Внутренний делимитат. Глава 5
Из сказанного выше следует, что знаниям в сознании в соответствующей мере свойственно как разграничение (делимитация), так и разграничивание (дилимитация), то есть раскрытие границ знаково-словесного обозначения. Слово «дилимитация» я на свой страх и риск «вычислил» из значения латинской приставки «ди». Так что – не обезсудьте, прошу любить и жаловать этот термин, пусть он по большому счёту и может оказаться ошибочным.
Оба эти свойства знаний в сознании определяют степень догматизации и потенциальную склонность к свободному творчеству. По сути дела, делимитация знаменует культурность сознания, а дилимитация (раскрытие, расторжение границ) – творческую силу духа и мыслительную способность ума.
С самого эмбрионального развития человека оба эти свойства тесно связаны в становлении сознания. Развитию младенца свойственно преобладание делимитации. Вообще, квалифицирование личности младенца до семи лет обычно определяется «невинностью», подчинённостью, несамостоятельностью, хотя именно в этот период внутренняя дилимитация совершает настоящие чудеса. От мелькания внушений и пресса принуждений полноценный ребёнок защищён именно своей «несамостоятельностью», и его дилимитации способствует непосредственность восприятия, не зашоренного формальными знаниями, и частая дружбы со взрослыми. Видеть в младенце маленького «Ангела», свободного и самосознающего – священная обязанность родителей. Конечно, начальная школа – это время усиленного наполнения знаниями, формирования грамотности, в котором несомненно преобладает делимитация сознания. Но отроков уже, со средней школы, а дальше и юношей, нужно вести в благостной гармонии культурного и мыслительного, творческого, духовного, и чем старше личность, тем больше должно быть отклонение ко второму. И так вот желательно всю жизнь – из возраста в возраст, к мудрости в свободе и свободе в мудрости.
Но обычно у людей происходит наоборот: своим своеволием, на корню поражённым внушениями, соблазнами и лестью, человек, чаще всего молодой, выбирает себе ценности и ценностные системы, катастрофически соединяя свою убогую личность, чуждую Истине, с некой игрой в ценности, воспринятой из начальной школы. А игра эта – командная, синдикалистская, групповая…
Корабль тонет, а баре (нувориши!) продолжают пировать, развлекаться и тягаться в своей самости!
Приучать детей к реальному, а не "танцевальному", творчеству с измальства – единственный видимый мне выход из жуткой ситуации гибели подобий образа Божиего в людях!
Несколько слов о сочетании делимитации и дилимитации в сознаниях других сфер духовной культуры. Конечно, идеал – это быть истинно духовным «многостаночником», направленным в ракурс просветительства.
В художественной литературе, конечно же, должна, по идее, преобладать внутренняя дилимитация, но как лукавы эти псевдокультурные штампы, как они тягостны! Подобной же дилимитации стоит ожидать от заинтересованных читателей, которых сейчас воистину стакан воды пруди.
Это относится к остальным сферам художественного творчества в его «жизненности» - одни внушённые образцы, образцы душащие, мертвящие, «культовые».
Крайне плачевна ситуация в научном сознании – начиная с самого названия этого культурного явления. Порченые глупцы многому учатся ради денег, болезненного самоудовлетворения и некой «славы», но глупую или хитрую рожу на изображении никуда не скрыть!
Едва ли один учёный из тысячи как-то соответствует требованию здоровому преобладанию дилимитации в сознании!
А если говорить о религии… В нужный период моей жизни для меня руководящим и вдохновляющим, «дилимитирующим» принципом были примерно следующие слова апостола Павла: «Итак, оставив в основе Христово учение, двинемся в познании дальше, шире и глубже». Не случайно, поступая в 1994 году в аспирантуру истфила РГГУ, я выбрал себе псевдоним «А. Павлов» для выступления как христианин в научной среде и как учёный – перед аудиторией христианской.
Свидетельство о публикации №220062400907