Глас круглого Года. Кредо

                Гласные и Круглый Год.

                Почему люди говорят на разных языках? Случайна ли форма букв, их число, последовательность в алфавите?
   В неделе семь дней, в музыке семь нот, в радуге семь цветов— случайно или закономерно? Люди неохотно отказываются от устоявшихся стереотипов; но человеки склонны к импровизации. И «каждый охотник желает знать...».
    Знакомая с детства подсказка позволила нам в свое время запомнить порядок цветов в радуге. Устойчивый стереотип? Ну да, устойчивей не припомнить, казалось бы. А какая была в своё время импровизация! Ведь изначально Ньютон в своем хрестоматийном опыте с призмой на пути солнечного луча выделил ПЯТЬ цветов!! Потом дополнил их оранжевым и индиго до семи, чтобы число цветов соответствовало числу основных тонов в музыкальной гамме — понятное и узнаваемое желание сделать мир чуточку гармоничнее силой своего воображения! Хотя в природе, если честно, цветов вообще не существует — иллюзия цвета создаёт-ся и только для избранного,«видимого» нашим глазом диапазона.
     О чуде радуги, про «флейты бамбуковой голос, слышный из дальнего леса», непременно хочется рассказать или написать, чтобы удержать чудо, чтобы поделиться им... Никак не обойтись без системы знаков, без стандартного набора символов: азбуки, алфавита, абугиды. Любая система вариативна, она может быть подвергнута изменениям. Большое число алфавитов, как бы они не назывались, располагается в пространстве и времени. С пространством справиться проще: проехать по земному шару и убедиться, что в самом длинном, кхмерском, алфавите 74 знака, а в самом коротком, папуасском рототаксе, всего 12. Краткость рототакса, 5 гласных и 7 согласных, указывает не столько на мудрость папуасского общества, сколько на его малочисленность, нетребовательность и аскетизм. Большинство наций, более преуспевших в овладении дарами цивилизации, чувствует себя комфортно, когда число знаков их систем общения лежит в пределах от 26 до 47.
    В путешествиях во времени мы не так свободны, как в перемещении по пространству. Время безжалостно к пергаменту, бересте, бумаге. Но глиняный Фестский диск и свинцовая этрусская пластина из Мальяно смогли донести до нас не расшифрованные пока сообщения. Надписи по спирали напоминают нам как важно было людям того времени, в пятом веке до нашей эры, быть «созвучными» закону круговращения, фундаментальному закону Вселенной.
    И как следствие такой круглой формы письма, появился бустрафедон — двунаправленное письмо, когда первая строка сообщения
            пишется слева направо, 
   овелан аварпс — торобоан яаротв,               
   а третья строка снова слева направо.               
            Так вспахивает поле оратай. Перековав мечи на орала!

            Пройдет несколько столетий, появятся языковые семьи, и в одной семье будут писать слева направо, как в европейских странах, а в другой с точностью до наоборот (арабы–евреи).
      Самый древний на планете записанный алфавит ученые относят к 1450 г. до н.э. Таблички из глины, найденные на территории нынешней Сирии, содержат 32 буквы, напоминающие клинопись. Все буквы согласные. Гласные появились столетиями позже, в Древней Греции (глосса, по-гречески — язык, речь) , из–за особенного к ним отношения. Сакральное значение гласных звуков открыто признаётся во многих духовных практиках. Считается, что  гласные и их комбинации символизируют Создателя всего сущего, его проявления.
      Поэтому алфавиты из согласных —  инерция сознания, попытка преодоления табу произношения и написания священных звуков. Остатки этого суеверия дожили до наших дней. И сегодня звук «а» после согласной у арабов передаётся на письме горизонтальной чертой над согласной, а в иврите — наоборот, чертой под согласной.
      Все языковые семьи последних трёх тысячелетий можно охарактеризовать как коммуникативный инструмент существующих и создаваемых религий.
      Религия - от латинского religare связывать. Жрецы, волхвы, брахманы — как обручи скрепляют бочку, так и они создают из особей пусть первобытное, но общество.
              Как отмечает В.И. Кальянов, «согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к священному знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек,  приобщившийся к знанию, прошедший обряд посвящения, достигает второго рождения и носит название „дваждырождённый“». Такие одаренные особенными способностями люди доисторического и древнего общества способствовали созданию и развитию языка и письменности. И не только записанные тексты божественных откровений, но и каждая буква в них считалась священной.
        Тем не менее, впоследствии появилось дифференцированное отношение к написанному. Сначала появилась практика палимпсестов, потом, в средние века — варварское уничтожение рукописных раритетов самими священнослужителями.
     «Войны и пожары можно рассматривать как стихийные бедствия. Но как назвать поведение хранителей библиотек и архивов конца XVIII - середины XIX в.? Монахи, тогда считавшиеся "учеными", жгли рукописи, как "ненужную дрянь", топили в Волхове, гноили в сырых подвалах», — пишет Гумилев в своем труде «Древняя Русь и Великая Степь».
       Палимпсе;ст (греч. ;;;;;;;;;;;, от ;;;;; — опять и;;;;;; — соскобленный, лат. "Codex rescriptus")— в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении.  В 1926 году стал широко известен Лейденский   
палимпсест, пергаментная книга, на листы которой в конце X века занесли текст Софокла,  а ещё через четыре столетия его соскоблили, чтобы написать на освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера. Менее радикальный способ использования бывших в употреблении сочинений предполагал написание нового текста поперёк старого.
     Льюис Кэррол написал об этом «8 или 9 мудрых слов о том как писать письма»:   «Моё девятое правило: если вы исписали весь лист бумаги до конца и вам есть что сказать ещё, возьмите ещё один лист, целый, или обрывок — по потребности, но не пишите поперёк уже написанного! Помните старую поговорку: «Что написано не вдоль, не прочтёшь поперёк». «Старую поговорку? — спросите вы удивлённо. — Так ли она стара?» Должен признаться, что приведённая мной поговорка действительно не такая уж древняя. Боюсь, что я сам её придумал, пока писал эти строки! Но всё же не следует упускать из виду, что «старый»— понятие относительное».
   Это же лукавство, в сочетании с серьёзной невозмутимостью мы видим и в трактователях–акрофонистах, ищущих и находящих смыслы в «идущих из глубины веков» посланиях русского алфавита.
   Наш соотечественник Ярослав Кеслер, внимательно посмотрев на старославянский алфавит, обнаружил и обнародовал «Послание к славянам»: «Азбука отличается от всех других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук — одна буква. В азбуке, и только в ней, есть содержание...
    Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и, тем самым, максимально быстрое ее распространение.
Среди основных европейских алфавитов три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица. В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония уже не существенна.  В греческом алфавите прослеживаются остатки акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее - вита), гамма и т. д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов алеф “бык”, бет “дом”, гимель “верблюд” и т. п. Иврит полностью сохраняет акрофонию до сих пор, что, кстати, немало способствует быстрому обучению иммигрантов в Израиле. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.
   Праславянская же Азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении "существенно" отличается от иврита. В иврите все названия букв - имена существительные в единственном числе и именительном падеже, а среди названий 29 букв славянской азбуки по крайней мере 7 слов — "глаголы" . Из них четыре из них в "повелительном наклонении": два в единственном числе (рцы, цы) и два - во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один в     3-ем лице единственного числа (есть) и один в прошедшем времени - “веди”.  Более того: среди названий букв встречаются и местоимения ("како, шта"), и наречия ("твердо, зело)", и имена существительные во множественном числе ("люди, буки"), как и в обычной речи.»
  Переведя последовательность слов–букв «Азъ Буки Веди...Юсъ Ять» на современный нам язык, автор получил следующее откровение :
«Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям -
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно -
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!»
       Другие интерпретаторы предлагают свои варианты прочтения «азбучных истин», они переводя Азъ — начало, Буки — бога, Веди — знать , получают «Начни познавать Бога». Что и говорить, неоднозначно получается послание к славянам. В своё время Пушкин весьма пренебрежительно отозвался о поисках и искателях подобного смысла в последовательно выстроенных символах азбуки.
      С другой стороны, с мутной водой можно выплеснуть и ребёнка. Так же формально можно было бы отрицать и достижение Гвидо д`Ареццо, давшего название  нотам по первым слогам «Гимна Иоанну Крестителю», в котором мелодия каждой строки начинается на одну ступень выше предыдущей. Первые слоги строк и составили  имена нот, дожившие до нашего времени, практически не изменившись:
     Ut Re Mi Fa Sol La SI (си — первые буквы от   Святой Иоанн).
   

            Можно ли с помощью языка путешествовать во времени, восстанавливать утраченные фрагменты Истории?!   
 Если время, подобно стеклянной призме расщепляет истину на множество лучей (языков, религий, алфавитов, фактов), возможна ли обратная операция? Ведь Ньютон не только расщепил свет, но и продемонстрировал, что можно, наоборот, смешав семь цветов спектра, вновь получить белый цвет. Для этого он поместил на пути разложенного призмой цветного пучка (спектра) двояковыпуклую линзу, которая снова налагает различные цвета один на другой; сходясь, они образуют на экране белое пятно.
  Как инструмент общения, язык  одновременно и консервативен и гибок. Он и консервирует явления, устойчиво попадающие в поле его действия, в виде понятий,  и зашумляет ранее зафиксированные связи. Поэтому «восстановление» Истории всегда будет неполным и субъективным, а Истина всегда окрашена оттенками недостаточности.
     Круговращение дня развивает в своём постоянном непрерывном повторении круговращение Года, а круг Года — круг человеческой жизни...
     Все перемешивается и запутывается в котле Земля, вертящемся вокруг костра Солнца. Неизменно только движение по кругу, данное нам в частных проявлениях: год, месяц, срок. Родившись и взрослея, мы измеряем свой возраст годами. До рождения — месяцами. Связь лунного месяца с деторождением очевидна, по крайней мере для женской половины человечества! И традиция называть возраст плода срок тоже связана с Луной. В санскритском тексте 4–го века до н.э. упоминается, что лунный месяц удобно разбивать на четыре части по фазам ночного светила: 
1) новолуние ;
2) растущая четверть (похожая на букву Р ) ;
3) полнолуние;
4) убывающая, стареющая четверть (в контурах которой видна буква С ).
       Если каждую четверть назвать неделей, СРОК рождения ребёнка определится в 10 лунных месяцев или СОРОК недель. Необычайное, удивительное совпадение, созвучное Року, понятие, сопровождающее  всю жизнь человека. Срок прибытия Души сорок недель, срок убытия из материального мира тоже сорок (дней)!  Сорок — со – звучно, со–образно, со–размерно,со –гласованно с Роком. А рок, это и есть иное название Года. Как поздравляют друг друга украинцы: «З Новым Роком»!
«Но всё же не стоит упускать, что «старый» — понятие относительное» — заметил Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэррол, — «Думаю, что вы будете совершено правы, если обратитесь к цыпленку, только что вылупившемуся из яйца, со словами:«Привет, старина!» Ведь он действительно стар по сравнению с другим цыпленком, который вылупился из яйца лишь наполовину». История манит своей беспросветной глубиной. А что же было до кириллицы? А до латиницы? И вообще до языка?!
    По легендам, существовал некогда язык гармоник, позволявший человеку общаться не только с себе подобными, но и со всеми творениями природы. Информация закладывалась в акустическую волну музыкальными гармониками и гласными звуками, выступающими в роли магических инструментов и пересылалась адресату.
       Поэт Александр Блок так воспринял этот язык антеннами своей интуиции : « На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, - катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим Вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир».
Возможно, именно так до сих пор общаются дельфины, пересылая друг другу посредством звука трёхмерные голографические мыслеобразы. Со временем этот, предшествовавший нашему, язык разделился на два направления. Согласные, соединившись с гласными образовали слова; тоны соединились с другими звуками — и появилась музыка, которая, может быть, сама по себе ничего не выражает, но существуют глубины сознания, где мысль словами уже выражается с трудом.
      « Моя жизнь всегда была работой на Духовную Революцию», — говорил о себе человек, выживший в двух мировых  и одной холодной войне. Герман Вирт (1885–1981), выходец из Голландии, учёный, начавший свою научную деятельность с собирания фольклора обитателей Балтийского побережья, посвятил свою жизнь изучению древних верований, обрядов и языков. Он обращался с алфавитами и рунами как с энциклопедиями символов, находя в них отпечатки единого Праязыка . И следы эти привели его на полюс.
 «Все современные языки и религиозные учения являются мёртвым сплетением более непонятных символов и знаков, ключ к которым безвозвратно утерян вместе с полярной землей и полярной расой».
   По мнению Вирта, письменность развилась из календарных знаков, метафизических и геометрических форм, наблюдаемых нашими предками в течении всего полярного года.
   Нам, находясь на кроне дерева языков, корни которого всегда были закрыты от нас и течением времени и изобилием подробностей, будет полезно мысленно перенестись в Арктиду, к истокам планетарного разума.
   На полюсе Год -  для людей, а для планеты это лишь сутки: полярный день и полярная ночь. Даже наших школьных знаний достаточно, чтобы уверено выделить в течении года 4 особенных момента, четыре замечательных явления образа Круглого Года : те же четыре фазы что были явно видны в лунном месяце. Полнолунию соответствует летнее солнцестояние в июне, стареющему полумесяцу — осеннее равноденствие в сентябре, новолунию — зимнее солнцестояние в декабре, и растущему полумесяцу — весеннее равноденствие в марте.
Итак, четыре лика Бога– Года (случайно ли совпадение звучания английского God и русского Год?!), попробуем запечатлеть их видимыми или хотя бы слышимыми формами. Протогласными Праязыка Германа Вирта: а _ е _ и _о _ у .
Для наблюдателя, находящегося на полюсе Земли нет ни запада, ни востока. В течении Полярного Дня каждые 24 часа Солнце движется по небосводу сначала по восходящей, а затем, после полудня, по нисходящей спирали. Чтобы определить этот ключевой момент Года, когда восхождение сменяется на нисхождение, необходимо дополнительное приспособление. На всех континентах, бывших и существующих, оставила свой автограф каста жрецов–астрономов — менгиры, древние обелиски из грубо обработанного камня.
Как говорится, что кельту менгир, то древнему греку гномон. Главная деталь солнечных часов, вертикальный шест, в переводе  на русский, означает указатель (тени). Длина тени от гномона и ее направление изменяются в зависимости от высоты и положения Солнца.
В полдень Полярного Дня конец тени опишет окружность с самым маленьким радиусом. Поскольку  тени от солнца всегда размыты, нечётки, для увеличения точности измерений на вершину гномона помещали пластину с отверстием. Благодаря такому усовершенствованию, на конце тени гномона была хорошо видна контрастная световая точка. Греки называли её солнечным оком.
Восклицательный знак «!» — не что иное как визуализация того восторга открытия, что сродни чувству, которое заставило Архимеда выскочить нагишом из ванны: «Тень, нарисованная Солнцем — прообраз символа «i» («и с точкой», или «и десятеричное» кириллицы) — источник истины для астронома– исследователя глубокой древности!!!
             Момент истины, 22 июня по нашему календарю, пройден. Ярило начинает «ехать с ярмарки», обходит небосвод по развивающейся спирали и 22 сентября, в момент максимального развития, солнечный диск прокатывается прямо по линии  видимого горизонта, окоёма. Последний раз! Взгляд и голос полный горечи, сожаления, прощания: «О–о–о!». Как в « Слове о полку Игоревом»:«О, Русская Земля! Ты уже за холмом...»
        Во все времена суть человека и его внешне устройство почти не изменились. А вот символы алфавита не так постоянны. Буква О, конечно же, исключение. Ведь она не изменила свой облик за 33 века своего существования.        Форма ли рта, произносящего о–о–о, тому причина, восторженное  ли созерцание полной луны, или головокружение в хороводе, изображающем окоём?!— неизвестно...
     А вот буква кириллицы «ук»,отображающая звук у–у–у следующей четверти Полярных Суток изначально писалась Кириллом и Мефодием как оу. Усилиями писцов она со временем превратилась, для скорости написания, в лигатуру, похожую на букву «о», увенчанную крутыми рожками.
    
              Рисунок 1.
       После окончания Полярного Дня в сентябре, после заката Солнца за линию горизонта, как в воронку уходит тепло, свет, радость. Не просто звук у–у , а «у глубинное», о–у–у: стон вьюги, волчий вой в глубокой беспросветной мгле...
            К зимнему солнцестоянию, уходу, умиранию Года от «О» остаётся только воспоминание...на дне воронки.

    Рисунок 2, старославянское написание буквы оукъ
      «Как наверху, так и внизу» — один из фундаментальных законов жизни, впитанный древними жрецами из опыта Круглого Года. Без наблюдений за  небом летом и зимой, Полярным Днём и Ночью, без подсчёта витков– оборотов видимого дневного солнца после момента указанного самой короткой тенью гномона нельзя было бы заглянуть за горизонт и узреть ход солнца ночного.
         Чтобы, находя подтверждение в оборотах созвездий по ночному небу, точно предсказать момент Рождества. Праздника изначального, не конфессионального, незамутненного предрассудками и границами.
               Мы, православные русские, официально празднуем Рождество Христово 7 января. А в братской православной Болгарии  этот праздник  в 1968 году перенесён с 7 января на 25 декабря! Так решил Болгарский Синод. Наверное, исходя из прагматичных соображений, чтобы не искушать паству: ведь празднование светского Нового Года приходится на период самого строгого поста перед Рождеством. Кстати, у болгар и Рождество Христово называется по–древнему : Коледа. Описанные Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» колядки остались к нынешнему времени как рудимент, малопонятный ритуал, стремительно исчезающий с наступлением городской цивилизации. Я это знаю по себе, я — горожанин. Когда–то давно наша семья снимала комнатку в частном доме в пригороде Полтавы. Под Новый Год, зимним вечером прибегали  однажды ватагой ребятишки, стучали в двери с припевками :« Сеем–сеем, посеваем, з Новым Роком поздравляем», получали от хозяев свою порцию конфет– пряников и бежали, весело галдя, к соседям...
      Звездарь, Коза, Механоша — немного нынешних школьников свяжут этих персонажей с Колядками, как и латинское название «календарь» со славянскими словами Коледа, Коло, круговращенье.
 И неудивительно! Еще в середине двадцатого века Герман Вирт отметил: «Священный смысл Года совершенно неизвестен современному городскому человеку».
     А оптимист возразит: «Но ведь каким– то чудом пробился сквозь войны, революции, реформы, религиозную нетерпимость и надменный атеизм этот отзвук великого праздника, колядки - ритуал АрктГеи, фиксирующий момент, когда во мраке безнадёги, в конце концов, вспыхивает надежда, рождается искра».
    Буква Оукъ, портрет звука «у», в славянской азбуке имеет значение «закон».  Нетрудно увидеть  один из законов Круглого Года как в изображении буквы, так и ее полном имени оукъ:  о–у–къ. Закон «Вечного двигателя Жизни», угадывается в описании работы современного двигателя внутреннего сгорания: нечто Обильное, Объемное, Облое ужимается до предела, до нижней мёртвой точки — мёртвой потому что без внешнего импульса механизм остановится — но в этот драматический момент проскакивает ИСКРА! Скандинавская руна Кано — огонь, факел; японские иероглифы Ка — огонь, Ки — энергия, жизненная сила, прана.
   Каким же звуком, какой гласной может быть названа эта искра, как не а–а–а, криком новорожденного?
   Труднее осознать почему этому звуку соответствует изображение А. Известно, что А,а берет начало от первой буквы греческого алфавита «альфа» (;, ;).
       Альфа же — от финикийского  «алеф», обозначавшего согласный гортанный звук. По наиболее популярной версии начертание алефа возводится к рисунку бычьей головы.            
          Рисунок 3.

Рога нам уже встречались среди участников Колядок : Коза!! И изображение звука у–у буквой оукъ тоже имеет определенное сходство с рогатой головой! Что если жрец (Звездарь), и его помощники , Коза и Механоша, разыгрывали  в полярной мгле ритуал наступления Нового Года примерно по такому сценарию:  Звездарь по положению созвездий определял фактический момент зимнего равноденствия. Этот момент, как мы уже догадались, отстоял от момента ухода Солнца за горизонт на столько же оборотов созвездий, сколько оборотов Солнце проходит от точки летнего солнцестояния до ухода за горизонт. Если Год был, к примеру, 360 дней, то  через 90 оборотов Земли вокруг своей оси  после осеннего равноденствия  ( что для  земного наблюдателя в Полярной Ночи проявляется в оборотах звездного неба) можно предсказать поворотный момент Года: невидимое Солнце достигло «дна», нижней мёртвой точки. Звездарь подаёт видимый всем знак, например, зажигает костёр или факел, Коза наклоняет  рога и начинает преследовать участников  ритуала–праздника, угрожающе наклонив голову. Кого догонит, тот «откупается» принесенными дарами, а Механоша складывает их... в мешок, носимый на плече!!! Кто знает, может быть, играя с малышком, приговаривая : «Идёт Коза рогатая за малыми ребятами», мы проговариваем древнюю формулу Коледы, устно преодолевшую десятки тысячелетий!!
  «Король умер, да здравствует король!»
   Имена богов, наших духовных начальников, Аллах, Агни, Астарта, Ахуромазда, Атон, Аполлон...не зря начинаются с этой божественной А. В кириллице подстрочный смысл Азъ, — « начало». Числовое значение буквы, единица, и в быту носит созвучное имя «Раз».
  Гласный звук «А» является самым распространённым в языках мира. Нет языка, в котором не было бы такого звука. Например, в убыхском языке всего одна гласная, и это   «А» .
            Нанесем на схему Круглого Года те протогласные, которые мы уже прочувствовали:  i — на макушке, Оукъ и Азъ внизу, О — между ними, по горизонту, по экватору.
Буквы, наиболее призрачный эфемерный фрагмент материи, помогают нам проявить то, что лежит за пределами наших материальных возможностей, запечатлеть оттенки ликов Бога– Года. Только из–за материальности мира, данного нам во времени и пространстве, протогласные существуют оторвано друг от друга, на наш взгляд, не связанно. Предметные и фактурные, как элементы мозаики, при взгляде, отстраненном от материальности, из Космоса нашего сознания, они создают многомерный образ Божественного Года, источника, корня нашей цивилизации.
   Постичь этот образ непросто. Действительно ,  «однаждырожденный» - не прозревший или не постигший или не достигший сущностного, не поверхностного знания - ничем не отличается от животного. И не зря святки на Коляду начинаются даже в дошедших до нас обрядах ожиданием первой звезды, а заканчиваются в крещенскую ночь Богоявлением. Таинство звезды доступно избранным, жрецам, волхвам — „дваждырождённым». Остальным нужно Чудо. И они его получают, незримое, но ощутимое чудо Богоявления!
...говорят,  что Крещенской ночью небо открывается и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дуть и вся вода превращается в вино. Коли в этот момент зачерпнёшь воду, она останется лекарством от всех болезней...   
 ...чтобы увидеть          Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнётся ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится»...
      Время перед рассветом— самое темное, самое трудное. Поэтому живому существу, на три четверти состоящему из воды, помощь через воду — самая эффективная подпитка его возможностей, исчерпанных тремя месяцами полярного мрака. Импульс витальной энергии доходит до каждой  клеточки, до каждого дремлющего под снегом корешка. Бог с вами, Год не оставить вас своей милостью! Накормит-нагодует...
     И вот, наконец, долгожданный конец Полярной Ночи. Горизонт светлеет. Солнце идёт из глубины как большая рыба, она ходит кругами, самой её не видать,  только белёсый размытый контур угадывается! Вот–вот появится, блеснёт лучом - плавником. Кто первым увидит, не удержится от возгласа :« Ей–ей!». «Есть! Живём!»— так мореплаватель восклицает с верхушки мачты: « Земля!!»
    Показательно, что в нынешних славянских алфавитах «е» это не только  звук и буква, но и глагол «есть» ( в украинском и белорусском языках), а в старославянской азбуке имя буквы Е — « есмь».
  Последний, пятый, звук становится на своё место на схеме Круглого Года. В весеннее равноденствие Год–Бог в образе солнца возвращается к людям из видимого небытия, из мрака Полярной Ночи, является как владыка Небесного, Человеческого и Земного миров. Не становится, а именно являет–СЯ. Являет себя!
  Полярным днём солнечное владычество очевидно, Полярной ночью, после ухода за горизонт, под землю, местом владычества Солнца становится земля, мир подземный, невидимый. И в каждое мгновение Года человек, между Небом и Землей, ощущает в себе огнь жизни, ощущает, что все огни — происходят от Солнца, как до сих пор считают последователи зороастеризма. Они различают :

*«Благодружественный»— горящий в телах людей и животных.
 *«Приятственнейший» — горящий в растениях.
  * «Действеннейший»— огонь молнии.
  * «Святейший» — обычный земной огонь, в том числе и «Победоносный» огонь , тот, что горит в храмах.

     В восточной философии существует особый дописьменный знак, триграмма, или «ба гуа», состоящий из трех горизонтальных черточек. Три уровня бытия: Небо, Человек, Земля. И еще существует иероглиф « князь, царь, король»:
               Рисунок 4.
       вертикаль, соединяющая небо, землю и человека: эта же композиция , по– видимому,  лежит и в основе начертания буквы Е.

         В болгарском языке о своём возрасте скажут : «Аз съм (Азъ Есмь!) на 20 години».                В Евангелии от Иоанна говорится о возрасте всего Сущего:« Прежде нежели был Авраам, Азъ Есмь».               
           В христианстве «Азъ Есмь» — высшее «Я» человека, его Дух Святой.  В откровении Иисуса : « Азъ Есмь Путь и Истина и Живот» — чувствуется отзвук, эхо более древней религии, видно пунктирное направление движения Года от Рождества, искры Божьей, через  «Азъ» Богоявления к «Азъ Есмь» Масленицы — праздника более древнего, чем арендованный христианством канун Пасхи. Названия Пасхи на славянских языках не оставляют сомнения в наслоении христианской религии на более древние обряды, посвященные весеннему равноденствию:
современное русское "Вели;к де;нь";
польское  "Wielkanoc";
чешское  Velikonoce;
 словацкое  Ve;k; noc;
 словенское Velika no;;
  в.-лужское  Jutry;
  сербохорватское Великден; 
  болгарское Великден  ;
 ст.-славянское  Великъ дьнь,...
   Всё логично! Утро — это как раз время между Великой (большой) Полярной Ночью и Великим Полярным Днём!!
Очень похож на Масленицу и праздник Новруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения.  Интересно, что на территории  Ближнего Востока Новруз отмечается только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов. Переводится на русский, так же символично, как Великдень: «Новый день», его празднуют   21 марта  прыжками через костёр, вождением Козы, хороводами, крашением яиц и другими знакомыми атрибутами. Как будто стеклянная призма времени преломила свет забытого древнего праздника на разноцветные лучики и окрасила ими более «молодые» праздники, известные нам.
          Вот и замкнулся Круг.  Мы увидели на образе Круглого Года все протогласные  как иероглифичную мантру внеисторического существования человека, созвучного Божьему Году : А – Е – і - о - у. Этот порядок гласных сохранился и в папуасском Рототаксе и в испанском и в русском. Этот порядок движения жизни, ощущаем утром, днём, вечером, ночью; весной, летом, осенью, зимой; младенцами, юношами, мужами...Порядок следования основных гласных доносит до нас на современном русском языке вневременное, исконное откровение Года–Бога : « Азъ Есмь источник обретений, утрат». Хлебом насущным Год не обделит  никого...
   ...бОльшая часть моей жизни прошла в городе; мне ли не чувствовать правоту Германа Вирта, сказавшего: «...главная причина всех бед — в отпадении современных людей от вечного жизненного ритма Божьего Года. Поэтому они не живут сами, но их проживает нечто постороннее, чуждое; они гниют телом и душой и стареют уже в юности...Священный смысл Года совершено неизвестен современному городскому человеку».

       Эти слова так и остались бы для меня набором букв, если бы не Талнах, город–спутник заполярного Норильска... Два месяца я работал там в стройотряде в разгар полярного лета! В тундре оказалось так много неба и солнца, что  от этого обилия внутри меня зазвучала ода Солнцу. Хорошо, что я не поленился записать её :
    « Утро — в трудах и заботах:
шарик земной ломаем ломами;
а Солнце жёлтою нотой над нами гаммы играет на проводАх.

     Полдень, источенный потом,
расплавлен, неистов, пронзителен;
и самой высокою нотою Солнце звенит в зените!

    Вечер, руки свинцом налиты,
мир покою устало открыт;
и над горизонтом Солнце гудит...
Размеренно и басовито...».


Рецензии
Хорошая работа, Пимонович!

Александр Скрыпник   23.12.2022 20:18     Заявить о нарушении
Это - Кредо, Саша {credo - «верю» — личное убеждение, основа мировоззрения)}.
Оно не может быть ни хорошим, ни плохим.
Порадовал ты меня своим вниманием.
С благодарностью,

Евгений Пимонович   23.12.2022 20:39   Заявить о нарушении
Тебе это созвучно?

Евгений Пимонович   23.12.2022 20:52   Заявить о нарушении
В этом плане никогда не задумывался, Пимонович. Разве только в том направлении, что топонимика и изучение праязыков много дают в понимании истории человеков

Александр Скрыпник   23.12.2022 21:47   Заявить о нарушении
"Евгений Пимонович Над судьбой. Том третий. Глава шестидесятая 30.12.2022 11:46 авторская страница
Евгений Пимонович Над судьбой. Том третий. Глава пятьдесят девятая 30.12.2022 11:41 авторская страница
Евгений Пимонович Над судьбой. Том третий. Глава пятьдесят восьмая 30.12.2022 11:25 авторская страница
Евгений Пимонович Над судьбой. Том третий. Глава пятьдесят седьмая"

30.12.2022 11:16 авторская страница
Евгений Пимонович Над судьбой. Том третий. Глава пятьдесят шестая 30.12.2022 11:09 авторская страница
Жека, на этот роман нашлось две дамы, дошедших до последней главы, гиперрецензии в эпилоге. И один укронацист, сломавшийся на 63 главе. Так что ты явно выбиваешься из списка "потребителей контента" для которых первая прочитанная глава прочно становилась последней. Вот я и думаю, не пора ли нам вступить в диалог, пока ты не бросил читать?!

Лев Хазарский   30.12.2022 13:13   Заявить о нарушении
Льву Харазскому опять захотелось развлечься, позаниматься харразментом?
- в личку!

Евгений Пимонович   30.12.2022 13:48   Заявить о нарушении
"Льву Харазскому опять захотелось развлечься, позаниматься харразментом?
- в личку!

Евгений Пимонович 30.12.2022 13:48"
во-первых, ничего преступного, постыдного и даже неприличного в этом нет.
ну, а тебе, жЕНЬКА, я попрошу Бога дать сил найти в себе, то есть в тебе, Е.П., силы(ничего, что тавтология?!), дальше роман НЕ ЧИТАТЬ.
СПРАВИШЬСЯ с СОБЛАЗНОМ?!!!

Лев Хазарский   30.12.2022 17:42   Заявить о нарушении
если не справишься, я ВНОВЬ буду вынужден удалить его со страницы, уж извини если сможешь. а не сможешь, и без извинений обойдёмся

Лев Хазарский   30.12.2022 17:44   Заявить о нарушении
Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе

Евгений Пимонович   30.12.2022 19:29   Заявить о нарушении
"Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе

Евгений Пимонович 30.12.2022 19:29"
СЛОВО ПАЦАНА!!! ты сказал -ВСЕ слышали. С такими друзьями как ты и врагов не надо. Просто жажду НИКОГДА не увидеть тебя на своей странице. ПРОЩАЙ...

Лев Хазарский   30.12.2022 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.