Клуб

 


        Детство можно считать первой страницей в книге жизни каждого человека. И все мы, точно, родом оттуда, из детства, из отчего дома.  Не знаю,как бы сложилась моя судьба, каким бы я стала человеком, если бы не отчий дом. Он у меня был необычным. Моя семья поселилась в небольшой комнатенке при клубе, мало приспособленной для жилья в 1957 году. Все свое детство и юношеские годы я прожила здесь. У нас даже адрес был необычный: улица Степана Разина, клуб лесозавода.

       В те годы клубы были на всех предприятиях, не исключая такие небольшие, как лесозавод.  Прямо на берегу Волги он располагался. И клуб рядом, через железную дорогу, на нижней части улицы. На верхнюю часть от него можно было попасть по крутой лестнице. Клуб в то время жил очень активной жизнью, никогда не пустовал. Это было деревянное, добротное здание. Зрительный зал заполнен стульями, крепкими, хорошо обитыми. Прямо напротив входа круглая печка, покрашенная черным лаком. Еще такая же за сценой. Сцена небольшая, отделялась от зала занавесом  бордового цвета. Когда показывались кинофильмы, занавес заменялся на экран.

      Помещение отапливалось дровами, подъезд к клубу был только с верхней части улицы. Дрова подвозили на машине и просто сбрасывали вниз у лестницы. Приходилось их перебрасывать к сараям , чтобы там расколоть и сложить в поленицы. Окрестная детвора принимала в этом активное участие, как и вообще в жизни клуба.

      Афиши на стене у входа менялись постоянно. В 15 часов можно было посмотреть детские фильмы или мультики. Вечером клуб собирал взрослых зрителей. И если афиша извещала, что с детьми просмотр запрещен: "Дети до 16 лет не допускаются", попасть в зал с ребенком было нереально. Я, конечно, попадала, ведь моя мама была в клубе хозяйкой,  печки, уборка и много других хозяйственных дел были ее заботой. Ну, а я там чувствовала себя, как дома. Советские кинофильмы я до сих пор помню очень подробно, в деталях, потому что смотрела их много-много раз. Перед показом кинофильма обязательно шли киножурналы, рассказывающие о новостях,  о каких-то достижениях науки, техники. После журнала, киномеханик  менял ленту, делая перерыв. В это время в зал могли попасть опоздавшие. Потом уже никого не пускали. Киноустановка ютилась прямо в зрительном зале. Можно было наблюдать. как меняют бабины. Потом пристроили специальную аппаратную для демонстрации кинофильмов.

      В клубе был заведующий. Хорошо его помню: высокий, худой, в очках, звали Сергей Андреевич.  Работа просто кипела. Предприятие маленькое, а талантами обделено не было. Хор постоянно репетировал и выступал на всех праздниках. Голосисто пели частушки заводские девчата. На небольшой клубной сцене участники драмкружка умудрялись показывать замечательные отрывки из пьес.  Летом жизнь в клубе ненадолго замирала. Но тогда мы, местные ребятишки, начинали хозяйничать, с позволения и под присмотром моей мамы. Мы ставили свои пьески. Сценаристом и режиссером была я. Кто-то придумывал костюмы, кто-то их делал, кто-то рисовал афиши, пригласительные билеты, кто-то был артистом, а кто-то просто с восторгом раздвигал и задвигал занавес во время представления. Но хорошо и интересно было всем. И наши детские спектакли собирали немало взрослых зрителей с нашей улицы.

      В начале шестидесятых к клубу пристроили фойе. Стало просторнее, вход был и со стороны фойе. Во время праздников работал буфет, раздевалка, где можно было оставить верхнюю одежду. А еще библиотека-передвижка. Завезли книги из городской библиотеки. А выдавать доверили мне-школьнице. Научили , как заполнять формуляры. Я делала это с удовольствием, тщательно и очень гордилась. А еще читала сама, просто запоями. К концу шестидесятых жизнь в клубе начала замирать. Только вечера молодежные еще организовывались,потом они превратились просто в танцы. В начале семидесятых клуб уже пустовал.

      А в душе осталось все то, что впитала в детстве: советские кинофильмы, звонкоголосые частушенницы, самодеятельные артисты, наши детские спектакли, музыка тех времен, память о людях, которые умели веселиться, дружить, помогать друг другу. Словом, та незабываемая атмосфера, в которой прошло детство. Вот поэтому отчий дом и клуб - единое для меня понятие.

      В 76-м мы переехали. Клуб остался бесхозным, очень быстро там случился пожар. А потом все заросло кустами. А теперь уже и завода нет. Все в прошлом...





       На фото видна улица Степана Разина: ее верхняя часть и нижняя. От железной дороги мостик (мы го называли трапом) ведет  к клубу. Снимок сделан в мае 1957 года. Мы еще там не жили, заселились в  чуть позже, в октябре.
       Фото из архива Галины Поповой.


Рецензии
Есть всегда на огромном белом свете такие замечательные маленькие уютные места, местечки, память о которых согревает, утешает и оберегает человека всю его жизнь. Подобно чудесной негасимой лампаде. Тёплые, дорогие, поистине красивые строки, Татьяна, спасибо Вам большое!
С глубоким уважением и пожеланиями прекрасного февраля,

Антон Валуев   05.02.2024 19:47     Заявить о нарушении
Да, это, то, что всегда согревает душу. Спасибо за понимание, Антон! С теплом и уважением, Татьяна.

Татьяна Буйнова   06.02.2024 08:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.