Семикаракоры
====================================
Также Семикаракор
Городище, с которым ассоциируют этот хазарский город, расположено на небольшом холме при речке Салок, притоке Сала, впадающего в левобережный Дон. Это сейчас недалеко от городка Семикаракры в Ростовской области.
Всё, что связано с этим древним городом, окружено загадками, мифами и тайнами. Это и именование, и место расположения, окружённое вроде бы неглубокими протоками, но с высоким тростником, так что заблудишься, не знаючи брода. Это и первые поселенцы.
Город возник в двадцатые годы 8-го века, когда хазары потерпели несколько поражений в войне с арабами, желавшими перехватить торговые пути в Европу в междуреченских степях. С этого времени начинается активная миграция населения Северного Кавказа на Дон.
Через эти места проходили когда-то путевые ветки Великого Шёлкового пути. Хазария обеспечивала безопасность этих веток, беря за это пошлину. Караваны из Китая шли по Дону, где они могли остановиться у Семикакор или у Саркела.
По Семикаракрской ветке караваны шли от верховьев Маныча вдоль Сала и дальше по Дону вниз, на Азов. Дальше караваны либо переправлялись через Дон, либо товары водным путём по Дону уходили в Азовское море.
Первые крепостного вида сооружения на Семикаракорском холме относят к концу 7-го века, когда арабский полководец ал-Рабиах впервые потревожил тюркютские покои Северного Кавказа. К этому мнению подталкивают курганы и бугры в районе крепости, которые пока не раскопаны, но они явно более древнего искусственного происхождения.
Поскольку крепости на Дону обеспечивали безопасность торговых путей до Азова, то в этой самой безопасности была заинтересована и Византия, которая участвовала в строительстве крепостей на Дону. Это видно по технологическим приёмам при строительстве стен, технике изготовления кирпичей, способов их обжига, обустройства Крепостей и их Цитаделей.
Крепость Семикаракоры являла собою отлично обустроенное фортификационное сооружение, когда-то окружённое водой. Сама Крепость и Цитадель были прямоугольными, площадь Крепости составляла 4 гектара, что было в несколько раз больше Саркела. Все стены были выложены из сырцового кирпича среднего размера. Для Хазарии эта крепость представляла фортификационный уникум.
В Цитадели все дома были из обожжённого кирпича, кровля из такой же черепицы, что говорит о присутствии здесь крупных хазарских вельмож, ведь только они имели право жить в домах из обожжённого кирпича.
В крепости, по всей видимости, останавливался во время своего сезонного обхода хазарских владений или Царь, или Каган. Тут остались следы ставки хазарских каганов на Нижнем Дону. За крепостью расположилось большое ремесленническое поселение.
В центре Цитадели стояла высокая смотровая башня. Стены были толщиной до 2-х метров, высотой до 5-ти метров.
Крепость города стояла, и сейчас стоит на пологом холме. Её окружают воды рек Сал и небольшие реки, протоки и ерики: Сусат, Салак.
Зодческая культура крепости Семикаракор очень сильно синонимизируется с аналогичными хазарскими крепостями на Северном Кавказе, особенно в Дагестане. Судя по культурным остаткам тут жили люди салтовской культуры, то есть хазары. Если попытаться реконструировать этот город, то невольно возникнет ощущение, что он перенесен на Нижний Дон из Дагестана: совершенно те же строительные традиции.
Крепость с Цитаделью и кирпичными стенами стоили очень дорого. На всё про всё ушло больше двух миллионов кирпичей. Такие затраты могла понести только хазарская знать высшего уровня. Планировка крепости схожа с Правобережным Саркелом, разница только в том, что стены сделаны не из камня, а из сырцовых кирпичей.
По местной легенде жили тут семь братьев Каракорских старой веры, бежавших с чёрных мест от гонений за веру.
По другой местной быличке жил тут некий Семён Каракоров, тоже необычной веры, тоже явившийся с чёрных мет незнаемых и много полезных дел сделавший.
Учёный люд выводит название города от татарского слова «кор», что означает стан или ставка хана. Получается ставка всех ханов.
Языковеды видят в слове «семикаракор» три корня: «семиз», что означает крепкий, «кара», что означает чёрный, возможно слово это вокализировалось как «сара», что означало жёлтый, а у иудеев караимов, община которых там вроде бы была, слово «сар» обозначает царь, слово «кел» или «кала», означает крепость.
Всё это тюркская этимология, которая в совокупности может означать Крепкая Чёрная Крепость, а для кого и Жёлтая крепость, потому что от солнца стены могли со временем и пожелтеть. Что касается слова чёрный, то может быть этим термином предполагалось отпугнуть врагов. Хотя слово чёрный могло обозначать второзначность крепости в политических интригах.
Исследователь, хронист и историк М.Ю.Ага дал этимологию названия города на основе караимской лексики. У караимов слово «сим» означает очень чёрный. То есть слово «семикаракор» может у караимов означать Чёрные Стены. Осталось только выяснить, жили ли здесь караимы.
Эти места сильно насыщены были в хазарские времена крепостями. В пятнадцати километрах стояла ещё одна крепость на Крымском городище. С восточной стороны от крепости, в двадцати километрах, была ещё одна хазарская крепость, это где сейчас городище Золотые горки.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220062501106
Валентин Стронин 17.07.2020 10:21 Заявить о нарушении
Валентин Стронин 17.07.2020 21:33 Заявить о нарушении
Олег Данкир 18.07.2020 23:30 Заявить о нарушении