закричала: "Это же мой, мой костюмчик!" Меня, как водится, отругала и назидательно объяснили, что если ты видишь свою вещь на ком-то другом - нужно сделать вид, что ты этого не замечаешь.
Урок, кстати, я запомнила на всю жизнь.
Потом папа привозил из очередной командировки, из какой-нибудь Риги, другой костюмчик и судьба его складывалась идентично: его тщательно берегли, надевали на меня пару-тройку раз, следя, чтобы ребёнок не порвал, не испачкал, не посадил пятно, а потом я из него вырастала и он благополучно передавался родственникам. Кстати, наша семья никогда не была богатой и мне было очень обидно, что взрослые не дают мне носить красивую одежду, привезённую папой издалека, а потом, когда она пролежит годик на полке, её дарят родственникам.
Сейчас, вспоминая "святое" советское детство, я удивляюсь наивности взрослых того времени, предпочитающих беречь одежду в ущерб здравому смыслу.
Чтобы вам не показалось, что это уникальное свойство нашей семьи или только советских людей, приведу аналогичный пример из фильма, снятого польским кинорежиссёром Анджеем Вайдой: "Девочка Никто" (1996).
Маленький эпизод из начала фильма: семья переезжает, девочка-подросток идёт в новую школу. Она знает, что "встречают по одёжке" и ей хочется произвести на новых одноклассников хорошее впечатление. Она старается одеться покрасивее и надевает белые нитяные колготки. Когда она возвращается из школы, мать принимается её ругать - зачем она надела такие красивые колготки? Их надо беречь!
Неразумное поведение. Нитяные колготки - не капрон - они достаточно прочны, а дети-подростки быстро растут. Через год эти колготки будут девочке безнадёжно малы. И что-же, мамаша будет радоваться, что хорошо сберегла эту, теперь уже никому не нужную, вещь?
Тяготение к тому, чтобы оставить нечто красивое, удобное, хорошее - "на потом", на лучшие времена, к сожалению свойственно для выходцев из ХХ века, даже если они выросли не в Советском Союзе, а в какой-то другое стране. Наверное это признак того времени. Сколько раз кричали нам (а потом и мы своим отпрыскам): "Не тронь! Это на праздник! Испачкаешь, порвёшь! Пусть лежит!"
И мы, дети ХХ века, всё бережём красивую посуду, дорогие вещи, бережём до тех пор пока сами не состаримся и не помрём, и наш старательно бережёный хлам не выкинут на помойку.
Не знаю, как Общество потребления, но "общество бережения" - гораздо хуже.
PS. Почему рассказ мой называется "Общество потребления", когда вся статья - про совсем противоположное общество? Ну, не знаю! Называется же картина Пикассо "Девочка на шаре", хотя большую часть полотна занимает мужчина на кубе...
Свидетельство о публикации №220062400049
Евдокия Мамаева 09.02.2022 19:27 Заявить о нарушении