Повелитель корабельных машин
«Не всё – ль равно? Пусть цель далёко,
Эскадре нашей нет преград…
Мы будем плыть… Мы дети рока…
Мы не воротимся назад…»
Маковский
О происходившем на палубе и в надстройках эскадренного броненосца во время ожесточённого боя каждый, находившийся в машинном отделении, мог судить по участившимся приказаниям сверху, ударам и треску разрывавшихся снарядов, пороховой задымлённости и загазованности воздуха, нагнетаемого вентиляторами, когда и так трудно дышалось от жара и испарений работающих механизмов. Все оставались на своих постах, обеспечивая ход кораблю, ибо от этого зависела жизнь тех нескольких сотен жизней, сражавшегося с врагом экипажа.
Инженер – механик, поручик Г. Г. Гагарин старался, как мог ободрить подчинённых, едва стоявших на ногах от напряжения, угнетающего, как тело, так и душу.
Вдруг страшный удар потряс броненосец, его носовая часть получила серьёзные повреждения; через некоторое время это почувствовали машинисты, кочегары, трюмные – все «низы», как постепенно стали покатыми паёлы у них под ногами, а это значило, корабль набирал в носовую часть тонны воды. Однако, у всех уже давно потерялась грань между жизнью и смертью, а в мыслях оставалось только одно желание – не дать сбоя машинам.
На эскадренном броненосце Гвардейского экипажа « Император Александр III» стрельба из орудий и работа машин не прекращались до самого последнего момента погружения корабля в воду. Так, 14 мая 1904 года в Цусимском сражении погиб поручик, инженер – механик Григорий Григорьевич Гагарин, а вместе с ним и все почти девятьсот членов команды броненосца с командиром – капитаном 1 ранга Бухвостовым Н. М.
Поручику было всего лишь 28 лет от роду, в Кронштадте у него осталась молодая жена – Анна Николаевна Львова. С ранних лет, получив прекрасное воспитание и серьёзное образование Г. Гагарин полюбил технику, хорошо рисовал, особенно корабли. В семье все близкие его любили за добродушие и весёлость. Позднее, в обращении с подчинёнными, был тактичен и прост, не смотря на княжеский титул.
В то время положение механика на флоте было незавидным. Бытовало даже мнение, что механики – это «парии флота». Самим собой разумеющимися являлись ремонт машин и котлов, погрузка угля в походах и на стоянках, вахты у работающих машин и механизмов в «недрах» корабля без дневного света при нестерпимой жаре и испарениях.
Григорий Григорьевич Гагарин после окончания Императорского технического училища в 1901 году уже успел походить на кораблях флота, даже совершил кругосветное путешествие. Вольный механик, а затем младший инженер – механик на броненосце береговой обороны «Адмирал Апраксин», броненосце «Пересвет», крейсерах «Адмирал Нахимов» и «Светлана». В 1903 году он вышел в запас, но как только началась война с Японией, подал прошение о добровольном зачислении снова на флот. На эскадренном броненосце «Император Александр III», входившем в состав 2 – й Тихоокеанской эскадры, прошёл три океана, вступив в бой вместе с другими кораблями.
Г. Гагарин мечтал стать корабельным инженером, посвятить себя постройке новых кораблей для русского флота, но, как и многие другие сыны России, отдал за неё свою жизнь.
«Как много пало их в далёком, чуждом море, -
любимых, любящих, весёлых, молодых!
Их окружил злой враг и смял в неравном споре,
И торжествующий в пучину бросил их..»
Н. Флёров
24 июня 2020 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №220062501089
Григорий Гагарин и вместе с ними- почти 900 членов экипажа.
Неужели был такой многочисленный экипаж?? И это- не опечатка?
Даже, если не так. Всё равно поражаюсь героизмом и самоотверженностью
участников того сражения.-
Татьяна 23 16.07.2020 11:02 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик,думаю,что Вам было интересно.
С признательностью,Вячеслав.
Вячеслав Прытков 16.07.2020 13:28 Заявить о нарушении