В. И. Вернадский ненаучные мысли

О русском народе, русской интеллигенции, русской культуре; немного о «еврейских вождях»

Здесь (в Москве – А.А.) вся сила интеллигенции, т.к. здесь нет канцелярий и департаментов, которые заставляют ее работать для своих гаденьких и вредных «государственных» делишек. Здесь интеллигенция стоит в стороне или в связи с оппозиционными течениями, или в связи с провинциальным бюрократизмом, который… менее вреден, чем идейный бюрократизм Санкт-Петербурга (1891 г.).
…Очень сильно чувствую силу русской нации, несмотря на ее антигосударственное движение. Сейчас ярко проявился анархизм русской народной массы, и еврейских вождей, которые играют такую роль в этом движении (ноябрь 1917 г.)
Странное впечатление дают русская интеллигенция и русский народ. Дряблость и вялость. И нетронутые силы… На полном маразматическом субстрате выдвинулись евреи – чуждые и враждебные всей старой России… Невежество русского народа – одна причина (популярности в царской России социалистических идей – А.А.), другая – аморализм. Если преодоление первого не дало государство-монархи (т.е. царская Россия, начиная с эпохи Петра Великого – А.А.), то второго не дали духовные и умственные вожди. В этом грех русской интеллигенции. Представители нации – редко «из народа»… Шевченко – и тот доказывал шляхетство (1918 г.).
Русская интеллигенция заражена маразмом социализма  (1918 г.).
Все эти организации (Украинское горно-геологическое общество, Гидрологический отдел Министерства земледелия Украины – А.А.)  находятся в руках русских, и вообще русская культура и ее широчайший рост – единственное наше спасение (март 1918 г., Киев).
Россию пропили и ее интеллигенция и ее народ. Сейчас на поверхности вся эта сволочь – правая и левая, и безразличная. Все ее интересы в брюхе, пьянстве и разврате (1920 г.).
…отвратительные черты ленивого, невежественного животного, каким является русский народ; русская интеллигенция, не менее его рабья, хищническая, продажная, то историческое «варварство», которое так ярко сейчас сказывается кругом, заставляет иногда отчаиваться в будущем России и русского народа (июль 1920 г.).
Мы видим, к чему пришло движение мысли русской интеллигенции – к теперешнему большевизму: идея диктатуры, полицейского государства, отсутствия свободы. Цель оправдывает средства… Отсутствие уважения к человеческой личности (осень 1922 г., Париж).
… Будущее тревожно. Я уверен в силе русского (украинского и т.д.) народа. Он устоит (17 мая 1941 г.).

О борьбе с самодержавием, насилии, революции, исходе войны; о власти при царе и большевиках; о социализме, советском аппарате и снова немного о евреях

Первым делом надо создать общественный стыд и общественное понимание (необходимости борьбы с самодержавием – А.А.) (январь 1895 г.).
Политическая роль земств постепенно сглаживается, и сама идея самоуправления оказывается не совместимой с государственной бюрократической машиной (1900 г.).
…сотни казней, сотни легально и безнаказанно убитых в течение немногих месяцев, в двадцатом веке, в цивилизованной стране, в образованном обществе (из статьи, опубликованной в газете «Речь», 1906 г.).
…мы быстро идем к какой-то катастрофе… (1917 г.)
Революции - и особенно большевизм – ужасны… влезанием в душу, в самое интимное (имеются, в частности, в виду военные реквизиции Добровольческой армии и большевистская практика «уплотнений» и «подселений» ): грабежи касаются всего, причем едва ли есть дом или квартира, которые остались бы за это время нетронутыми (апрель 1920 г.).
Всегда боялся, что социализм даст дисциплину казармы (октябрь 1917 г.).
Большевизм держится расстройством жизни. Это форма низшего порядка даже по сравнению с капиталистическим строем, т.к. она основана на порабощении человеческой личности (декабрь 1920 г., Москва).
…наука должна брать всё, что может, от своих врагов, какими являются комунисты (В.И. Вернадский писал «комунизм», «комунисты» с одним «м» - А.А.) (октябрь 1922 г.).
Москва – местами Бердичев; сила еврейства ужасающая, а антисемитизм (и в комунистических кругах) растет неудержимо… Поражает бедность, пьянство, бюрократизм, воровство, аморализм, грубость… Быт и дух – две области, неподвластные большевикам (из письма, 1926 г.).
Огромное ощущение тревоги. Тревога в том, в здравом ли уме сейчас власть (1 марта 1937 г., Москва).
Политика террора становится еще более безумной… Волевая и умственная слабость руководящих кругов партии… Подбор людей (и молодежи) в партии ниже среднего уровня страны – и морально, и умственно, и по силе воли (1938 г.).
Я боюсь, что социальную лесть и пресмыкательство ЦК партии принимает за реальность, а между тем грозно растет недовольство, и власть… может оторваться от реальности… Большинство думает, что мы и наша армия не могут бороться с немцами. Я думаю, что в конце концов немцы не справятся… У нас две жандармские армии и миллионы каторжников (в т.ч. цвет нации). Наряду с этим… полная неудача снабжения населения нужными предметами потребления после 24-х лет (большевиков у власти – А.А.)… (19 мая 1941 г.).
Учитывая силы обеих сторон, считаю их (немцев – А.А.) положение безнадежным. Но вижу, что (победа – А.А.)  будет стоить очень дорого; могло быть иначе (8 октября 1941 г.).
Все недостатки аппарата сказываются. Не коммунисты сейчас (во время Великой Отечественной войны – А.А.) ведущие, а патриотизм народных масс.

Об исторических личностях

Огромное впечатление (от речи Николая Второго, в которой царь объявил о своем намерении «охранять начала самодержавия» - А.А.) убожества и легкомыслия… Кругом колебания и разброд… (январь 1895 г.).
 Врангель произвел замечательно обаятельное впечатление (1921 г., Крым).
Любовь к Сталину есть фикция, которой никто не верит (май 1941 г).
Одну ошибку он (Сталин – А.А.) сделал: под влиянием мести или страха уничтожил цвет людей своей партии. Все недостатки аппарата сказываются… Государственный человек один – Сталин. Аппарат – ниже среднего (дата не известна).
Речь (Сталина 7 ноября 1941 г.) , несомненно, очень умного человека.

О своем месте в жизни, о жизненной позиции

Среди украинских и русских зоологических инстинктов хочется уйти во что-то такое вечное, которое стоит выше этого и с чем я соприкасаюсь в той творческой работе, которой живу эти месяцы (13 сентября 1919 г., Ростов).
Надо приноравливаться к среде, строя свое, может быть, даже ей не доступное по сути. Равенство есть фикция (26 апреля 1920 г., Симферополь).
Тяжело жить в этой обстановке (гражданской войны – А.А.), хочется скорее в Англию или Америку и отдаться всецело научной работе (июль 1920 г.).
Не знаю, сделал ли ошибку, оставшись (в Советской России – А.А.). Может быть, явится соблазн большой научной работы и по народному образованию в России? А, может быть, в конце концов перееду в Америку? (февраль 1922 г.)
Никогда не мог уйти всецело в общественную и политическую жизнь (1924 г.).
Вчера чувствовал унижение жить в такой стране, где возможно отрицание свободы мысли… Я подумал в этой печальной обстановке: надо ехать в США, в свободную страну и там, в родной среде детей (сына Георгия и дочери Нины, еще до войны обосновавшихся в США – А.А.)  и внучки (и друзей), кончить жизнь (28 мая 1944 г., Москва).
Готовлюсь к уходу из жизни. Никакого страха. Если что может остаться, то переходит в другое живое, какие-нибудь не единичные формы «переселения душ», но в распадении на атомы (и даже протоны) (1942 г., курорт «Боровое», Казахстан).


Рецензии
Если бы русская интеллигенция была заражена настоящим социализмом, то сейчас весь народ России не был бы заражён маразмом капитализма!

Аникеев Александр Борисович   28.02.2023 17:15     Заявить о нарушении