Божественное солнце

Гелберт Финкс,1656-1778

НА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫ

Когда погаснет неба ширь
И вспыхнут звезды золотые,
Я покидаю этот мир
И возношусь в миры иные!

Освобожденная душа
На серебристых крыльях реет,
Узнать все таинства спеша,
И Бога въяве лицезреет.

Но полнясь светлой красотой,
Былое позабыть не вправе,
И возвращается домой
В обитель праха и бесславья.

И обретает старый гнет,
Чтобы с мечтой своей расстаться,
И там средь сумрачных невзгод
Ждет новые мгновенья счастья!

1770

Мэлли Вуандер, 1588-1653

БОЖЕСТВЕННОЕ СОЛНЦЕ

Два солнца Господь человекам явил:
Солнце небес и солнце любви!
Пусть много лишений узнать привелось,
Но солнце любви прекрасней всех солнц,
Во мраке ночном и в ненастья злой час
Пылая у каждого в сердце из нас!
И здравствовать миру, цветам всем цвести,
И в завтрашний день убегают пути...
Так много в груди неизведанных чувств,-
И ты меня ждешь, я в твой дом постучусь!

1620

Ричмонд Буанелли,1743-1779

КРАТКОСТЬ ПУТИ

Они прошли – как мы пройдем.
Что мы построим, что найдем?
Какие песни мы споем?

Мы веселимся до упаду,
Тому и этому мы рады,
И бунтари и ретрограды!

Мы – временные мира гости,
Но смерть играет в наши кости.
И мы пройдем. И вы пройдете.

И не останется забот,
И все пройдет, и мир пройдет,
Господь к Себе всех призовет.

1772

Янг Кэрри, 1722-1789

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОКОВ

На поле дальнее тумана покрывало
Легло. И звезды хороши!
Как много в нас телесного, как мало
Простой и искренней души.

Словно чугунные упали гири –
Мрак отступил, и луч блеснул зари...
Довольно мне того, что жил я в мире
И с миром смел я говорить!

1770

ОТСУТСТВИЕ

Луна застыла изваяньем.
Не плещет море. Ветер стих.
Нет прежнего очарованья,
Остановились все пути.

Нелепы сумрачные вести,
И, видно, не дождаться дня...
Так скучно жить на белом свете,
В котором нет с тобой меня.

1779

Франк Чезар,1788-1839

БЕДНЫЙ СОЧИНИТЕЛЬ

Безумен дар поэта,
О чем ему писать?
И вот пред целым светом
Начнет смешно рыдать,
Заламывая руки
В неслыханной тоске,
Весь полон скорбной муки
И с честью налегке!

И я, страдалец жалкий,
Карябая стихи,
Достоин гневной палки,
Плодя одни грехи!..
Быть может, поумнею
И брошу все к чертям –
И стану я добрее,
Друзья, на радость вам!
Зализывая раны,
Смирю больную страсть...
И прозу тотчас стану
Ночами сочинять…

1829

Алекс Голдштейн, 1788-1836

ПОЭТ И ПРОСТИТУТКА

«Я стою дорого»,– она сказала мне,
Когда остались мы наедине.
«И вам, скорей всего, не по карману».
И улыбнулась жалобно и странно.

«И слава богу!»– я возликовал.–
Вы – мой кумир и вы – мой идеал!
Устал тащить любовную обузу,
Я жизнью заплатил за ночи с Музой!»

1823

Пьер Гуафарон,!809-1866

***

Кому царем быть, а кому-то голью,
Кому-то плыть по вспененному морю,–
Дай только волю нам, дай только волю,
Дай только волю нам – и мы с судьбой поспорим!

Другим весь век терпеть, терпеть доколе,
И клясть Империи торжественный закат…
Дай только волю нам – да во широком поле,
Дай только волю нам!– да кто ж ее нам даст?

1852

ВЫСТРЕЛ

Я говорю: «Прости меня, не обессудь!"
Чуть светится звезда. В тумане спят равнины.
Судьба сквозная – как простреленная грудь,
Пусть кровь течет, но честь моя невинна.

1853

Не о том пишу – и не тем дышу,
Не тому молюсь, а надо бы на Русь!
Ничего не жду, оседлавши сук.
Не туда иду и не то несу.

Не про то пою, не найдя ответ,
И не с теми пью, но других уж нет.
И не так живу, вновь попав впросак,
И не тем слыву,– все в судьбе не так!

Что ни есть, все бред, сам в том виноват.
И не тот рассвет, и не тот закат!..
Языком молоть будешь дотемна.
И не тот Господь, что не дал ума.

2010


НЕ О ТОМ...

Не о том пишу
    И не тем дышу,
Не тому молюсь,
    А надо бы на Русь!
Ничего не жду,
    Оседлавши сук.
Не туда иду
    И не то несу.

Не про то пою,
    Не найдя ответ,
И не с теми пью,
    Но других уж нет.
И не так живу,
    Вновь попав впросак,
И не тем слыву,
    Все в судьбе не так!

Что ни есть, все бред,
    Сам в том виноват.
И не тот рассвет,
    И не тот закат!..
Языком молоть
    Будешь дотемна.
И не тот Господь,
    Что не дал ума.

1772

СЛОВЕСНЫЙ СОСУД

Как будто это что-то изменит,
Как будто это кого-то спасет.
Ты знаешь бесплодность своих рассуждений
И жизни над музой суровый гнет.

Погаснет звезда над греховным миром,
Разверзнутся проклятые времена –
И возносясь духом неукротимым,
Ты испытаешь страданья сполна!

И сплошные за сомненьем сомненья,
И снова спорить с небом не лень,
И нет ни в чем осуществленья,
И ты пройдешь по земле как тень.

К чему мечтания и обличенья,
Итак хватает бед и невзгод!
Ни для кого это стихотворенье,
Но только в нем твоя правда живет.

1621

Мэг Гиллер,1643-1687

ПУТЬ ХРИСТА

Ты – новое слово
Иль старая глупость?
И мщенье готово,
И смерть улыбнулась.
Ужасных невзгод
Откроются раны.
Зачем, для чего
Торишь путь печальный?

Сомнений напасть
Обрушили боги,
Но поздно менять
Что-то на полдороге.
Сплетается ложь,
Померкла надежда,
И ты вдаль идешь
Один, как и прежде.
Пусть злых бед не счесть,
Стоишь на краю,
Но смей умереть
За правду свою!

1833

ЗАЖИГАЮЩИЙ СОЛНЦЕ

Кто грезит невозможным – тот невозможно пьян,
И он бредет сквозь полночь и сумрачный туман.
И он мечте лишь верен, что сбудется едва ль,
Но все равно за нею спешит в иную даль!

И он свет ясный видит сквозь вековые тьмы,
И он такое знает, чего не знаем мы.
А нам лишь остается ждать в суете невзгод,
Когда он солнце новое в небесах зажжет!

1775


Рецензии