Двое из прошлого

  "Сегодня Бабарико более опасный враг белорусской нации, чем Лукашенко".
  Кто бы мог когда-нибудь даже  подумать о том, что самый непримиримый враг Лукашенко на протяжении трех десятилетий, бывший лидер Белорусского народного фронта Зенон Пазняк отдаст ему предпочтение!
  Некогда они оба заседали в Верховном Совета БССР того периода, когда было подписано Беловежское соглашение, когда рушился Советский Союз, и республики, входившие в него, принимали решения о своей независимости.
  Мучительнее всего этот процесс дался ВС РБ. Коммунистическое большинство никак не желало и боялось самостоятельности от Москвы, и решилось поддержать резолюцию о независимости лишь после того, как из состава Союза вышла Украина.
  Но Лукашенко проголосовал против, и долго хвалился тем, что он был единственным депутатом, кто решился на это.
  Пазняк в ВС возглавлял большую группу депутатов, избранных как представителей БНФ.
  Влияние БНФ в обществе в ту пору было столь сильным, что никто не сомневался в том, что он "вот-вот" придет к власти, и перед Пазняком кое-кто из депутатов, вчерашних партийных номенклатурщиков, даже лебезили, стараясь с ним "подружиться".
  Лукашенко же был "обыкновенным" депутатом, недавним директором совхоза, с "корявой" русской речью(по-белорусски, несмотря на деревенское происхождение, он так и не заговорил).
  Депутаты от БНФ относились к нему с пренебрежением, а Пазняк, человек образованный, кандидат искусствоведческих наук, вообще его "не замечал".
  Когда пошел слух, что Лукашенко намерен баллотироваться в президенты, когда этот пост будет учрежден, он и его фракция даже не стали поначалу вообще реагировать на "этот абсурд".
  Но оказалось, Лукашенко действительно "пошел в президенты", Пазняк решил составить ему конкуренцию, но проиграл.
  После проигрыша, в 1996 году, уверенный, что Лукашенко посадит его в тюрьму, Пазняк эмигрировал.
  С тех пор он живет то в Польше, то в США, неустанно воюя против Лукашенко, которого он всегда клеймил как ставленника Москвы и агента КГБ.
  Москву же он всегда винил в том, что она "уничтожила" белорусский язык и культуру, всегда "угнетала" белорусов, а в последние годы - в намерении "захватить" Беларусь".
  И - надо же! - ту же песню о "захватнических планах соседа" запел и Лукашенко, в свое время инициатор создания союзного государства.
  На этой теме он продержался двадцать лет и держался бы охотно и дальше, если бы от него не потребовали более углубленной интеграции с Россией, и не перестали поставлять дешевую нефть и газ.
  И риторика Лукашенко резко изменилась, он стал теперь главным защитником суверенитета страны, и все чаще говорит "по-пазняковски".
  Правда, до нынешней президентской кампании Пазняк ни разу не похвалил за это своего извечного врага.
  Он вообще ни разу не похвалил его за все годы эмиграции, и слушать не хотел о том, что какие-то положительные изменения в Беларуси происходили.
  Приехать в страну и посмотреть на все своими глазами он отказывается, убежденный, что его...посадят.
  Это не мешает ему судить о положении дел в Беларуси, потому что он всегда считал себя непревзойденным аналитиком, а факты ему поставляет его партия - осколок некогда большого БНФ, которой все эти десятилетия он управляет по видеосвязи.
  Ему 76 лет, и он все еще бодр и подтянут, а, главное, непоколебимо уверен в том, что может видеть и видит глубже и дальше, чем любой другой белорусский политик или аналитик. И время от времени его комментарии из его Фейсбука или сайта партии перепечатывают оппозиционные газеты.
  На расстоянии же всё видится иначе, и советы и рекомендации, которые Пазняк считает себя не только вправе, но обязанным давать как вождь сопротивления советскому режиму конца восьмидесятых годов прошлого столетия, вызывают недоумение своей неадекватностью.
  Вот и с Бабарикой попал впросак, против которого он выступил, потому что, по словам Пазняка, "за ним русский мир, Газпром, Москва и манкурты".
  Между тем, за выдвижение Бабарико кандидатом в президенты собрано более 400 000 подписей, а Лукашенко, испугавшись сильного соперника, сфабриковал против него и его сына уголовное дело, и держит обоих в СИЗО КГБ.
  Пазняку ли, который, претендуя на роль лидера нации, до сих пор боится, что его посадят, давать ему характеристику  и "предостерегать" от него?
  Как это не прозвучит парадоксально, но Пазняк действительно заинтересован, чтобы его извечный враг остался в президентском кресле.
  На его бичевании он строил всю свою эмигрантскую жизнь, которую сам Пазняк называет своей важной политической деятельностью на благо Беларуси.
  Придет новый президент,- начнется новая страница в истории Беларуси, в которой места Пазняку уже нет.
  С Лукашенко они связаны одной веревочкой:оба персонажи из прошлого,  с которым ни тому, ни другому не хочется расставаться.
  И пока Лукашенко у власти, Пазняк тоже может продолжать играть в свой "вождизм".




























 





 


Рецензии