А. С. Пушкин в рассказах и анекдотах

Со слов И.И. Пущина: У фрейлины Валуевой (приезжавшей в числе других фрейлин императрицы на бал в Царское Село – А.А.) была премиленькая горничная Наташа. Случалось, что лицеисты, нечаянно встречаясь с нею в темных коридорах Лицея, любезничали с хорошенькой горничной; она со многими из них была знакома. Однажды Пушкин подстерегал Наташу в таком темном закутке. Вышло, что в этот раз по коридору прошествовала не Наташа, а фрейлина императрицы княжна Волконская, строгая, немолодая девушка. Пушкин, не заметя «подмены», выскочил из своего укрытия и дерзко поцеловал княжну. Об этом происшествии донесли царю, оставившему дело без дурных для лицеиста последствий. Александр Павлович, якобы, изволил в связи с этим инцидентом высочайше пошутить: «Старая дева, быть может, в восторге от ошибки молодого человека».

Хрестоматийное: Во время пребывания в Крыму (1820 г.) Пушкин увлекся, хотя и по-разному, сразу всеми четырьмя дочерьми генерала Н.Н. Раевского (старшей, Екатерине было тогда 23 года; второй, Елене – 16, третьей, Марии -14, младшей, Софье - всего12 лет – А.А.). Старшую поэт прозвал «гордой девы идеал»; пригожей Елене, как считают, посвящены строки «Увы! зачем она блистает/Минутной нежной красотой?», как, впрочем, и две элегии, помеченные 23 и 24 августа 1821 года. При этом образы Екатерины и Елены, по-видимому, нашли свое ностальгическое воплощение в черновиках стихотворений поэта за 1828 год:

И нет отрады мне – и тихо предо мной
Встают два призрака младые.
Две тени милые – два данные судьбой
Мне ангела во дни былые.

 Наблюдая любовные метания Пушкина, «почтенный генерал» (так назвал  А.С. Пушкин Н.Н. Раевского в одном из писем – А.А.), говорят, изрек с доброй иронией: «Наш поэт заблудился в трех соснах».
 
Из записок К.А. Полевого: Пушкин, встретясь где-то на улице с Мицкевичем, посторонился и сказал: «С дороги, двойка, туз идет». На что Мицкевич отпарировал: «Козырная двойка туза бьет».

Со слов Т.Д. Демьяновой (популярной московской певицы первой половины XIX, цыганки): … небольшой ростом, губы толстые, и кудлатый такой… И только он (А.С. Пушкин – А.А.) меня увидел, так и помер со смеху, зубы белые, большие, так и сверкают… «Поваренок, кричит, поваренок!»…; он мне очень некрасив показался. И сказала я своим подругам по-нашему, по-цыгански: «Гляди(те), гляди(те), как нехорош, точно обезьяна»… Они так и упали со смеху. Он - приставать: «Что ты сказала?»… - Сказала, что «вы надо мною смеетесь, «поваренком назвали»… (Потом) я ему спела… (Он) кричит: «Радость ты моя, ты бесценная прелесть, не поваренок!.. Ахти мне, кричит, радость моя, из-за тебя забыл, что меня жид-кредитор ждет!» Схватил шляпу и выбежал как сумасшедший…

Со слов Прохора Петрова, псаря, служившего в Михайловском Григорию Александровичу Пушкину (сыну поэта – А.А.): Мой дед сказывал, что как-то утром пришла нянька к Александру Сергеевичу, чтобы взять с собой в церковь поминальник. Пушкин хвать у нее поминальник, который за упокой, и записал в нем «новопреставленного раба божьего священнослужителя отца Лариона». Нянька-то была неграмотная, ей и невдомек, про что написал Александр Сергеевич. Принесла она святую книжицу в церковь, заказала просвирки, сдала всё ктитору и стала бить поклоны. Вышел поп Ларион из алтаря и стал листать поминальник – сперва о здравии, потом за упокой. Потом читать принялся скороговоркой, как все попы это делают: «Еще помолимся о преставившихся рабах божьих Аврааме, Петре, Иосифе, боярыне Марии…» - и дошел до свежей записи Александра Сергеевича. Поперхнулся. Перевернул страницу. Глянул еще раз и говорит: «Эва, бес, пакость какая!» Оглянулся по сторонам – заметили ли люди? А кто это нудное чтение слушает?! И вдруг видит: на паперти михайловский барин вид делает, что молится, а сам чуть со смеху не помирает. Понял поп, чья проделка, откашлялся, да как загудит во всю церковь: «Еще помолимся о новопреставленном рабе божьем боярине Александре». Сам завернул руку за спину, будто фелон поправить хочет, и Пушкину здоровенную дулю выставил: мол, накося, выкуси! А Пушкин – ничего, потому как сам был большой шкода…
… Еще любил Александр Сергеевич в светлое Христово воскресенье прямиком из церкви на Ворониче через забор в Тригорское шастать – на куличи и с женским сословием христосоваться… 

Из письма П.А. Вяземского жене: Лодочник (во время переправы П.А. Вяземского и А.С. Пушкина на другой берег Невы – А.А.) рекомендовал нам адресок сводни и барышень. Так вот, Пушкин пошел по адресу, а я, душа моя, вот-те крест! - не пошел…

Из семейного предания помещиков Философовых: К нам в Богдановское нередко приезжал в гости Пушкин. Он играл с хозяином в карты и … ухаживал за его женой. Однажды поэт, открыв ящик карточного стола, быстро написал на листке бумаги следующие строки:

Она таинственно молчала,
И он таинственно молчал,
Она ни слова не сказала,
Он ничего не отвечал.
И наконец, с мольбой во взоре,
Она промолвила ему:
«Мой друг, об этом разговоре
Не говорите никому».

Со слов Л.Н. Майкова: В конце 1820-х годов Пушкин сватался, или намеревался свататься, к С.Ф. Пушкиной (своей дальней родственнице; о ней он писал «… все сокровища Востока/Не стоят сладостных лучей/Ее полуденного ока.» - А.А.), А.А. Олениной (это о ней поэт воскликнул: «И говорю ей: «Как вы милы!»/И мыслю: «Как тебя люблю!» - А.А.), Е.Н. Ушаковой (в ее альбом поэт вписал такие строки: «Вы сами знаете давно,/Что вас любить немудрено» - А.А.). Но намерения не осуществились, а сватовство к А.А. Олениной было отвергнуто. Посетив весной 1829 г. Е.Н. Ушакову и узнав, что она помолвлена за другого, Пушкин в отчаянии спросил несостоявшуюся невесту: «С чем же я остался?» - «С оленьими рогами», - съязвила та, намекая на неудачу поэта в сватовстве к А.А. Олениной.

Со слов П.А. Вяземского: В апреле 1830 г. Пушкин неожиданно уехал из Петербурга в Москву (как потом выяснилось – свататься к Н.Н. Гончаровой – А.А.). Николай I (установивший негласный надзор за поэтом – А.А.) спросил Жуковского: Quelle mouche l’a pique? (Какая муха его укусила?) Жуковский лишь пожал плечами. Между тем государю доложили, что только что в Петербург из Москвы прибыл князь Вяземский. Царь, как передают, с неудовольствием заметил: «Один сумасшедший уехал, другой сумасшедший приехал».

Из дневника М.П. Погодина: Гадалку, у которой, сказывают, бывал сам государь Александр Павлович, желал посетить Пушкин, хотя Е.Н. Ушакова постоянно отговаривала его от этого визита. Однажды Пушкин в разговоре с Ушаковыми сообщил, что был у «гадальщицы» и та предсказала ему, что он «умрет от своей жены». Хотя это было преподнесено как бы в шутку, Е.Н. Ушакова отнеслась к предсказанию серьезно и решилась не принимать предложения Пушкина стать его женой – для его же блага. Дело «разошлось»… 

Со слов О.Н. Смирнова: Однажды на балу Пушкин в присутствии своей красавицы-жены вздумал поволочиться за хорошенькой баронессой Амалией Крюднер (это ей в 1870 г. Ф. Тютчев посвятил свой шедевр «Я встретил вас – и всё былое…» - А.А.). Все заметили эти знаки внимания, в том числе и Наталия Николаевна. Внезапно она уехала с бала домой одна. Когда поэт хватился жены, он тотчас поспешил вслед за ней. Дома он застал супругу перед зеркалом – она снимала с себя бальный наряд.
- Что с тобой? Почему ты уехала?
Вместо ответа Наталья Николаевна отвесила мужу полновесную пощечину. Поэт, как стоял, так и покатился со смеху. Ему было приятно, что жена приревновала его. Потом Пушкин рассказывал Вяземскому об этом случае, говоря, что «у его мадонны рука тяжеленька».

Сценка, описанная в газете «Листок» за март 1831 г.: В одну книжную лавку вошел молодой человек купить «Бориса Годунова». Когда он рассчитывался с продавцом, к стойке подошел какой-то старичок и завел с молодым человеком следующий разговор:
- Что за книгу вы купили?
- «Бориса Годунова» Пушкина.
- Напрасно! (обращаясь к продавцу) Ну что это за сочинение? Инде прозою, инде стихами, инде по-французски, инде по латине, да еще без рифм.
Молодой человек покраснел и молча вышел из лавки.

Со слов В.И. Даля: В 1833 г. Пушкин собирал материалы о Пугачевском бунте в Оренбургской губернии. В Берды, бывшей столице Пугачева, Пушкин разговаривал со старой казачкой Бунтовой, знавшей самозванца и спевшей поэту несколько песен, сложенных о злодее. Пушкин дал ей на прощанье червонец. Местные бабы и старики сочли поведение чужого «кучерявого» человека подозрительным: расспрашивает о разбойнике и ни с того, ни с сего одаряет червонцем. На другой день казаки снарядили в Оренбург к начальству подводу, погрузив в нее престарелую казачку с пресловутым червонцем и доносом: приезжал-де к нам чернявый, кудрявый, смуглый господин, подбивал под пугачевщину и дарил золотом; должен быть антихрист, потому как у антихриста золота завсегда в избытке, да к тому же вместо ногтей у смуглого господина на пальцах когти вострые. Пушкин много тому смеялся…

Со слов П.И. Бартенева (пушкиниста, имевшего репутацию «никогда ничего не придумывавшего» - А.А.): Ко мне в руки попало какое-то, написанное Пушкиным по-французски перед женитьбой письмо. Там Пушкин прямо говорит, что ему, вероятно, придется погибнуть на поединке. Кроме того, в день свадьбы мать невесты прислала ему сказать, что венчание придется отложить – нет денег на карету. Жених деньги послал, но на жениховский фрак разоряться не стал – венчался во фраке Нащокина (П.В. Нащокин – друг А.С. Пушкина – А.А.). Рассказывали, что во время венчания Пушкин, зацепив за аналой, уронил крест; затем, когда менялись кольцами, уронил кольцо; затем погасла свечка, а шафер жениха первым устал держать венец. Пушкин будто бы шепнул кому-то: «tous les mauvais augures…» (все дурные приметы).

Из воспоминаний А.О. Смирновой-Россет: Пушкин – любитель непристойного… Иногда (он) был необыкновенно весел и забавен. У него была неистощимая mobilite d'esprit (подвижность ума)… Наталья Николаевна (жена А.С. Пушкина – А.А.) ревновала его ко мне… «Мне досадно, - говорила она, - что ему с тобой весело, а со мной он зевает…»

Со слов Льва Павлищева (племянника А.С. Пушкина – А.А.): Ольга Сергеевна (сестра А.С. Пушкина – А.А.) мне рассказывала, что через два года после дуэли с Пушкиным Дантесу прострелили нечаянно правую руку – как бы в возмездие за убийство поэта, ниспосланное свыше (впрочем, Дантес дожил до глубокой старости, сделав успешную карьеру в Страсбурге, где он поселился – А.А.). На охоте убит в 1851 г. нечаянно выстрелом и бывший его секундант виконт Даршиак. Жена Дантеса (сестра Натальи Николаевны – А.А.) скончалась во время родов, а одна из их дочерей (Леония – А.А.) возненавидела отца и выучила русский язык…; впоследствии рассудок ее, к сожалению, помутился...


Рецензии
"Со слов П.И. Бартенева (пушкиниста, имевшего репутацию «никогда ничего не придумывавшего»..." К сожалению, Бартенев свою репутацию не оправдал: сегодня лермонтоведы подозревают его в фальсификации авторства стихотворения "Прощай, немытая Россия", а ранее я писал о нём в главе под названием "Пушкинист-предатель", т.к. он, работая на семью Воронцовых, писал о Пушкине и его раскаянии перед М.С.Воронцовым ложь.

Сергей Ефимович Шубин   10.04.2024 19:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.