Квартирная кража и Божий промысел

Кража телевизора – характерное происшествие для начала двухтысячных.
Ночью воры залезли на козырёк подъезда и по трубе газопровода вдоль стены дома забрались на балкон второго этажа. А там уже по-тихому выставили стекло, вынув при помощи ножичка штапик из рамы...

На осмотр мы приехали уже в третьем часу ночи, хотя заявка была ещё с утра. То угон, то грабёж с убийством – надо было отрабатывать резонансные происшествия по горячим следам. В городе две дежурные опергруппы, но по каким-то причинам эта квартирная досталась нам.
На звонок в квартиру никто не реагировал и, когда мы, с облегчением вздохнув, уже спускались по лестнице, предполагая, что заявку эту передадут следующей смене, замок двери вдруг громко щёлкнул, раздаваясь эхом по лестничной клети, и в приоткрытом дверном проёме показался заспанный небритый мужик в трусах. Удивлённо оглашая гулкую лестницу, он заспанно прохрипел: "О! А вы всё же приехали!"

Мы извинились за поздний "визит", а он в свою очередь за беспорядок…
Свободному ходу двери что-то мешало изнутри. Зазвякали пустые бутылки. Ступить было некуда – весь пол был завален ими от прихожей до самой кухни! Прежде, чем безопасно ступить, надо было разгрести ногою место. Понятно, откуда "ноги растут" у этой кражи – собутыльнички...

Когда мы добрались до середины прокуренной и пропитой "хрущёвки", от неожиданности остановились. Две противоположные от окна стены большой комнаты были заняты добротными дубовыми шкафами, за стеклянными дверцами которых – книги, книги… тома священного Писания, жития святых!

Видя наше удивление, Виктор, как представился заявитель, объяснил: его супруга Нина – Царствие ей Небесное – участвовала в духовной жизни храма Александра Невского. Он и хранит эти книги в память о ней, а в спальне обустроил её домашний музей.
И тут меня, как магнитом, притянуло к стеклу крайнего шкафа, где в ряду тёмно-коричневых переплётов, будто специально привлекая моё внимание, выделялся ярко красный и выше других корешок толстого фолианта с золотым тиснением славянской вязью: "ТОЛКОВАЯ ПСАЛТЫРЬ"! Мгновенно во мне ожили не столь давние события, не связанные с работой, но – именно с этой загадочной книгой…

***
Как-то протоиерей Евгений из Гдовских Озеров дал почитать книжку стихов петербургского поэта Евгения Санина, в которой я наткнулся на стих, повторяющий в первой строке псалом 51 царя Давида: "Что хвалишься злодейством, сильный?" В нём идёт развитие авторского сюжета. А меня тогда поразила эта давидовская строка – своей стройной мощью и современной актуальностью, несмотря на давность мысли!
Захотелось увидеть и услышать весь этот псалом преображённым в современный стих, наполняющий смыслом разум и возжигающий душу, как современникам царя Давида... Я тогда ехал в междугороднем автобусе, времени было достаточно и с собою, чтобы занять мысли, был прихвачен Ветхий Завет. Вдохновлённый чувством, я зарифмовал старославянский текст из Псалтири, конечно, не понимая значения некоторых слов и заменяя их своим пониманием. Тогда я, наверное, возомнил себя крутым поэтом, почти царём Давидом! Но там же, в Завете, как бы случайно встретил: "Кто перепишет слова сии и добавит к ним от себя или убавит хоть йоту, на того наложит Бог язвы". Я, конечно, удивился, но особого значения этим словам не придал... Зато вечером того же дня пришлось не просто вспомнить об этом, а испытать настоящее потрясение.

Ложась спать, быстрым привычным движением сдёргиваю носки и… недоумеваю от резкой освежающей боли – на тыльной стороне стопы вместе с носком оторвались множественные кровоточащие гнойники! На другой ноге, теперь осторожно – то же самое, только с тянущей болью отделяю носок с каждым гноящимся нарывом… Первая мысль – какой же это травой я мог так обжечься? Но что-то не припомню, чтобы в тот день я где-то ходил по траве. Похоже, физических причин этим гнойным язвам не было. И тут перед глазами всплыл фрагмент текста "…на того наложит Бог язвы". Ого!!!???... И меня обуял настоящий страх перед Живой Книгой! Своё недавнее стихоплётство я сразу сжёг на горелке газовой плиты, укоряя себя в легкомыслии и гордыне. Раны обработал зелёнкой и ещё три дня наблюдал их заживление, трепеща и удивляясь действию Нематериальной Силы!

Чувство прикосновения к неизведанной Тайне после того случая не покидало меня. Сталкиваясь потом на происшествиях с новыми и новыми людскими трагедиями, я только убеждался, что отношения между людьми не меняются тысячелетиями. Завистники и обиженные преследуют свои жертвы точно так же, как преследовали и Давида.
Но что делает царь Давид? Он не наказывает виновных, а лишь просит Бога разобрать его дело... Естественно, человек не может знать всех обстоятельств и побуждений чужой души, а Божий суд праведен. И такой подход — уже огромный прогресс для тех времён, когда считалось правильным не просто самому покарать любого обидчика, а сделать это на глазах у всех и так сурово, чтобы больше никому не захотелось тебя обижать! Собственно, в армейском или тюремном коллективе такое поведение приветствуется и по сию пору.

В наше время царь Давид несправедливо забыт, его идеология никого не вдохновляет в этом безбожном мире. Похоже, государству выгодно бороться со своим народом, доведённым до состояния преступления... Возможно, и само государство не в курсе первоисточника высокой нравственности.

В общем, не могла душа моя успокоиться, видя это противоречие! Только понял, что нужно учитывать в древнем тексте каждое слово и каждую йоту, и стал посещать занятия по изучению Псалтири в Любятовском храме. Эти занятия очень помогли приблизиться к пониманию филологии древнееврейского и старославянского языков. Возникло много вопросов и желание найти толковых единомышленников, готовых уделять время моим вопросам...

***
И вот теперь, стоя перед шкафом и разглядывая корешок толкования живой Псалтири, я не верю своим глазам… Мой интерес тут же был замечен хозяином. Он предложил открыть шкаф и взялся за ручку застеклённой дверцы. Она не открывалась. Пришлось приложить большое усилие... и  дверца бухнула от лопнувшей молекулярной диффузии, произошедшей за годы между деревянными рамами. Даже, как мне показалось, перед носом разлетелась микроскопическая пыльца этой диффузии! С трудом вынимаю плотно зажатую Книгу и с трепетом переворачиваю обложку с золотым тиснением, открывая титульный лист: "Толковая Псалтырь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по свято-отеческим толкованиям. Перевод с греческого. Репринтное издание. По благословению святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия II. Дозволено цензурою. Киев, 3 сентября 1882 года". И за длинным предисловием спешу найти первый Псалом, вот он: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…", под строкой – страница текста, объясняющего смысл сего с комментариями святых отцов! Вот они, мои единомышленники, готовые безконечно уделять своё время моим вопросам!

Виктор, кажется, заметил мой искренний интерес:
– Если Вам эта книга нужна, можете взять себе.
Я вопросительно глянул, а он только добавил:
– Ну, когда будет не нужна, вернёте.
Тут уж я убедился, что это и есть Божий промысел! Ведь о существовании такой Книги я не знал и не искал Её, даже не просил, но Она Сама мне в руки идёт, от меня независимо!

Последние слова владельца Толкования стали стимулом работы с Псалтирью и оправданием быть нужной Книгой. И, как во всякой работе, принципы экспертного подхода помогли мне сделать ОТКРЫТИЕ – за внешними словами священного Писания находятся слова Внутренние, неизменные, смысловые, которые могут облекаться в одежду современной речи, следуя культуре и моде!

В подтверждение этого открытия в одном из псалмов я обнаружил: "Слова сии взяты из земли и прошли горнило очищения семь раз, и являются суть чистое серебро". А это – кропотливый труд переводчиков. Для многих известных поэтов "горнилом" добывания этого "серебра" соделались их сердца, чтобы современники могли сердцем же воспринять послание царя Давида.
Господь и моему сердцу даёт возможность быть инструментом, соединяющим прошлое и настоящее.

За несколько лет я переложил на стихи лишь около 20 псалмов из 150-ти, но до сих пор они проходят то самое "горнило очищения…", как – судить читателям литературного портала «Стихи.ру», автор: Юрий Яшин Псков (https://stihi.ru/avtor/yurkrim).


PS: На месте осмотра происшествия мне удалось найти следы пальцев рук на стекле, микроволокна одежды в оконном проёме и фрагменты следов обуви на подоконнике, что доказало впоследствии, причастность к краже собутыльников. Хочется надеяться, что Господь поможет Виктору найти смысл жизни…


Рецензии
Да, это явный Божий промысел. Господь одним выстрелом убил двух зайцев: и книгу спас и вам польза.)) Татьяна Внесла Вас в избранные на Стихи.ру, хочется почитать что у Вас получилось.))

Георгиевна   25.08.2021 21:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за интерес к теме и за поддержку "спасения" книги. Но иногда, особенно если Толкование долго лежит на полке, меня мучает угрызение совести, что я, возможно, лишил человека общения с этой книгой!

Юрий Яшин-Чирский   23.09.2021 16:36   Заявить о нарушении