Вредная привычка

   Я успешно сдал последний экзамен и планировал бурно провести оставшиеся два летних месяца. Но сначала надо отдохнуть, поваляться на диване, перейти на новый уровень в любимой компьютерной игре. Зайдя домой я услышал, что родители на кухне что-то эмоционально обсуждают. Заметив мое появление, они отвлеклись от темы.
- Владик, ну что? Сдал?
- Да, на хорошо. Профессор придирчивый, заваливал вопросами…
- Главное сдал! Поздравляем третьекурсника! - Лица родителей стали менее напряженными.

   Я закончил второй курс медицинского института. Не могу сказать, что учеба давалась мне легко, но я старался. Трудно было её совмещать с другими важными делами, которые есть у всех моих ровесников. Особенно сложно допоздна засидевшись за прохождением очередного уровня, утром не заснуть на лекции. Да и к экзаменам я усиленно готовился обычно в последнюю ночь.

   Новость, которую сообщили родители рушила все мои планы. Мы должны ехать в деревню к деду и бабушке. Срочно, уже собираемся. Бабушка две недели назад сломала ногу, все заботы по хозяйству легли на деда. Дед с трудом справлялся, но не жаловался. А сегодня он добыл у кого-то из знакомых кресло каталку. Бабушка очень хотела на улицу, а на костылях передвигаться у нее плохо получалось. Дед стал ее пересаживать в это кресло и что-то случилось с его спиной. То ли растяжение, то ли защемление. В итоге дед встать с кровати не может, бабушка тоже. Нужно спасать. А Владик у нас почти врач! Моих знаний, конечно, недостаточно для полноценной диагностики и лечения. Зато на роль сиделки я подошел идеально. Родители работают, а у меня же каникулы!
- Это только на неделю. – Умоляла мама. – Я сейчас на работе доделаю отчет, возьму отпуск, уговорим их к нам переехать, квартира большая, буду здесь ухаживать. Ну не мотаться же за триста километров.
- Я тоже пока не смогу, - просил отец, - у меня конференция на следующей неделе, а я еще не подготовил доклад.
- Но мы тебя туда отвезем! – в один голос обещали родители.

    Делать нечего, согласился. И мы поехали. Я одно не мог понять, почему сразу стариков к нам не перевезти. Что изменится за неделю? Родители явно что-то не договаривали.  По дороге я вспоминал как всё детство летние каникулы проводил в деревне. Целыми днями гулял с соседскими мальчишками, кушал вкусную бабушкину стряпню, а с дедом мы ходили на рыбалку и за грибами. Мы ели свежие овощи с грядки, сезонную ягоду, яйца от своих кур, пили парное молоко от собственной коровы. В мои обязанности входило насыпать курам зерно и собирать яйца из гнезд. За последние два года я ни разу не ездил в деревню. Сдавал экзамены, отдыхал с родителями на море, гулял с городскими друзьями и, естественно, без интернета я жить не мог. С дедом и бабушкой мы общались только по телефону. В город приехать у них тоже не получалось.

   Около нашего деревенского дома мы разминулись с отъезжавшей скорой помощью. Через не запертую калитку мы прошли внутрь. Ничего не изменилось с моего последнего визита. Как будто не два года прошло, а только вчера уехал. В доме нас встретила соседка Тамара, полная женщина лет пятидесяти. Она спешила и, отдав нам листок с назначениями врача, быстро удалилась.

   Бабушка Настя, маленькая седая старушка с короткой стрижкой и добрыми глазами, сидела на кровати с вытянутой вперед не сгибающейся загипсованной ногой. Увидев прибывшую делегацию, она расплылась в улыбке, засуетилась, пытаясь встать, и стала хвататься за костыли. Дед, Иван Петрович, лежа на соседнем диване, в свойственной ему грубоватой манере, осадил бабушку, чтобы не дергалась, а то еще что-нибудь себе сломает, и сам стал подниматься, но тут же застонал, зачертыхался и вернулся в исходное положение. Дед, в отличии от хрупкой бабушки, гордился своим атлетическим телосложением и высоким ростом. Это человек еще советской закалки. Привычный к физическим нагрузкам, не смотря на возраст, на здоровье он никогда раньше не жаловался.  Любые проблемы решал сам, не надеясь на чью то помощь. Дед не верил ни в бога, ни в черта, ни в коммунистическую партию. Правда в прошлом отношение к коммунизму он предпочитал не обсуждать, а что касается религии с гордостью декларировал, что является поклонником Бахуса. Свои религиозные ритуалы дед совершал не чаще чем к нему приезжал его давний друг Володька. А случалось это раз в пол года, а то и реже. В остальное время дед был религиозным теоретиком. Он знал толк в лечебных травах. На травах, ягодах и различных кореньях дед делал настойки и подписывал на бутылках какие от головы, какие от давления и так далее. Зная об этом, к деду часто наведывались односельчане со своими болезнями. Петрович ни кому не отказывал, отливал нужное количество соответствующей настойки и денег не брал. Говорят помогало. К сожалению среди настоек  не нашлось ни одной с надписью «от спины», поэтому лечиться дед решил традиционным способом и вызвал скорую, отъезд которой мы застали.

   Уговорив стариков не вставать, мама занялась приготовлением ужина и наведением порядка. А дед подозвал нас с отцом.
- Сходите на поле, надо Зорьку домой пригнать. – Мы с отцом переглянулись. Про Зорьку то я совсем не подумал. Как можно было забыть про существование в хозяйстве коровы? Сколько себя помню, корову дед держал всегда. Сначала Ночку, потом Звездочку, а теперь, оказывается, Зорьку. Стало понятно почему старики категорически не хотели ехать в город. За коровой должен кто-то ухаживать. Мы плохо себе представляли, как выполнить задание деда, но выбора не было, не маму же отправлять.

   В деревне раньше коров держали практически в каждом дворе. В складчину на летний сезон нанимали пастуха, который утром проходил по деревне, собирал бурёнок и гнал на пастбище, вечером в установленное время пригонял обратно, а хозяева встречали своих кормилец на дороге. Сейчас на всю деревню осталось три коровы, одна из них наша. Все паслись на одном поле. Но, как дед сказал, Зорьку мы ни с кем не перепутаем, так как она самая большая и чисто черная.
- Зорька привязана к колышку. Вы отвяжите веревку и так ведите. – Давал дед инструкцию. – Она дорогу домой знает, сама пойдет, а вы за ней. В сарай заведете, веревку отвяжите, пристегните цепь, насыпьте зерно половину зеленого ведра. А потом подоите.
- Дед подожди с дойкой, давай мы осилим первый уровень, приведем твою Зорьку. – Я в детстве видел как бабушка доит корову, но сам никогда этого не делал, у меня даже мысли не было, что мне, городскому парню, такой навык может пригодиться. Бабушка сначала мыла вымя теплой водой, потом вытирала тряпочкой и только после этого ставила маленькую скамеечку, садилась и начинала доить. Молоко толстыми струйками со звоном лилось в железное ведро, которое наполнялось минут через десять. Бабушка процеживала молоко через марлю в заранее приготовленный бидон и шла додаивать остатки. За процедурой неизменно наблюдал кто-то из котов с вожделением ожидая своей порции парного молока.

   Дорогу на поле мы знали. Идти минут десять. Дед предусмотрительно велел нам одеть сапоги. Последнее время шли дожди, и проселочная грунтовая дорога превратилась в сложно преодолимую полосу препятствий. Я сделал вывод, что первый уровень – это дойти до поля, а Зорьку пригнать – уже второй.

   Зорьку мы правда узнали сразу, две другие коровы оказались рыжие. Она мирно лежала посреди поля, жевала жвачку и на наше появление никак не отреагировала. Я отвязал веревку, и тут Зорька, почувствовав свободу, встала на ноги. Теперь она удивленно посмотрела в нашу сторону, потом развернулась и пошла щипать траву на другой конец поля, а совсем не домой, как обещал дед.
   Мы с отцом разработали план поимки коровы. Я должен был заходить справа, отец слева и направлять Зорьку в сторону дома. А черная скотина, казалось, решила над нами поиздеваться. Она носилась по всему полю, иногда останавливалась, поджидая нас, и опять бежала не туда куда надо. Минут через двадцать гонок по полю корова, видимо, устала и сама пошла не спеша в сторону дома.  Зашла в калитку, потом в свой сарай, встала у кормушки, и мы услышали раскатистое мычание. Дрожащими руками я пристегнул карабин с цепью к ошейнику и отвязал веревку. Всё! Корова поймана!

   Мама ужаснулась когда увидела нас мокрых и грязных. Но она очень обрадовалась нашему появлению. Оказывается, мы отсутствовали около часа. Все решили, что с нами что-то случилось и готовились отправлять спасательный отряд на наши поиски.
   Дед ворчал. Ну как можно так долго ходить за коровой? Да еще так промокнуть и перепачкаться? Наши оправдания он слушать не захотел. Этот человек не сомневался, что если он может что-то сделать, то любой другой тоже должен легко справиться.

   Я думал, что все трудности позади. Сейчас минут за пятнадцать, как бабушка, подою Зорьку, поужинаю и буду отдыхать. Все нужные инструкции были получены и я пошел в сарай. Зорька навострила рога в мою сторону и замотала головой. Ладно, ее голова с рогами мне не нужна, нужна только задняя часть. Когда я стал мыть вымя, корова забегала взад вперед. Кое как с этой процедурой удалось справиться. Но если она также будет бегать во время дойки? На помощь подоспели отец с мамой. Наш коллективный разум решил перевязать цепь покороче и поставить вокруг коровы различные преграды в виде каких-то пустых емкостей. Подготовка прошла успешно и я с плохо скрываемым страхом приступил к дойке. Зорька стояла на месте, активно гоняя хвостом  не существующих мух. Я пытался уворачиваться, но все равно несколько раз получил  по лицу. При том, что вымя у Зорьки явно распирало от молока, выдоить не получилось ни капли. Зорьке через некоторое время надоело стоять и она, не взирая на баррикады, махнула задней ногой так, что у меня на коленке образовался огромный синяк. Мама, видя мои мучения, сказала, что это уже слишком, и пошла на переговоры к деду с бабушкой. Отец тоже явно нервничал и что-то бурча себе под нос, удалился за мамой. Началась жаркая дискуссия. Мама доказывала, что корова опасна для жизни единственного внука, что надо от нее избавляться, какая это обуза, что если старикам нужно молоко, то она даст денег сколько надо, чтобы купить. Бабушка молча наблюдала за сценой. Она явно жалела и меня и корову. С дедом бабушка никогда не спорила, зная, что это бесполезно, но всегда  делала так, как считала нужным. Дед орал на всю деревню. После того как он высказал все, что думает о нас, в его голову пришла гениальная мысль:
- Зовите Тамару!

   Тамара быстро подоила Зорьку. Как это возможно? Она хлопнула ей рукой по задней части, крикнула «стоять!», и Зорька спокойно стояла, иногда задумчиво оглядываясь на женщину. Казалось, наша проблема решена.

   Видя, как легко соседка справилась с поставленной задачей, мама начала предлагать ей варианты дальнейшего сотрудничества:
- Тома, давай пока помоги с коровой, молока возьмешь, заплатим тебе...
Тамара оценила ситуацию. Баба она хорошая, но очень предприимчивая, если где светит выгода — не упустит.
- Нет, не смогу. Я себе корову собралась покупать, на двух времени не будет.
Сделав многозначительную паузу она добавила:
- Могу вашу Зорьку купить, но в рассрочку, денег нет.

   Дед был категорически против. Но постепенно начал осознавать, что других вариантов нет. Тамара, естественно, только сейчас придумала, что собирается корову покупать. Она понимала всю безвыходность ситуации и могла диктовать свои условия.
Вопрос решен. Мама очень обрадовалась. Теперь ничто не мешало переезду в город. Корова переселилась к соседке. За предоставленную рассрочку Тамара обязалась приглядывать за курами и поливать огород пока дед с бабушкой будут у нас лечиться. Правда Зорька не долго прожила на новом месте. Через месяц у Тамары на нее нашелся выгодный покупатель.

   Мама надеялась уговорить стариков остаться в городе насовсем. Но,  не дожидаясь осени, они засобирались обратно в деревню. Никакие доводы о возрасте и состоянии здоровья не могли повлиять на это решение. Я не хотел расставаться с бабушкой, которая и здесь не могла сидеть без дела. Как только сняли гипс, она взяла на себя всю домашнюю работу. У нас постоянно были наварены супы, стол ломился от домашней выпечки. Но дед не мог найти в городе себе занятия по душе, поэтому целыми днями ко всему придирался и ворчал.
   После отъезда деда и бабушки в доме стало пустовато. Но вскоре мы привыкли. Быт, работа и учеба не давали расслабляться. Со стариками мы опять общались только по телефону. Дед бодро докладывал, что у них все хорошо.

   Поездку в деревню родители запланировали на майские праздники. Мы хотели сделать сюрприз и о своем визите решили не предупреждать. Калитка, как всегда, была открыта. На пороге дома нас встретила озадаченная нашим появлением бабушка. Она бегом провела нас в дальнюю комнату и зачем-то закрыла все двери. Появился дед. Он начал о чем-то рассказывать бабушке, но увидел нас и осекся на полуслове. Изобразив кривую улыбку на лице, дед стал нас обнимать и неуверенно говорить как он рад нашему приезду. Мне показалось, что вид у деда был как у виноватого нашкодившего щенка. Вдруг до нашего слуха донеслось приглушенное «му-у-у». Дед, пытаясь перекричать звуки с улицы, начал громко расспрашивать о наших делах. Но услышанное «му» заставило нас напрячься. Я, мама и отец, не сговариваясь, рванули к сараю. Из открытой двери на нас смотрело недобрым взглядом очередное рогатое рыжее чудовище...


Рецензии
Ну, правильно, как в деревне без коровы? А если что, покупатель всегда найдётся:—))Милая история:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   21.01.2023 08:07     Заявить о нарушении
К сожалению, прошли те времена, когда корова была в каждом дворе. Сейчас это, скорее, экзотика.
Благодарю за отзыв!

Людмила Семенова   21.01.2023 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.