Фильм с красивой тайной - Господин оформитель

Фильм поставленный на "Ленфильме" в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина "Серый автомобиль", хорош уже тем, что открыл нам два актерских имени: Виктор Авилов и Лариса Кузнецова. Об этих актерах разговор будет впереди, а сейчас про фильм.
Для первого восприятия он показался очень необычным. Нет, не элитарным в авторском исполнении и понимании, а именно необычным! В нем было очень много нового, чувствовался стиль, атмосфера той эпохи, которую авторы хотели показать. И главное - в нем изначально присутствовала тайна!
  Картина начиналась с мистического танца-пантомимы. И этот декаденс сопровождал зрителя в течении всей картины, вплоть до автомобиля-призрака, слепящего фарами, летящего в опрокидывающееся лицо художника Платона Андреевича, познавшего страшную тайну...
  Итак, Россия, канун первой мировой войны. Двадцатый век пока еще только на календаре, по хронологии же духа - идет закат минувшего столетия, гибель целой эпохи, чья агония окрашена в роковые цвета увядания. И вот капризное прозрение художников обретает гениальные и причудливые формы в виде возвышенной символики с трагической красотой. Таков подтекст. Впрочем, символика " Господина оформителя" доступна на разных уровнях. И если вам недостанет эстетических ассоциаций, и оттенка иронической игры, то обратите внимание на странную красоту происходящего, на прекрасную игру актеров, на необычные ассоциации вызванные атмосферой этой картины.
"Господин оформитель" не живописная картина давно ушедшей эпохи, а игра-размышление о вечных ценностях бытия, которое оформлено может быть совсем по-разному, но во все времена надобно - если вспомнить классический "Балаганчик" Блока- уметь отличать живую кровь от бутафорского клюквенного сока.

Но не было бы этой красивой тайны в столь необычной истории, если бы не актерский дебют Авилова и стильное исполнение Кузнецовой.
  Первая большая работа в кино у Ларисы Кузнецовой была ее самым удачным взлетом. Она исполняла роль доброй Кати в ленте Никиты Михалкова "Пять вечеров". Эту ее бойкую героиню заметили критики и полюбили зрители, но... Дальнейшая судьба актрисы сложилась таким образом, что все сыгранные ею роли в том числе в спектаклях театра имени Моссовета, сковывали ее, словно панцирь. Ей предлагали однотипных героинь и актриса вынуждена была отказываться от работы в таких картинах. Однажды поднятая высоко планка, слишком утянула ее вверх, а опускаться ниже - она не могла, в силу своего характера. Вскоре роли перестали предлагать, а про Кузнецову забыли. Фильм " Господин оформитель" стоит особняком в ее творческой карьере.
  Другое дело - Виктор Авилов. Именно отсюда, с этого фильма он вошел в большое кино. Необычно яркий, самобытный актер. Его лицо незапомнить невозможно. Вслед за "Господином оформителем" он сыграл еще подряд несколько ролей в конце 80-х. И в каждой перед нами будто были разные актеры. Тут и две роли в картине Рашеева "Любовь к ближнему" - одной из первых экранизаций Леонида Андреева. Тут и американский журналист в детективе С.Арановича "Пресс-центр". Тут и маленькая роль в откровенно неудачном фильме из деревенской жизни " По траве босиком" молодого режиссера Васильева. И наконец, главная киноработа Авилова тех лет - граф Монте-Кристо в фильме "Узник замка Иф" Г.Юнгвальда-Хилькевича.
  И все-таки он актер театральный. Авилов мечтал перенести на экран свои театральные роли. Мечтал воплотить их в кинообразах. Но не удалось ему исполнить много из того, о чем он говорил в своих интервью.
  А Кузнецова - быть может еще ожидает эту актрису творческая удача! Будем надеяться, что творческий старт данный ей в молодости перенесется и на актерскую зрелость не в короткой, а длинной дистанции.


Рецензии