Повелитель корабельных машин

                ПОВЕЛИТЕЛЬ  КОРАБЕЛЬНЫХ  МАШИН

«Не  всё – ль  равно?  Пусть  цель  далёко,
Эскадре  нашей  нет  преград…
Мы  будем  плыть… Мы  дети  рока…
Мы  не  воротимся  назад…»
                Маковский


О  происходившем  на  палубе  и  в  надстройках  эскадренного  броненосца  во  время  ожесточённого  боя  каждый, находившийся  в  машинном  отделении, мог  судить  по  участившимся  приказаниям  сверху, ударам  и  треску  разрывавшихся  снарядов, пороховой  задымлённости  и  загазованности  воздуха, нагнетаемого  вентиляторами, когда  и  так  трудно  дышалось  от  жара  и  испарений  работающих  механизмов. Все  оставались  на  своих  постах, обеспечивая  ход  кораблю, ибо  от  этого  зависела  жизнь  тех  нескольких  сотен  жизней, сражавшегося  с  врагом  экипажа.
Инженер – механик, поручик  Г. Г. Гагарин  старался, как  мог  ободрить  подчинённых, едва  стоявших  на  ногах  от  напряжения, угнетающего, как  тело, так  и  душу.

Вдруг  страшный  удар  потряс  броненосец, его  носовая  часть  получила  серьёзные  повреждения; через  некоторое  время  это  почувствовали  машинисты, кочегары, трюмные – все  «низы», как  постепенно  стали  покатыми  паёлы  у  них  под  ногами, а  это  значило, корабль  набирал  в  носовую  часть  тонны  воды. Однако, у  всех  уже  давно  потерялась  грань  между  жизнью  и  смертью, а  в  мыслях  оставалось  только  одно  желание – не  дать  сбоя  машинам.

На  эскадренном  броненосце  Гвардейского  экипажа  « Император  Александр  III»  стрельба  из  орудий  и  работа  машин  не  прекращались  до  самого  последнего  момента  погружения  корабля  в  воду. Так, 14  мая  1904  года  в  Цусимском  сражении  погиб  поручик, инженер – механик  Григорий  Григорьевич  Гагарин, а  вместе  с  ним  и  все  почти  девятьсот  членов  команды  броненосца  с  командиром – капитаном  1  ранга  Бухвостовым  Н. М.

Поручику  было  всего  лишь  28  лет  от  роду, в  Кронштадте  у  него  осталась  молодая  жена – Анна  Николаевна  Львова. С  ранних  лет, получив  прекрасное  воспитание  и  серьёзное  образование  Г. Гагарин  полюбил  технику, хорошо  рисовал, особенно  корабли. В  семье  все  близкие  его  любили  за  добродушие  и  весёлость. Позднее, в  обращении  с  подчинёнными, был  тактичен  и  прост, не  смотря  на  княжеский  титул.

В  то  время  положение  механика  на  флоте  было  незавидным. Бытовало  даже  мнение, что  механики – это  «парии  флота». Самим  собой  разумеющимися  являлись  ремонт  машин  и  котлов, погрузка  угля  в  походах  и  на  стоянках, вахты  у  работающих  машин  и  механизмов  в  «недрах»  корабля  без  дневного  света  при  нестерпимой  жаре  и  испарениях.

Григорий  Григорьевич  Гагарин  после  окончания  Императорского  технического  училища  в  1901  году  уже  успел  походить  на  кораблях  флота, даже  совершил  кругосветное  путешествие. Вольный  механик, а  затем  младший  инженер – механик  на  броненосце  береговой  обороны  «Адмирал  Апраксин», броненосце  «Пересвет», крейсерах  «Адмирал  Нахимов»  и  «Светлана». В  1903  году  он  вышел  в  запас, но  как  только  началась  война  с  Японией, подал  прошение  о  добровольном  зачислении  снова  на  флот. На  эскадренном  броненосце  «Император  Александр  III», входившем  в  состав  2 – й  Тихоокеанской  эскадры, прошёл  три  океана, вступив  в  бой  вместе  с  другими  кораблями.

Г. Гагарин  мечтал  стать  корабельным  инженером, посвятить  себя  постройке  новых  кораблей  для  русского  флота, но, как  и  многие  другие  сыны  России, отдал  за  неё  свою  жизнь.
 
«Как  много  пало  их  в  далёком, чуждом  море, -
любимых, любящих, весёлых, молодых!
Их  окружил  злой  враг  и  смял  в  неравном  споре,
И  торжествующий  в  пучину  бросил  их..»
               
                Н. Флёров



24   июня  2020  года                Вячеслав  Прытков   


Рецензии
Здравствуйте, Вячеслав. Вы пишите- ...в сражении погиб капитан и механик
Григорий Гагарин и вместе с ними- почти 900 членов экипажа.
Неужели был такой многочисленный экипаж?? И это- не опечатка?
Даже, если не так. Всё равно поражаюсь героизмом и самоотверженностью
участников того сражения.-

Татьяна 23   16.07.2020 11:02     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! Всё так.Это только один корабль,а вообще в Русско-японской войне потери, понесённые Россией огромны.
Спасибо за отклик,думаю,что Вам было интересно.
С признательностью,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   16.07.2020 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.